Внутрикомандная культура

Для команд любого вида характерны свои, уникальные формы субкультуры, развивающиеся на базе культуры организации. Под организационной культурой в современном менеджменте понимается «… совокупность отношений, действий и артефактов, которая выдерживает испытание временем и формирует у членов данного культурного сообщества уникальную общую психологию» (П. Вейл [1]).

Основные параметры, которые влияют на формирование управленческих субкультур:

- тип совместной деятельности (он определяет структуру, сложность и тип задачи, формальный состав группы, ролевой состав, сроки исполнения, степень контроля и т.д.),

- характеристики организационной среды (или организационно-культурный контекст существования команды), в число которых включены компетентность руководящих органов материнской организации, сложность внешнего мира, частота и сила стрессовых воздействий, наличие групповых норм поведения, способы распределения власти, организация командных процессов – коммуникации и координации т.д.,

- особенности личного стиля руководителякоманды (или ее лидера).

Сочетание всех трех параметров является той базой , на основании которой и происходит формирование формы внутригруппового культурного контекста. Выделяют следующие типы внутригрупповой культуры: «комбинат», «клика», «кружок», «команда».

«Комбинат». Основная психологическая характеристика данной субкультуры – беспрекословное подчинение ее членов своему сильному лидеру или, если пользоваться рабочей терминологией организационного консультирования, командиру. Основания для подчинения – страх лишиться места в группе и возможность остаться без работы в материнской организации, так как во главе групп с такой субкультурой становятся люди, «имеющие влияние в метрополии»

«Клика». Такой тип субкультуры возникает в группе, состоящей из людей, абсолютно доверяющих своему лидеру. Лидер «клики» в предпринимательских условиях на начальной стадии развития организации – это такой человек, которому просто верят и внутренне готовы идти за ним. Он влияет на последователей своим видением будущего. Группа-клика не имеет жесткой внутренней структуры. Если лидер посчитает создать в ней руководящее звено, то оно, в основном, будет служить для укрепления харизмы лидера и укрепления общих взглядов членов группы, а также им пользоваться при распределении ресурсов. Принципы и нормы распределения также согласуются с видением лидера. Такая группа, как правило, нестабильна, имеет размытые границы; в кризисных ситуациях легко распадается на мелкие группы. Члены организации реализуют в ней свои собственные интересы, исходя их собственных целей; существует значительная внутренняя конкуренция. Ценности в «клике» – индивидуальная креативность, энергичность в постановке новых целей, готовность к инновациям. Интересы индивидуальные выше групповых целей. Информация рассматривается как совместное знание, которое не нужно выносить вовне. Отсутствует строгая регламентация групповой деятельности – она подвержена колебаниям в целях лидера.

«Кружок». Эта субкультура характеризуется строгим распределением полномочий и сфер деятельности внутри коллектива, высокой степенью формализации и стандартизации. Деятельность функциональных областей и их взаимодействие регулируются правилами и процедурами, которые редко меняются. Источник влияния – статус. Ведущие ценности – синхронность, параллельность, предвидение. Каждый должен знать, что ему делать, и делает то, что предписано. Характерно ощущение защищенности у рядовых сотрудников, исполнительность, заинтересованность в углублении специализации и отработке навыков до автоматизма. Руководство такой группы задает контекст и цель, сводя к минимуму остальное вмешательство – повседневная работа осуществляется автоматически, на базе рационального распределения.

«Команда». Для групп этого типа характерны циркуляция информации и открытое обсуждение проблем. Основное внимание уделяется достижению конкретных результатов – подходящие сотрудники и соответствующие ресурсы объединяются ради максимально быстрого и качественного выполнения задачи. Отношения между сотрудниками строятся на принципах взаимозависимости. Лидерство основывается на содействии контактам и сотрудничеству. Руководство выполняет роль катализатора группового взаимодействия. Эффективность деятельности группы определяется индивидуальной успешностью в сочетании с возможностью объединить личные цели сотрудников со стратегическими целями организации. Управление группы строится на обеспечении высокой степени профессионализма членов группы, сочетании внешнего контроля по целям с независимостью рабочей группы, построении высокоэффективных систем координации и коммуникации. Ценности команды – возможность совершенствования в любом аспекте командной деятельности, ценность постоянного развития, личная ответственность за достижение целей организации (команды).