Выбор пути следования судна во льдах.
В ледовом плавании судоводителю необходимо выбирать маршрут движения судна по участкам с наиболее легкими ледовыми условиями, значительно не отклоняясь при этом от рекомендованного пути следования. При выборе маршрута следует помнить, что во льдах самый короткий путь по расстоянию, в большинстве случаев - не самый короткий по времени.
Плавание в редких льдах ( сплоченностью 1-3 балла ) осуществляется по чистой воде. Главное при этом - выбор безопасной скорости движения, которая должна быть такой, при которой судно случайно ударившись о лед не получит повреждений корпуса. В общем случае скорость движения должна быть тем меньше, чем больше в районах плавания крупных форм льда. Например, удар о льдину толщиной 1 м и весом 50 тонн для судна ледового класса Л1 среднего водоизмещения может привести к повреждению корпуса при скоростях около 15 узлов. Если же льдина имеет толщину 2 м и весит 3000 тонн, то предел скорости снижается до 2 узлов. При выборе скорости необходимо также учитывать инерционно-маневренные характеристики судна и состояние видимости.
При плавании в редких льдах обычно руководствуются следующими общими рекомендациями, выработанными судоводителями на основе их опыта ледового плавания:
необходимо всегда помнить, что только около 10% от общего объема льдины находится над поверхностью воды, поэтому:
во избежания ударов корпуса судна о подводные выступы льдин не следует проходить близко к ним;
необходимо следить за дрейфом льдин впереди по курсу судна, учитывая, что при одинаковой скорости дрейфа больших и малых льдин они могут соединяться под водой;
между льдинами следует проходить прямым курсом. Поворот можно начинать, когда корма судна пройдет узкое место, чтобы избежать ее ударов о лед;
при крутых поворотах во льдах следует заблаговременно и значительно уменьшить ход.
Плавание в разреженных льдах (сплоченностью 4-6 баллов) осуществляется по разводьям. При выборе маршрута движения необходимо, чтобы общее направление цепи разводий было как можно ближе к генеральному курсу, и, чтобы разводья сообщались между собой или разделялись перемычками сплоченного, но проходимого льда. Главное условие при выборе разводий для плавания - не ограничиваться только ближайшей частью своего маршрута, поскольку в этом случае существует большая вероятность для судна попасть в “ледовый мешок” - разводье, из которого нет выхода. Избежать этого можно только с помощью систематического и тщательного визуального и радиолокационного наблюдения за льдом, с учетом косвенных признаков наличия воды и льда на пределами видимого горизонта - ледяное и водяное небо.
Основная задача судоводителя при плавании в очень сплоченных льдах и сплошных льдах ( сплоченностью 9-10 баллов) - определить полосы более слабого и разреженного льда, трещины во льду, небольшие пятна чистой воды и т.д. Очень важно установить закономерности в распределении слабого льда, позволяющие избежать существенных отклонений от генерального курса. Наметив слабину во льдах, судоводитель при почти полностью погашенной инерции движения подводит судно к кромке, чтобы форштевень уперся в лед, а затем постепенно увеличивает ход, при необходимости, до полного вперед. Раздвигая корпусом лед, судно начинает движение по линии наименьшего сопротивления. Чтобы не сбавлять ход, не следует часто перекладывать руль. Перейдя из сплошного льда в небольшое разводье, из которого предстоит вновь идти в сплошной лед, судоводитель должен уменьшить ход судна до минимального, а затем вновь повторить приведенную выше операцию.
Этот же прием применяется и при форсировании перемычек льда при плавании в разреженном льду.
В сплоченных льдах (сплоченностью 7-8 баллов) судоводитель применяет все основные приемы, присущие плаванию как в разреженных, так и очень сплоченных и сплошных льдах.
Часто на пути следования судна в сплошных льдах встречаются полосы или перемычки тяжелого льда. Мощности машины не хватает для обеспечения движения судна и оно останавливается. В этих случаях применяется способфорсирования таких перемычек с разбега. Судно отводится назад по своему каналу во льду на расстояние, примерно равное длине корпуса, и дается передний ход. Форштевень судна должен быть направлен к кромке льда под углом 80-90°. При меньших углах резко увеличивается риск повреждения корпуса. При таком способе форсирования перемычек льда необходимо вести тщательное наблюдение за состоянием корпуса судна и после сильных ударов о лед проводить контрольные замеры уровня воды в льялах в районе удара.
Для уменьшения вероятности повреждения винта и руля:
следует отводить судно назад на полной мощности, постепенно уменьшая частоту вращения винта;
нельзя стопорить машину, если судно сохраняет движение назад;
при отходе судна назад руль обязательно должен находиться в положении “Прямо”;
передний ход следует давать с самого малого, чтобы разредить лед у кормы судна;
при перемене заднего хода на передний, руль из положения “Прямо” можно выводить только тогда, когда судно начнет движение вперед.
При заклинивании, когда судно не может отойти назад для разбега даже при работе машины на полный задний ход, следует попытаться “ расшевелить” судно работой винторулевого комплекса в переменном режиме, а также использовать кренование и дифферентовку путем перекачки балласта. При положительной температуре воздуха целесообразно выждать некоторое время, чтобы лед подтаял и талая вода образовала как бы смазку в местах соприкосновения корпуса со льдом, уменьшив коэффициент трения и, соответственно, - необходимое стягивающее усилие.
Особая осторожность требуется при плавании в районах сжатия льда, особенно, когда начинается его торошение. Благоразумнее всего обойти эти зоны, избрав даже существенно более длинный путь. Если это невозможно, то необходимо обязательно учитывать ориентацию оси сжатия, направляя судно параллельно этой оси. При слабом сжатии, когда его ось ориентирована перпендикулярно генеральному курсу, можно использовать способ лавировки - движения судна переменными курсами под углом около 45° относительно оси сжатия. При сильном сжатии, когда движение судна очень затруднено или невозможно, рекомендуется выбрать место для стоянки судна среди мелкобитого льда, расположив судно параллельно оси сжатия. Для предотвращения повреждений обшивки корпуса, все острые углы льдин, упирающиеся в борт судна необходимо разрушить. Во время стоянки следует периодически работать машиной передними и задними ходами, чтобы окружающий судно лед не смерзся и не зажал судно.