Ценности в жизни человека. Религиозные ценности и свобода совести.

Ценность –понятие, отражающее, безусловно, положительную значимость какого-либо материального предмета или явления духовной жизни людей (безусловное благо). В данном понятии соединены рациональный момент (осознание чего-либо как блага для человека или общества) и иррациональный момент (переживание значения предмета или явления как важного, значимого, стремление к нему). Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл (значимость человека, значимость вещей, произведенных человеком, духовные феномены, значимые для человека и общества). Количественной характеристикой этого смысла является оценка (значимо, ценно, более ценно, менее ценно), выражающая значимость чего-либо вербально. Оценка формирует ценностное отношение к миру и себе, приводит к ценностным ориентациям личности. Для зрелой личности обычно характерны устойчивые ценностные ориентации. Устойчивые ценностные ориентации становятся нормами, Они определяют формы поведения членов данного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, идеалотворчестве. На основе человеческих потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредственно обуславливают заинтересованность человека в чем-либо. Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворять его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Система ценностных ориентаций, формирующаяся под воздействием ценностей определяют духовную структуру личности и непосредственно влияют на ее развитие. Философское учение о ценностях называется аксиологией. Основными духовными ценностями общества являются нравственные, религиозные и эстетические ценности.

Главной религиозной ценностью является, конечно же, вера в сверхъестественное. В вере в идеальное, совершенное и возможность связи с ним верующий человек находит главную духовную опору для своей жизнедеятельности, в вере в возможность духовного роста, духовного самосовершенствования и духовного спасения он находит смысл своего существования. Поэтому вера для религиозного сознания является главной ценностью. Религиозными ценностями являются также мировоззренческие и социальные установки той или иной религии, определенный образ жизни и самооценка человека с религиозных позиций. Смысл человеческой жизни в религии неразрывно связан с системой нравственных ценностей, освященной той или иной религией, которые должны быть усвоены личностью, приобщенной к данной религии и которыми данная личность должна руководствоваться в отношениях с другими людьми и в отношении к самому себе. В этой связи главными религиозно - нравственными ценностями выступают: любовь, милосердие, сострадание, умение прощать обиды и страдания, нанесенные врагами и самих врагов, любить грешников и ненавидеть грех, любить ближнего и т. п. В социальном контексте религиозно окрашенными ценностями выступают патриотизм, способность умереть за Родину, трудолюбие, помощь (духовная и материальная) нуждающимся, гражданственность. Проблема смерти («правильная» жизнь ради грядущего спасения, психологическая адаптация к неизбежности смерти и возможной компенсации за страдания, перенесенными человеком при жизни, перспективой какой-то формы счастья (спасения) после смерти) также имеет важное ценностное значение в религиозном сознании. Смерть (антиценность) в религии обретает ценностные характеристики («Смерть! Где твое жало?», - восклицает Иоанн Богослов по поводу воскресения Иисуса Христа): смерть оказывается не концом человеческого существования, а переходом в качественно новую форму существоваия – духовную. В «посюсторонней» жизни религия определяет иерархию ценностей, в которой высшими являются сакральные, духовные ценности, а материальные занимают подчиненное положение.

В современном религиозном и нерелигиозном сознании важное место занимает принцип свободы совести, приобретающий все большее аксиологическое содержание. Согласно ему каждый человек имеет право либо верить, свободно выбирая любое вероисповедание, либо не верить в Бога (или богов). Для религиозного сознания этот принцип ценен тем, что человек выбирает без принуждения, осознанно ту или иную веру. Данный принцип вписывается в более широкий принцип толерантности, также приобретший аксиологическую глубину. Необходимо отметить, что религиозные ценности, либо атеистическое восприятие мира во внутреннем мире личности, в общественном сознании, и в ходе человеческой истории тесно взаимосвязаны с нравственными, эстетическими ценностями, восприятием действительности. Их конкретно-историческая взаимосвязь образует базисную основу для мировоззрения человека и общества.