Мотивация

Что заставляет людей вести себя так или иначе? Почему они работают много или очень мало? Почему они меняют место работы, меняют своих партнеров, стремятся достичь вершины, или же лежат целый день на пляже под солнцем?

В понятии мотивации есть несколько важных моментов, которые необходимо рассматривать в связи с понятием группы.

1. Мотивация – это больше, чем удовлетворение. Удовлетворение – это один из возможных результатов работы в группе. Отсутствие удовлетворения может привести к прогулам и большой текучести в группе. Однако удовлетворенная группа далеко не всегда продуктивна.

2. Мотивация отдельных членов группы будет улучшена, если они будут знать об ожидаемых результатах, а также верить в то, что ожидаемые результаты реальны. Также необходима информация о том, как выглядит работа в сравнении с ожидаемыми результатами. И те, и другие факторы принципиально важны как для мотивации группы, так и для мотивации отдельных ее членов.

3. Мотивация, использующая метод вовлеченности, срабатывает только тогда, когда группа и задача достаточно важны для отдельного человека, чтобы он принял на себя дополнительные обязанности. В противном случае вовлечение будет принудительным.

4. Вероятно, самым важным аспектом мотивации на уровне группы является понятие «общий враг». Задача, поставленная перед группой, может рассматриваться как общий враг при условии, что он достаточно четко определен и представляет важность. Для лидера ключевой работой будет обеспечить, чтобы задача была четко определена, и поднять ожидания группы от задачи с тем, чтобы эта задача превратилась в общего врага и стала более важной, чем скрытые цели отдельных членов группы.

Организация совместного труда по методу «уплотненной технологии»(опыт японского менеджмента) [9]. Данный метод предполагает системное использование личностных и групповых характеристик персонала предприятия, взаимную интеграцию естественных для человека стремлений, потребностей и ожиданий с интересами организации. Именно такой подход, связанный с социально-психологическими факторами, обеспечивает инновационное эффективное поведение сотрудников. В основе метода «уплотненной технологии» лежат следующие элементы.

- Система регулирования объемов выпуска продукции путем упорядочения и перераспределения рабочей силы. Гибкая перестановка сотрудников позволяет менять ритм и такт производственного процесса в соответствии со спросом на продукцию и услуги фирмы. Это возможно за счет рационального использования производственных площадей и оборудования, наличия высококвалифицированного и способного к профессиональному развитию персонала, постоянной оценки и периодического пересмотра последовательности технологических операций, что возможно лишь при условии автономии и свободы организационного маневра.

- Преимущественно горизонтальные коммуникации. Основная масса оперативной информации, управляющей и регулирующей производственный процесс, движется навстречу материальным потокам, не проходя через высшее звено управления.

- Система оперативного обеспечения производства товаров и услуг материальными ресурсами «точно в срок», что позволяет избегать простоев, неритмичности производства, авралов и гарантирует внутриорганизационную стабильность.

- Система сплошного контроля качества всех предметов и продуктов труда на каждом рабочем месте.

- Система постоянного поиска путей улучшения качества (т.н. менеджмент качества, являющийся обязательным условием сертификации продукции и услуг) – безопасность производства, эффективность труда, экологичность произведенной продукции, унификация продукции, снижение трудоемкости производства являются результатом функционирования этой системы.

- Ориентация всех трудовых коллективов на достижение конечных результатов, увязанных со стратегическими целями организации – т.н. целевое управление.

- Командный менеджмент как форма управления организацией посредством управленческих команд.