Структура познания. Чувственное и рациональное в познании.

Познаниепроцесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек - исследует человека, то есть самого себя. В процессе познания задействованы все познавательные способности человека: чувства, разум, интуиция и т. д. Мы можем выделить два уровня познания: чувственный и рациональный.

Видыпознавательной деятельности развивались вместе с развитием человека и общества. В настоящее время мы можем выделить следующие виды познавательной деятельности: донаучное (мифосознание), научноеи вненаучное (искусство, религия, эзотерика и др.)

Чувственное познаниеосуществляется посредством органов чувств – зрения, слуха, осязания и другими, которые развивались у человека на протяжении всей истории, а не только биологической эволюции, т. е. посредством созерцания. Как момент чувственно-практической деятельности (практики), созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах (ощущение, восприятие, представление), каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.

Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные.

Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений. Из видов восприятия чаще всего выделяют восприятие пространства, времени и движения.

Представление– это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует естественная связь с реальным объектом.

Для созерцания характерны отражение внешнего мира в наглядной форме, наличие связи человека с реальной действительностью, отражение внешних сторон и связей, освоение внутренних зависимостей на основе обобщения чувственных данных.

Рациональный уровеньпознания связан с мышлением, осуществляется в логико-понятийной форме. Мышление – это активный процесс овладения знанием и обобщение понятий о действительности, раскрывается на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций. Основными формами мышления выступают понятия, суждения, умозаключения.

Понятие– форма мышления, отражающая обобщенные, существенные свойства группы или класса предметов. Мы можем выделить частные, общие и всеобщие понятия.

Суждение – форма мышления, отражающая отношение, связь между двумя или более понятиями. Наиболее частой формой суждения являются: утверждение чего-либо, отрицание чего-либо, определение.

Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или более суждений по правилам логического вывода получают новое суждение – умозаключение.

Исходя их древней философской традиции, восходящей к Античности, следует выделить два основных уровня мышления: рассудок и разум.

Рассудок – это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Рассудок систематизирует, оформляет уже полученные знания.

Разум– высший уровень рационального познания, для которого, прежде всего, характерны: творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование собственной природы (саморефлексия).

Человеческое мышление тесно связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной. Мышление человека не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального субъекта, общества в процессе своей предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы и их последовательность внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием труда, практики.