Вопросы и дополнительные задания

1. Как вы считаете, зачем необходим в социальной работе критический анализ? Приведите примеры того, как некритичное представление о социальных проблемах может привести к дискриминационной практике социальной работы.

2. Объясните, что такое гендерный подход. Раскройте содержание этапов внедрения этого принципа в процесс подготовки и принятия решений.

3. Почему и в каких случаях необходимо применять гендерный анализ? Раскройте содержание этапов гендерной экспертизы проектов.

4. Опишите исследовательский дизайн в гендерном анализе социальной политики и социальной работы. Какие виды анализа социальной политики вам известны? Как вы понимаете выражение «оценка эффективности»? Где применяется такая оценка?

5. Где используются и для чего нужны гендерно чувствительные индикаторы. Приведите примеры.

6. Расскажите, что вы знаете о различиях между качественными и количественными полевыми исследованиями, качественными и количественными методами.

7. Что такое кейс-стади? В чем состоит специфика метода феминистской этнографии? Предложите свою идею исследования организации в гендерном ключе.

8. Расскажите об особенностях метода интервью в гендерных исследованиях.

9. Какие неопросные процедуры в гендерных исследованиях вам известны? Расскажите о наблюдении и анализе текстов.

10. Где применяется и для чего нужна гендерная статистика?

11. В чем состоят задачи прикладного социального исследования? На каких теоретических идеях основаны партисипаторные и акционистские исследования? Предложите свою идею партисипаторного и акционистского исследования.

Литература

Основная

Баллаева Е. Гендерная экспертиза законодательства о репродуктивных правах: права женщин / Проект «Гендерная экспертиза». М.: МЦГИ, 1998.

Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях / Под ред. М. Малышевой. М.: МЦГИ, 1997.

Воронина О. Гендерная экспертиза законодательства СМИ / Проект «Гендерная экспертиза». М.: МЦГИ, 1998.

Гендерная экспертиза законодательства в России / Под ред. Л. Завадской. М.: Изд-во БЕК, 2001.

Горбачева Т. Л. Гендерная статистика в России // Экономика и социальная политика: гендерное измерение. М.: Academia, 2002. С. 229–248.

Женщины и мужчины России. М.: Госкомстат России, 1999.

Исаев Н. И., Коршунова Т. Ю., Кузьминов Я. И. Введение обязательной государственной экспертизы законодательных решений и ее институциональное обеспечение // Правовое обеспечение экономических реформ: социальная сфера: 1999 г. М.: Высшая школа экономики и Российский фонд правовых реформ, 2000.

Малышева М. М. Анализ качественных данных в гендерных исследованиях // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М. М. Малышевой. М.: Academia, 2001. С. 146–168.

Мещеркина Е. Ю. Качественные методы в гендерной социологии // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М. М. Малышевой. М.: Academia, 2001. С. 169–187.

Ньюман Л. Неопросные методы исследования // Социс. 1998. № 6. С. 119–129.

Пособие по гендерному анализу. М.: Эслан, 2001.

Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания: В 2 т. / Под ред. М. Малышевой, М. Баскаковой. М.: МФФ, 1998.

Практическое руководство по внедрению гендерного подхода / ПРООН РБЕС. 2000/2001.

Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России. М.: ИНИОН РАН, 2002.

Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара: Самарский ун-т, 1995.

 

Дополнительная

Альмодавар Ж.-П. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория: сопоставление масштабов анализа // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 2. С. 98–105.

Биографический метод в социологии: история, методология, практика / Ред. кол. Е. Ю. Мещеркина, В. В. Семенова. М.: Ин-т социологии РАН, 1994.

Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М.: Высшая школа, 1989.

Веселкова Н. В. Методологические принципы полуформализованного интервью // Социология 4М. 1995. № 5–6. С. 28–40.

Доклад о развитии человека за 1995 год / ПРООН. Нью-Йорк; Оксфорд: Оксфорд Юниверсити-пресс, 1995.

Женщины в 2000 г.: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке. Доклад специального комитета полного состава 23-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 5–9 июня 2000 года. Нью-Йорк, 2000.

Журженко Т. Ю. О междисциплинарном подходе, профессионализме и научной объективности в гендерных исследованиях // Социально-правовой статус женщины в исторической ретроспективе: Материалы международ. науч. конф. Иваново, 1997.

Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997. С. 224–291.

Маслова О. М. Качественная и количественная социология. Методология и методы // Социология 4М. 1995. № 5–6. С. 5–15.

Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью. М.: Институт молодежи, 1992.

Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1, 2 / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. М.: Наука, 1990.

Одна жизнь – два мира. Мужчины и женщины в период перемен. Народонаселение мира. 2000 год / Фонд ООН в области народонаселения. New York, USA, 2000.

Потолок пола: Сб. науч. и публицист. статей / Под ред. Т. В. Барчуновой. Новосибирск, 1998.

Радина Н. К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях // Вопросы психологии. 1999. № 2.

Романов П. В Феминистская этнография: обзор основных концепций, методов сбора данных и политик интерпретаций // Гендерные исследования. № 6 (1/2001). С. 322–335.

Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.

Синдяшкина Е. Н. Некоторые подходы к проведению социальной экспертизы федеральных целевых программ // Территориальные проблемы социальной политики. М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 228–234.

Томпсон П. История жизни и анализ социальных изменений // Вопросы социологии. 1993. Т. 1. № 1/2. С. 129–138.

Шведова Н. А. Просто о сложном: гендерное просвещение. М.: АНТИКВА, 2002.

Ярская-Смирнова Е. Р. Нарративный анализ в социологии // Социологический журнал. 1997. № 3. С. 38–61.

Ярская-Смирнова Е. Р. Одежда для Адама и Евы. М.: ИНИОН РАН, 2001. С. 52–72.

 

Интернет-ресурсы