Материалистическая концепция сознания. Теория отражения.
Проблема сознания – одна из старейших в философии. Механизм его возникновения, внутренняя сущность, влияние на материю до сих пор остается большой загадкой, однозначного ответа на этот вопрос нет. В настоящее время философия лишь может утверждать, что:
- сознание существует;
- оно имеет особую, идеальную природу (сущность).
В философии существует несколько подходов к пониманию сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.
Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи, и может быть объяснено с точки зрения естественных наук. Данная точка зрения якобы подтверждается рядом научных фактов:
- головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;
- сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический орган;
- человечество получило возможность создать искусственный интеллект,
носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;
- медикаментозное влияние на организм человека может отражаться в изменении сознания (например, психотропных веществ).
Проблема, на которую наталкиваются (и разрушаются) логические доводы физикализма – это идеальность сознания:
- образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик
– массы, запаха, четких размеров;
- сознание может «господствовать» над образами – увеличить,
- никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека
(хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом – нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).
Ответвлениями физикализма (в рамках неопозитивизма) являются:
- «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) – отождествляет духовные
процессы с другими телесными процессами – кровообращением, дыханием и др.;
- теория «элиминации» (Ф. Фейербент) – пытается доказать то, что само
понятие «дух», «духовное» - устаревшее и ненаучное, предрассудок;
- теория вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль как печень желчь»).
Солипсизм – крайне субъективно-идеалистическая точка зрения, согласно которой сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (Беркли, Юм, Фихте)
Объективный идеализм – признает наличие как сознания так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как «мировое сознание».
Умеренный материализм – считает сознание особым порождением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя;
признает за сознанием качество идеальности.
Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии
существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания.
Три основных из них:
-космическая (Божественная) –сознание существует само по себе,
независимо от материальных носителей (живых организмов, человека).
Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога), едино, неделимо, цельно. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека. Теории, близкие космической (Божественной):
- теория монад (монадология) (Лейбниц, Даниил Андреев) – в мире существует великое множество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождают материю.
- теория Шардена, согласно которой сознание – надчеловеческая сущность,
«внутренняя сторона», «мозг» материи;
- теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;
- теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;
- теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее
порождения) имеют душу, одушевленность – свойство материи.
-«Биологическая» - сознание – порождение живой природы и присуще всем
живым организмам. Сторонники данной точки зрения считают, что:
- жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
- инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
- животное в течение своей жизни накапливает и умело использует опыт;
- многие действия, совершаемые животными (особенно высшими) сложны
(например, охота) и требуют большой работы сознания;
-животным присуща своя «мораль», правила поведения, привычки, качества,
борьба, лидерство, внушаемость.
-«Человеческая» - сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.
Данная точка зрения доминировала с середины 19-го до середины 20-го в.
Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение:
- животные руководствуются не только инстинктами;
- высшим животным свойственны сложные умственные операции, наличие
интеллекта;
- животные обучаемы;
- животные видят сны;
- имеют склонность к высокой «социальной» организации с распределением
ролей.
Правильнее, вероятно считать, что сознание в различной мере присуще всей живой природе, а высший уровень сознания имеет человек.
В настоящее время в философии достаточно широко распространена
материалистическая точка зрения, выдвинутая В. И. Лениным и объясняющая природу сознания (теория отражения). Суть данной точки зрения в том, что сознание – свойство высокоорганизованной материи отражать материю. Всей материи присуще свойство, родственное сознанию - свойство отражения.
Отражение – способность материальных объектов оставлять в себе следы
других материальных объектов при взаимодействии с ними (след ног на песке, изменение формы предмета при соприкосновении с другим предметом и др.).
Элементарными формами отражения являются:
-механическое (механический контакт материальных объектов);
-физическое (движение и взаимодействие атомов, электронов, элементарных частиц и т. п.)
- химическое (изменения веществ при контакте друг с другом).
Формы биологического отражения (присуще живым организмам):
- раздражимость –реакция живых организмов на явления и предметы
действительности (высыхание, сворачивание листьев на жаре и т. п.)
-чувствительность –способность живых организмов отражать окружающий
мир в виде ощущений;
-психическое отражение– систематизация, осмысление ощущений,
способность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход;
-сознание –высшая форма биологического отражения, присущая человеку и, частично, высшим животным.
Сознание – наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли – т. е обращенность сознания на само себя), способностью к осознанной предметно-практической деятельности – труду, способностью к абстракции в т. ч. к оторванному от непосредственной реальности мышлению), возможностью передачи сознания (наличие особого механизма, продуцирующего отражающего и передающего мысли, - языка в устной и письменной формах).
Сознание человека отличается большей глубиной, способностью к труду,
способностью к абстракции возможностью передачи сознания с помощью
языка.