Этический рационализм Сократа.

Переход к антропологической проблематике связан с именем Сократа, открывающего новый период развития античной философии. Сократ не оставил письменных произведений, но вошёл в историю как полемист, мудрец, философ-педагог. Мыслитель совершил поворот к человеку, его проблемам. Если натурфилософы стремились постичь закономерности природы, космоса, то Сократа эти проблемы интересуют лишь постольку, поскольку они касаются человека. «Познай самого себе» – это высказывание на входе в храм Аполлона в Дельфах стало центральной идеей в его философии. Человек должен познать себя, найти в себе самом человека. Научиться быть добродетельным, по Сократу, значит постигнуть истину, то общее, что есть в отношении людей к миру, к самим себе. Общее же может быть обнаружено умом (рационализм). Самая главная идея – это идея Блага, ею обусловлены пригодность и полезность всего остального, в том числе справедливости. Для Сократа нет ничего выше этического, нет ничего выше добродетелей. Добродетель же состоит в знании добра и действии в соответствии с этим знанием. Тем самым философ сформулировал учение этического рационализма, согласно которому:

– любое знание есть добро;

– любое зло, порок совершается от незнания.

Сократ вводит также термин «диалектика» (искусство достижения истины в споре, посредством столкновения противоположных мнений). Основный метод выработанный и применяемый им – «майевтика» (благодаря логическим приёмам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины). Сократ использовал и иронию (начинаем с негативного, следовательно, «Я знаю, что я ничего не знаю»).

Историческое значение деятельности Сократа:

– он способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

– искал ответы на вечные проблемы человечества: добра и зла, любви, чести и так далее;

– открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;

– ввёл диалогический метод нахождения истины путём её доказательства в свободном споре, а не декларирования, как у прежних философов;

– воспитал много учеников, последователей, сформировавших так называемые «сократические школы» (Платон и его академия, мегарская школа, киренская школа и киники).

Сократ заложил основы классической древнегреческой философии, развитой во взглядах Платона и Аристотеля.

 

Философское учение Платона.

Платон – крупнейший философ Древней Греции, основатель собственной школы – Академии, основоположник объективного идеализма. Основные произведения: «Апология Сократа»; «Парменид»; «Горгий»; «Федон» (диалоги), «Государство»; «Законы». В центре философии Платона находится учение об идеяхэйдосах» – образах или первообразах). Его основными положениями являются:

– материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают своё существование;

– окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в действительности не существует как субстанция;

– реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

– чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

– любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, столы создаются, разрушаются, но идея стола вечна и неизменна);

– весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Также в онтологии Платон выдвинул учение о триаде, согласно которому всё сущее состоит из 3х субстанций: «Единого», «Ума», «Души».

Единое – основа всякого бытия, не имеющая никаких признаков, оно есть ничто. Единое выше всякого бытия, выше всякого мышления, всякого ощущения. Единое – первоначало всего – всех идей, вещей, явлений, свойств (как хороших, так и плохих).

Ум – субстанция, происходящая из Единого и, одновременно, разделённая с ним и противостоящая ему. Ум – сущность всех вещей, обобщение всего живого на земле.

Третьей субстанцией является Душа. Она подвижна, объединяет и связывает Единое и Ум («ничто и всё живое»), а также связывает между собой все вещи и все явления. Душа может быть мировой и отдельного человека, душу также могут иметь вещи и неживая природа. Человеческая душа, по Платону, – часть мировой души. Душа бессмертна, после смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку. Постоянство душ и смена телесных форм – естественный закон Космоса.

Платон также формулирует и идеалистическую гносеологию, следующую из его онтологических представлений. С его точки зрения предметом познания должны стать «чистые идеи» (поскольку материальный мир лишь отражение «мира идей»). Поскольку «чистые идеи» невозможно с помощью чувств (результат чувственного познание – «докса» - мнение, а не истина, сущность), они постижимы с помощью разума, высшей духовной деятельностью. Такой деятельностью может заниматься лишь подлинные интеллектуалы – философы.

Особое место мыслитель уделил проблеме государства. Он создаёт типологию государств (6 типов существующих – справедливых или нет; плюс – «идеальное государство будущего») К справедливым относятся:

- Монархия – власть одного человека;

- Аристократия – власть меньшинства;

- Демократия – власть большинства.

Соответственно к несправедливым он относил:

- Тиранию;

- Олигархию;

- Тимократию.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, то двумя стабильными и наиболее приемлемыми формами государства могут быть аристократия и монархия. «Идеальное государство» будущего – это трехчленное образование сословий философов, воинов-стражей и трудящихся. Работники занимаются физическим трудом, создают материальные блага, владеют в ограниченных размерах частной собственность. Их добродетель – умеренность. Воины, тренируются, поддерживают порядок в государстве, защищают его, воюют. Их добродетель – мужество. Философы разрабатывают философские теории, познают, учат, управляют государством. Их добродетель – мудрость. Философы и воины не должны иметь частной собственности. Общая добродетель – справедливость. Жители государства проводят свободное время вместе, вместе едят, вместе отдыхают. Не существует брака, все жены и дети общие. Рабы существуют (это захваченные на войне варвары) и их труд используется.

Значение философии Платона: впервые создано собрание трудов, создана целостная философская система; положено начало идеализму как философскому направлению; исследованы примеры не только природы, но и общества; заложены основы понятийного мышления, предпринимается попытка выделения философских категорий (бытие – становление, вечное – временное, делимое – неделимое, покоящееся – движущееся); создана философская школа (Академии