В процесс подготовки и принятия политических решений

1. Гендерный подход к составу участников: кто разрабатывает решения на политическом уровне?

2. Гендерный подход к программе: в чем суть вопроса?

3. Гендерный подход к достижению равноправия: какую цель вы ставите?

4. Отражение ситуации: какой информацией вы владеете?

5. Знание вопроса: исследование и анализ.

6. Разработка стратегии и определение мероприятий в рамках определенного проекта с учетом гендерных интересов.

7. Аргументы в поддержку гендерного подхода.

8. Реализация проекта и отчетность с точки зрения гендерного подхода.

9. Постоянный контроль за ходом событий с точки зрения гендерного подхода.

10. Оценка: чего удалось добиться?

11. Конкретизация и уточнение гендерной программы: взгляд на суть вопроса.

12. Взаимодействие в интересах укрепления позиций гендерного подхода.

 

Руководство ПРООН содержит серии «примеров гендерного подхода», отобранные на основе специфики того или иного сектора или сферы деятельности, для которого разрабатывается определенная программа. Оно, в частности, предлагает секторальное внедрение гендерного подхода и выделяет 11 секторов: макроэкономика и торговая политика (здесь же бюджет); управление и участие; труд (безработица, поиск работы и переподготовка, продуктивный и репродуктивный труд и т. д.); образование; здоровье (гендерное насилие, репродуктивное здоровье, реформа здравоохранения); бедность; правосудие и права человека; наука, исследования, информационные и коммуникационные технологии (статистика, гендер как научная переменная, карьера в науке и др.); СМИ (отражение гендерных ролей и стереотипов, доступ, участие и контроль); окружающая среда и развитие; оборона, конфликт и строительство мира (военные и оборонные институты, гендерные роли в военном конфликте и войне, разрешение конфликтов и ситуация после конфликта) 1.

 

__________

1 Шведова Н. А. Гендерный подход // Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. М.: Информация – XXI век, 2002

 

 

Особенностью постсоветской социальной политики в России является развитие в ряде ее направлений особой идеологии, основанной на доминировании дисциплинарных форм и расширении социального контроля. Речь идет об ужесточении мер по выяснению так называемой «нуждаемости» в отношении инвалидов, бедных, мигрантов, а также об усилении репрессивной компоненты в программах работы с наркозависимыми и правонарушителями в сфере нетяжких преступлений. Поскольку идеология социального обеспечения оправдывает контролирующие и дисциплинирующие формы социальной политики, есть риск так называемой антисоциальной политики. Речь идет о таких ситуациях, когда контроль и дисциплина становятся более приоритетными, чем главная функция социальной политики – забота государства о благополучии своих граждан.

В современной России стратегии политиков в отношении социальных проблем не всегда отличаются гуманистическим содержанием. В свою очередь, следуя этим стратегиям, социальные работники и администраторы социальных служб подчас в большей степени озабочены сохранением государственных фондов, чем судьбами простых людей, и решение сложных ситуаций подменяется проверкой честности клиентов и обоснованности их претензий на субсидии и социальную помощь. Для политиков социальные проблемы бедности становятся понятными в терминах ущербности – «психологическая дезадаптация», «неблагополучные семьи», а сам факт бедности или нужды рассматривается как причина интервенции и применения таких действий, которые, по сути, «патологизируют» индивида. Вместе с тем, в отличие от политиков, социологи и опытные социальные работники видят за тем, что называют бедностью, причины более широкого порядка – распад семьи, подростковую делинквентность, недовольство трудящихся зарплатой и условиями труда, изменение структуры потребностей. Без поворота социальной политики в направлении поиска ответов на эти структурные причины проблемы не могут быть решены, более того, антисоциальная политика останется определяющей стратегией. Для того, чтобы вскрыть причины гендерного неравенства и продумать способы его преодоления, необходимо внедрять гендерный подход в практику чиновников и социальных работников, других специалистов. Внедрение гендерного подхода основано на применении гендерного анализа.

 

Гендерный анализ – это процесс оценки различного воздействия, оказываемого на женщин и мужчин, существующими или предлагаемыми программами, законодательством, государственным политическим курсом – во всех сферах жизни общества и государства. Гендерный анализ – это также сбор качественной информации и понимание гендерных тенденций в экономике и обществе, использование этих знаний для выявления потенциальных проблем и поиска решений в ежедневной работе. Одновременно это инструмент для понимания социальных процессов. Он позволяет увидеть и сравнить: каким образом и почему политические, экономические, социальные и иные факторы влияют на женщин и мужчин?

Гендерный анализ зиждется на убеждении в том, что политика не может быть отделена от социального контекста, что социальные вопросы являются неотъемлемой составной частью экономических. Анализ социального воздействия (социальная экспертиза), включающий гендерный анализ, не является просто «прибавкой», которая должна быть рассмотрена после оценки затрат и прибылей (выгоды / пользы), а представляет собой интегральный компонент любого добротного анализа политического курса во всех сферах жизни. Он пронизывает от начала и до конца полный цикл политического процесса по выработке и реализации государственной деятельности. Суть гендерного анализа – в полном раскрытии любых последствий для обоих полов, а не в том, чтобы способствовать продвижению или ослаблению позиций одной из сторон. В целом анализ, основанный на гендерном подходе, – важная часть универсального социально-экономического анализа государственной политики.

Социально-экономические данные, обработанные в свете учета половых различий, свидетельствуют, например, о том, что в среднем мужчины располагают более высокими доходами по сравнению с женщинами, и что женщины оказываются в невыгодном положении в результате осуществления своих социальных ролей и неадекватной оценки этих ролей в обществе. Однако в случаях, когда мужчины оказываются в невыгодном социально-экономическом положении (например, более ранняя мужская смертность), гендерный анализ отразит также и подобные факты.

Реальное положение мужчин и женщин может быть различно как вследствие пола (биологических различий), так и вследствие гендерных особенностей (социальных различий). Система мер или программа, законодательство, разработанные без учета этих различий, могут не соответствовать интересам и чаяниям ни женщин, ни мужчин. Такой политический курс не способен оказать нужного воздействия, а значит, не может быть социально достаточным и достоверным.

Гендерный анализ подвергает сомнению утверждение о том, что любой человек, независимо от пола, испытывает одинаковое воздействие политических курсов, программ и законодательства. Такое представление соответствует гендерно-нейтральной политике. По существу, такая политика игнорирует различные физические, социальные, экономические характеристики и жизненный опыт женщин и мужчин, также как и особых групп женщин и мужчин (например, инвалидов.) Ведь равенство означает обеспечение всем людям, независимо от их пола, расы или способностей, одинаковых возможностей доступа к позитивным результатам проводимого политического курса.

Существуют различные способы применения гендерного анализа на практике. На международном уровне Организация Объединенных Наций, Всемирный Банк, Международная организация труда подготовили руководства по гендерному анализу или опубликовали заявления по гендерному анализу. Правительства многих стран (например, Новой Зеландии, Норвегии, Канады и др.) также выпустили инструкции по гендерному анализу.

В политических культурах, в которых не развиты гендерно-ориентированные измерения, гендерно чувствительная политика обречена на конфликт с доминирующими ценностями, определяющими правила организации и жизнедеятельности общества 1.

 

__________

1 Шведова Н. А. Гендерный подход // Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. М.: Информация – XXI век, 2002