Атеистически - материалистическое направление.

Атеизм - направление, полностью отрицающее существование Бога в каких - либо его проявлениях, а так же религию. Материализм – направление, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира, объясняющее окружающий мир и его явления, человека с точки зрения естественных наук. Атеистическо – материалистическая философия была распространенна во Франции XVIII в., накануне и во время Великой Французской революции.

Жан Мелье(1664 – 1729)- священник по профессии, пришедший к атеизму и материализму. Он считал, что:

- не существует ничего сверхъестественного;

- не существует идей, обособленных от материи, душа не бессмертна;

- окружающий мир состоит из материи;

- материя является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству – движению;

- материя - состоит из мельчайших частиц, в результате комбинации которых образуются вещи;

- познание - отражение материи самой материей;

- источником большинства знаний является чувства;

- причина социальных антагонизмов - частная собственность, которая возникла «по злой воле» лиц, желающих избавиться от физического труда;

- свержение абсолютизма, ликвидация существующего государства и частной собственности необходима;

- общество будущего - союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, работают, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.

За свои социально – политические взгляды мыслитель был признан первым коммунистом.

Жюльен Ламетритакже был материалистом. Мыслительполностью отвергал идеализм и теологию. Он считал окружающий мир совокупностью различных проявлений единой субстанции – материи. Ламетри думал, что душа, сознание, чувства имеют естественное происхождение, являются свойствами материи, считал, что нет вечной необходимости в Боге. Мыслитель выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств. Он был утилитаристом (видел смысл жизни человека в счастье). Ламетри считал частную собственность гарантией свободы и идеал государства видел в «просвещенном абсолютизме».

Дени Дидро(1713 – 1784) внес большой вклад в развитие идей Просвещения,выдвинув идею и создав «Энциклопедию наук, искусств и ремёсел» (был редактором, составителем и автором ряда статей). Мыслитель признавал материю единственно существующей субстанцией, проявление которой - все единичные вещи. Он считал, что движение (свойство материи) объясняется разнородностью (взаимодействием бесчисленного множества разнородных частиц материи). Дидро отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи. Идеалом государства он считал «просвещенную монархию», а экономики - частную собственность, разделенную разумно, с учетом интересов большинства. Сходных атеистически - материалистических воззрений придерживались также Гольбах(1723 -1789) иГельвеций (1715 – 1784).

Значение философии атеистов - материалистов:

- четко выделили два ведущих философских направления - материализм и идеализм («линия Демократа и мнения Платона»);

- освободили философию от многих предрассудков;

- дали реалистическое определение субстанции – материи;

- выдвинули идею о сознании как способности материи отражать;

- обосновали теорию материалистического сенсуализма;

- выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются различными комбинациями микрочастиц;

- обосновали идею социальной справедливости;

- подготовили Великую буржуазную революцию.