Истина: объективное и субъективное, абсолютное и относительное. Критерии истины.

Истина – это адекватное и идентичное отражение объекта (в широком смысле – действительности) субъектом (в живом созерцании и мышлении), знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Первый и исходный признак истины – объективность, т. е. обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей. Истина – это не свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них.

Будучи объективной по своему материальному содержанию, истина субъективнапо форме: истина является таковой только для людей, которые познают ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях).

Истина – это процесс, а не какой-то одноразовый акт изучения объекта сразу, целиком и в полном объеме. К характеристике объективной истины как процессу применяются категории абсолютного (выражающее устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающее изменчивое, преходящее). Абсолютная и относительная истина –это два необходимых момента одной объективной истины. Они выражают разные ступени и стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноты его отражения. Между ними нет границы. Это не отдельные виды знания, а один, хотя каждый из них имеет свою специфику.

Абсолютная истина(абсолютное в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом – гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему, во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.

Относительная истина (относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми, либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, истина о существовании вечного двигателя). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов.

В свое время Г. В. Ф. Гегель справедливо подчеркивал, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые познание должно стремиться учесть как можно точнее. Игнорирование определенности ситуации, распространение истинного знания за пределы его действительной применимости неминуемо превращает истину в антипод - в заблуждение. Заблуждение – это искажение истины, обусловленное недостаточным уровнем развития познания. Носит объективный чарактер. Ложь же – это сознательное искажение истины в чьих - либо интересах.

Вопрос о разграничении истинного знания и заблуждения, лжи – это вопрос о критериях истины. В истории философии выдвигались разные основания для критериев истины: ясность и отчетливость знания (Р. Декарт); чувственные данные (Л. Фейербах); общезначимость (то, что признается многими людьми); прагматизм (то, что является выгодным, полезным, приводит к успеху); конвенционализм (то, что соответствует условному соглашению); авторитетность (то, во что люди сильно верят, то, что соответствует мнению авторитетов) и т. д.

Критерий истины(греч. criterion – «мерило для оценки чего-либо») – средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Мы можем выделить логические и практические критерии истинности знания. К логическим критериям можно отнести ясность, отчетливость, непротиворечивость, верифицируемость и не фальсифицируемость знания, его логическую обоснованность, доказанность. Основным критерием истины является общественная практика.Научные теории получают свою окончательную проверку в практике: в промышленном и сельскохозяйственном производстве, в деятельности масс по переустройству общества. Если теория успешно применяется на практике, то это означает, что она истинна. Однако проверка на практике научных теорий не означает превращения их в абсолют, научные теории развиваются, обогащаются, уточняются, некоторые их положения заменяются новыми. Это связано с тем, что сама общественная практика и способы сопоставления через практику научных теорий с действительностью развиваются, совершенствуются. Поэтому лишь развивающаяся общественная практика может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное человеческое представление. Проверка практикой на «истину»знания не есть одноразовый акт, не есть нечто неизменное, она есть процесс, т. е. носит исторический, диалектический характер. Это значит, что критерий практики одновременно и неопределен, абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какое-либо теоретическое или иное положение.