Вопросы и дополнительные задания

1. В чем состоит ограниченность традиционных моделей социальной работы?

2. Что нового в понимании проблем клиента вносит феминистское видение?

3. Расскажите об основных принципах феминистской социальной работы.

4. Почему важно учитывать гендер в профессиональной практике социальной работы?

5. Как вы считаете, что может препятствовать реализации принципа нон-дискриминации и других принципов феминистской социальной работы в российской практике?

6. Вспомните или найдите в сборниках пословиц, анекдотов примеры стереотипных высказываний о женщинах. Объясните, почему они являются гендерными стереотипами. Какое влияние такие представления оказывают на систему социальной политики и практику социальной работы?

7. Как вы считаете, что у вас общего с женщинами – социальными работниками и женщинами – клиентами социальных служб? Чем вы отличаетесь от них?

8. Найдите среди своих знакомых или среди персонажей литературы, кино примеры мужчин, которые выполняют большую часть или полностью домашнюю работу, в том числе, ухаживают за детьми или престарелыми родственниками. Как они определяют себя и свои действия?

9. Попробуйте выполнить те советы, которые приводятся в конце главы, приводя примеры по каждой позиции.

10. Как проявляются гендерные стереотипы в том случае, если социальный работник – это женщина, а клиент – мужчина? А если и социальный работник, и клиент – мужчины? Что помогает и что мешает социальной работе в этом случае? Сформулируйте комплекс рекомендаций для социальной работы с мужчинами, основанных на принципах нондискриминации и равенства прав мужчин и женщин. Постарайтесь выполнить советы гендерно чувствительной работы с мужчинами, приводя примеры и иллюстрации ваших размышлений по каждой позиции.

 

Литература

Основная

Берг Н. ван Ден, Купер Л. Б. Феминизм и социальная работа // Энциклопедия социальной работы: В 3 т. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. Т. 3. С. 369–375.

Ваалдейк Б. Социальная работа и политическая власть в переходный период: попытка сравнения // Гендерные истории Восточной Европы / Под ред. Е. Гаповой, А. Усмановой, А. Пето. Минск: БГУ, 2002. С. 132–142.

Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. М.: Аспект-Пресс, 1995.

Карева А., Забадыкина Е. Телефонное консультирование // Насилие и социальные изменения. Ч. II–III. 2000. С. 181–197.

Кованов А. Ю. Антидискриминационная практика в социальной работе // Российский журнал социальной работы. 1998. № 1/7.

Принцип активизации в социальной работе / Под ред. Ф. Парслоу; Пер. с англ. под ред. Б. Ю. Шапиро. М.: Аспект-Пресс, 1997.

Русин Т. Профессия социального работника в США // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М. М. Малышевой. М.: Academia, 2001. С. 503–520.

Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой и П. Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002.

Хатчинсон Г. С., Олтедал С. Модели в социальной работе: из разных источников к одному полю деятельности / Пер. с норв. под ред. Р. И. Даниловой. Архангельск: Изд-во Архангельской гос. мед. академии, 1999.

 

Дополнительная

Антология социальной работы. М.: Сварогъ-НВФ СПТ, 1994.

Обучение практике социальной работы. Международный опыт и перспективы. М.: Аспект-Пресс, 1997.

Обучение социальной работе. Преемственность и инновации. М.: Аспект-Пресс, 1996.

Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. М.: Ин-т социальной работы, 1996.

Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.