Read three texts in Russian, choose one of them and translate from Russian into English.

Галилео Галилей. Галилей по праву считается основателем не только экспериментальной, но — в значительной мере — и теоретической физики. В своём научном методе он сочетал эксперимент с его рациональным осмыслением и обобщением, и лично дал впечатляющие примеры таких исследований. Иногда из-за недостатка научных данных Галилей ошибался, но в подавляющем большинстве случаев его метод приводил к цели.

До Галилея научные методы мало отличались от теологических и ответы на научные вопросы по-прежнему искали в книгах древних авторитетов. Научная революция в физике началась с Галилея.

В отношении философии природы Галилей был убеждённым рационалистом. Он считал, что законы природы постижимы для человеческого разума.

Галилей считается одним из основателей механицизма.

Для проектирования эксперимента в качестве основы теоретической модели Галилей считал математику, выводы которой он рассматривал как самое достоверное знание: книга природы написана на языке математики.

Опыт Галилей рассматривал не как простое наблюдение, а как осмысленный и продуманный вопрос, заданный природе. Полученный же от природы ответ должен подвергнуться анализу.

Галилей изучал инерцию и свободное падение тел. В частности, он заметил, что ускорение свободного падения не зависит от веса тела, таким образом, опровергнув первое утверждение Аристотеля.

В своей последней книге Галилей сформулировал правильные законы падения.

Галилей опроверг и второй из приведённых законов Аристотеля, сформулировав первый закон механики (закон инерции): при отсутствии внешних сил тело либо покоится, либо равномерно движется. Само понятие “движение по инерции” впервые введено Галилеем, и первый закон механики по справедливости носит его имя.

Галилей является одним из основоположников принципа относительности в классической механике, который также был позже назван в его честь.

Эти открытия Галилея, кроме всего прочего, позволили ему опровергнуть многие доводы противников гелиоцентрической системы мира, утверждавших, что вращение Земли заметно сказалось бы на явлениях, происходящих на её поверхности.

Галилей опубликовал исследование колебаний маятника.

Многие рассуждения Галилея представляют собой наброски физических законов, открытых намного позднее.

В статике Галилей ввёл фундаментальное понятие момента силы.

В 1609 году Галилей самостоятельно построил свой первый телескоп с выпуклым объективом и вогнутым окуляром.

Первые телескопические наблюдения небесных тел Галилей провёл 7 января 1610 года. Галилей опроверг один из доводов противников гелиоцентризма: Земля не может вращаться вокруг Солнца, поскольку вокруг неё самой вращается Луна.

Галилей открыл также солнечные пятна и сделал еще много открытий для развития астрономии.

Галилей изобрёл гидростатические весы для определения удельного веса твёрдых тел, первый термометр, ещё без шкалы, пропорциональный циркуль, используемый в чертёжном деле, микроскоп, с его помощью Галилей изучал насекомых.

Ученый разработал теорию множеств, занимался также оптикой, акустикой, теорией цвета и магнетизма, гидростатикой, сопротивлением материалов, проблемами фортификации. Провёл эксперимент по измерению скорости света и первым опытным путём измерил плотность воздуха ближе к истинному значению [10, http://en.wikipedia.org/wiki/Galileo_Galilei].

 

Vocabulary notes:

теологический – theological;

убеждённый рационалист - staunch rationalist;

первое утверждение - first statement;

выпуклый объектив - convex objective;

вогнутый окуляр - concave ocular;

гелиоцентризм - heliocentrism.

 

Майкл Фа́радей — английский физик, химик, основоположник учения об электромагнитном поле, член Лондонского королевского общества (1824).

Майкл родился 22 сентября 1791 года в семье кузнеца из лондонского предместья.

Скромные доходы семьи не позволили Майклу окончить даже среднюю школу, с тринадцати лет он начал работать как поставщик книг и газет, а затем в возрасте 14 лет пошёл работать в книжную лавку, где обучался и переплётному ремеслу. Семь лет работы в мастерской стали для юноши и годами напряженного самообразования. Он с упоением читал все переплетаемые им научные труды по физике и химии, а также статьи из “Британской энциклопедии”, повторял в устроенной им домашней лаборатории эксперименты, описанные в книгах, на самодельных электростатических приборах. Важным этапом в жизни Фарадея стали занятия в Городском философском обществе, где Майкл по вечерам слушал научно-популярные лекции по физике и астрономии и участвовал в диспутах.

В 1813 знаменитый физик и химик, первооткрыватель многих химических элементов Дэви пригласил Фарадея на место лаборанта в химической лаборатории Королевского института, где тот проработал много лет.

В 1816 Фарадей начал читать публичный курс лекций по физике и химии в Обществе для самообразования. В этом же году появляется и его первая печатная работа. В 1820 Фарадей провёл несколько опытов по выплавке сталей, содержащих никель. Эта работа считается открытием нержавеющей стали, которое не заинтересовало в то время металлургов. В 1821 он опубликовал две значительные научные работы (о вращениях тока вокруг магнита и магнита вокруг тока и о сжижении хлора).

В период до 1821 Фарадей опубликовал около 40 научных работ, главным образом по химии. В 1824 ему первому удалось получить хлор в жидком состоянии, а в 1825 г он впервые синтезирует гексахлоран — вещество, на основе которого в XX веке изготовлялись различные инсектициды.

Постепенно его экспериментальные исследования всё более переключались в область электромагнетизма. После открытия в 1820 Х.Эрстедом магнитного действия электрического тока Фарадея увлекла проблема связи между электричеством и магнетизмом.

Фарадей экспериментально открыл явление электромагнитной индукции — возникновение электрического тока в проводнике, движущемся в магнитном поле. Фарадей также дал математическое описание этого явления, лежащего в основе современного электромашиностроения.

В 1832 г. Фарадей открывает электрохимические законы, которые ложатся в основу нового раздела науки — электрохимии.

Майкл Фарадей был верующим христианином и продолжал верить даже после того, как узнал о работах Дарвина [10, http://en.wikipedia.org/wiki/Michael_Faraday].

 

 

Vocabulary notes:

переплётное ремесло – bookbinding;

гексахлоран - hexachloran;

инсектицид - insecticide;

электрохимия – electrochemistry;

верующий христианин - Faithful Christian.

 

Мария Склодовская-Кюри— известный физик и химик польского происхождения. Она была дважды лауреатом Нобелевской премии по физике и химии. Кюри основала институты в Париже и в Варшаве, вместе с мужем занималась исследованием радиоактивности и открыла элементы радий и полоний.

Мария Склодовская стала первой в истории Сорбонны женщиной-преподавателем. В Сорбонне она встретила Пьера Кюри, также преподавателя, за которого позже вышла замуж. Вместе они занялись исследованием аномальных лучей (рентгеновских), которые испускали соли урана.

В 1910 г. ей удалось выделить чистый металлический радий. Таким образом, было доказано, что радий является самостоятельным химическим элементом.

В конце 1910 г. кандидатура Склодовской-Кюри по настоянию ряда французских ученых была выдвинута на выборах во Французскую Академию Наук, но в результате жестокой полемики между сторонниками и противниками, её кандидатура была отвергнута на выборах только потому, что она была женщиной.

Незадолго до начала Первой мировой войны Парижский университет и Пастеровский институт учредили Радиевый институт для исследований радиоактивности. Склодовская-Кюри была назначена директором отделения фундаментальных исследований и медицинского применения радиоактивности. Сразу после начала активных боевых действий на фронтах Первой мировой войны Мария Склодовская Кюри принялась закупать на личные средства, оставшиеся от Нобелевской премии, рентгеновские переносные аппараты для просвечивания раненых. Во время войны она обучала военных медиков применению радиологии, например, обнаружению с помощью рентгеновских лучей шрапнели в теле раненого.

В последние годы своей жизни она продолжала преподавать в Радиевом институте, где руководила работами студентов и активно способствовала применению радиологии в медицине. Она написала биографию Пьера Кюри, которая была опубликована в 1923 г.

Вследствие многолетней работы Кюри с радием ее здоровье стало заметно ухудшаться.

Мария Склодовская-Кюри скончалась в 1934 г. от лейкемии. Смерть её является трагическим уроком — работая с радиоактивными веществами, она не предпринимала никаких мер предосторожности и даже носила на груди ампулу с радием как талисман.

Помимо двух Нобелевских премий, Склодовская-Кюри была удостоена тремя медалями. Она была членом 85 научных обществ всего мира, получила 20 почетных степеней [10, http://en.wikipedia.org/wiki/Marie_Sklodowska_Curie].

 

Vocabulary notes:

Мария Склодовская-Кюри — Marie Skłodowska Curie;

радий – radium;

полоний – polonium;

Сорбонна – The Sorbonne (La Sorbonne);

Парижский университет - The University of Paris;

Пастеровский институт - The Pasteur Institute;

шрапнель - shrapnel;

лейкемия – leucaemia;

талисман – talisman

 

 

1.19.3 Play a game who will be the first to guess your secret person. Choose one famous figure in physics, write about him/her according to the plan below (don’t name him or her!), and read to your partner, then listen to his/her reading. You should try to guess your each other’s secret persons; you may ask additional questions to each other.

Plan

1. The time, when he/she was born.

2. The field of physics, he/she was interested in.

3. His/her attitude to religion, philosophical conceptions, world outlook and so on.

4. His/her contributions in physics.

5. The result of his/her activity and his/her followers.

 

1.19.4 Discuss your favourite scientists with your partner. Use the constructions below:

- As for me, the most important figure in physics is…

- To my mind, the greatest discovery was…

- I suppose … (Ibn al-Haytham, Galileo, Descartes, Newton, Einstein, etc.) made a great deal to…

- In my opinion, it was a real break-through to…

- I’m afraid without this figure we wouldn’t …

- I believe him/her to be the greatest …(physicist/chemist/engineer, etc.).

- It was not until…then …

- It was … (Ibn al-Haytham, Galileo, Descartes, Newton, Einstein, etc.) who … (invented/introduced, etc.).

 

1.19.5 Translate the following constructions and word-combinations:

· On the grand scale / on the smallest scale;

· in the sense of empirical procedures;

· to date back;

· regardless of;

· leading up to;

· in terms of;

· with respect to;

· with reference to;

· to become more widespread;

· to throw something into question;

· on someone / something account;

· relative to;

· in order to