Расчет необходимой длины якорь-цепи для данной глубины.Радиус.
Экзамен «Управление судном»
Выбор места якорной стоянки
Правильный выбор места якорной стоянки и подход к нему требуют предварительного тщательного анализа. От этого зависит надежность стоянки судна на якоре. Следует учитывать ее продолжительность, цель постановки, направление и силу ветра, течения и вероятность их изменения, глубины, состояние судна, его осадку, род грунта, колебания уровня воды, высоту волны, а также то, насколько удобно контролировать положение судна при стоянке на якоре.
При выборе якорного места особое внимание обращается на грунт. Хорошо держит якорь такой грунт, как гравий, песок, ракушка с примесью ила или глины Грунт скалистый или состоящий из камня и валунов не пригоден для якорной стоянки, так как якорь в нем ползет (не держит) или может зацепиться за расщелину и его трудно будет или невозможно выбрать. В мягкий илистый грунт якорь глубоко погружается, но ползет. В вязкой глине якорь держит хорошо, но глина настолько сильно облепляет его и якорную цепь, что становится трудно или невозможно выбрать якорь. До подхода к якорной стоянке надо изучить все сведения о месте, глубине, рельефе дна, грунте и преобладающих ветрах и течении в данном районе. На карте крупного масштаба наметить место отдачи якоря, выбрать ориентиры для определения места судна, рассчитать количество смычек якорной цепи, которое предполагается потравить в воду Предусмотреть постановку на якорь в темное время суток при ограниченной видимости и в штормовых условиях.
Расчет необходимой длины якорь-цепи для данной глубины.Радиус.
Выбирая способ подхода к якорной стоянке, во всех случаях лучше отдавать якорь против ветра или течения. Особую осторожность следует проявлять при постановке на якорь в районах с резко меняющимися глубинами, так как неточность в расчете может привести к потере якоря. При подходе к месту отдачи якоря следует учитывать наличие других судов Акваторию, достаточную для якорной стоянки одного судна, при условии, что длина вытравленной якорной цепи равна 4—5 глубинам места стоянки, можно рассчитать
R = (4\ 5)H + 2L,
где R — радиус окружности с центром в месте отдачи якоря, м,
Н—глубина места отдачи якоря, м,
L — наибольшая длина судна, м
При определении длины якорной цепи, которую необходимо вытравить, при хорошем грунте и ветре не свыше 5 баллов можно руководствоваться нормами:
до 20 м —4 глубины,
от 21 до 50 м —3 глубины,
от 51 и свыше —2,5 глубины.
На практике принято считать, что держащая сила якоря будет достаточной, если отданное количество смычек якорной цепи равно корню квадратному из глубины места отдачи якоря: h=√H
где Н — глубина места отдачи якоря, м,
h — количество смычек якорной цепи
Держащая сила якоря в хорошем грунте более пяти—семикратной массы якоря, а лежащая в грунте якорная цепь оказывает дополнительное сопротивление, равное 3\4 своей массы. Якорная цепь действует как пружина, поэтому чем больше вытравлена ее длина, тем меньше опасность потери якоря при килевой качке и рыскании судна.
Найти якорное место, которое отвечало бы всем указанным выше требованиям, трудно. Судоводитель в каждом конкретном случае должен выбрать те меры безопасной стоянки на якоре, которые наилучшим образом будут отвечать данным условиям. Все маневры по постановке и съемке судна с якоря осуществляет капитан.
Постановка судна на якорь в различных метеоусловиях.
1. Двигатель заблаговременно переводится в маневренный режим работы.
2. Проверяется связь с машинным отделением, сличаются показания часов.
3. За 15 -20 минут до постановки якорное устройство подготавливается к отдаче якоря:
- производится его внешний осмотр;
- проверяют надежность зажатия ленточного стопора и разобщение звездочек с механизмом брашпиля;
- проверяют работу брашпиля на холостом ходу;
- освобождают якорную цепь от стопоров и снимают крышки якорных и палубных клюзов;
- проверяется связь “бак - мостик”.
4. После длительного перехода, особенно при отрицательной температуре, рекомендуется притравить брашпилем якорь до воды.
5. В дневное время готовится к подъему черный шар, в ночное – проверяется исправность якорных огней.
При отсутствии ветра и течения:
подход к месту якорной стоянки - с любого безопасного в навигационном отношении направления;
скорость - минимально возможная для сохранения управляемости;
реверс - при подходе к месту якорной стоянки для погашения инерции. При реверсе для судов как с ВФШ правого вращения так и для судов с ВРШ левого вращения корма идет влево;
При ветре или течении: подход - против направления ветра или течения, реверс можно не делать и когда под действием внешних сил судно получит движение назад относительно грунта, отдают любой якорь
При боковом ветре или течении: когда инерция погашена и судно получило поступательное движение назад, отдают якорь с наветренного борта или со стороны течения.
При попутном ветре или течении: ( нежелательный вариант, который следует по возможности избегать) полностью гасят инерцию, отдают якорь, травят якорную цепь - 1,5 - 2 глубины места якорной стоянки. Когда судно будет приводиться к ветру или течению постепенно вытравливают всю необходимую длину якорной цепи. Чтобы не было сильного рывка, перед выходом судна на якорную цепь подрабатывают машиной вперед.
При ветре и течении: подходят против действия более сильного фактора, реверс можно не делать и когда под действием внешних сил судно получит поступательное движение назад, отдают якорь со стороны более слабого фактора.
На мягких грунтах и глубинах до 30 м якорь обычно отдают с ленточного стопора.
При глубинах более 30 м и на скальных грунтах якорь предварительно стравливают брашпилем, чтобы к моменту отдачи он находился на высоте 10-15 м от грунта.
Перед отдачей якоря судно обязательно должно иметь поступательное движение относительно грунта (лучше назад).
При ветре или течении первым отдают якорь наветренного борта или со стороны действия течения, иначе якорная цепь пойдет через форштевень на излом.
При ветре или течении желательно подходить к месту якорной стоянки против направления ветра или течения.
Если действуют оба фактора подходят против направления действия сильнейшего их них и отдают якорь со стороны действия более слабого фактора.
На подходе к якорному месту необходимо выполнять следующие основные требования:
1) внимательно ознакомиться при помощи лоций, карт, плана или просто наглядно с районом предстоящих маневров;
2) приготовить оба якоря к отдаче. Для этого необходимо. снять стопоры с якорных цепей, при помощи брашпиля приспустить якоря до выхода веретен из якорного клюза, после чего брашпиль следует разобщить, удерживая якорные цепи ленточными стопорами. Всегда необходимо приготавливать оба якоря. Если отдаваемый якорь «не пойдет», что иногда случается при завале якорной цепи в цепном ящике во время сильной качки судна, то отдают другой якорь. Заранее переводить подготовленные к отдаче якоря на ленточные стопора допустимо только при тихой погоде, когда нет качки или ударов волны в носовую часть судна. В противном случае ленточные стопора от сотрясения могут ослабнуть и якоря отдадутся преждевременно, что может привести к аварии;
return false">ссылка скрыта3) привязать к якорям буйрепы с буйками для обозначения места якоря. Длина буйрепа должна превышать глубину в месте отдачи якоря, иначе буек уйдет под воду. На сильном течении длина буйрепа должна быть не менее 1,5 глубины места (это рекомендуется делать только на открытых рейдах, но не в портах);
4) предупредить за 30—40 мин до постановки на якорь вах генного механика о подходе к якорному месту для регулирования работы котлов и приведения машины в готовность к переменным ходам;
5) проверить в цепных ящиках укладку якорных цепей и заблаговременно удалить оттуда людей;
6) организовать регулярное измерение глубин ручным лотом. Это рекомендуется делать даже при наличии на судне эхолота. Такой постоянно применяемый способ измерения глубин позволяет судить о движении судна в момент отдачи якоря и, кроме того, полезен для тренировки в работе с ручным лотом;
7) при подходе судна к якорному месту у брашпиля, всегда должен находиться боцман; вместе с тем на баке необходимо находиться одному штурману для общего руководства и наблюдения за работами.
Перед отдачей якоря выбрасывается за борт якорный буек. Как правило, якорь следует отдавать, развернувшись носом против ветра или течения и при медленном движении судна назад. Вначале якорную цепь травят со слабиной, но по мере того как якорь будет «забирать», якорь-цепь должна задерживаться и в дальнейшем вытравливаться с учетом глубины якорного- места. Прохождение каждой смычки цепи через клюз сообщается с бака на мостик ударами в колокол. Количество ударов должно соответствовать числу отданных смычек.
Если судно под влиянием ветра или течения получит значительное ускорение движения назад, на что будет указывать быстрое высучивание якорь-цепи, следует задержать судно, дав ход вперед.
Этим маневром предотвращается разрыв якорь-цепи.
При тихой погоде якорь можно отдавать на малом переднем ходу, постепенно задерживая якорь-цепь. При этом надо иметь в виду, что якорь-цепь будет травиться в сторону кормы, работая на излом, а потому не следует допускать большого хода, вызывающего чрезмерное напряжение в якорь-цепи. К выходу намеченного количества смычек за борт движение судна вперед следует прекратить, дав задний ход.
В случае необходимости стать на якорь при следовании в полветра или при боковом течении, отдают якорь с наветренного борта или со стороны течения. В противном случае якорь-цепь будет травиться через форштевень на излом и при большом напряжении может лопнуть.
Еще с большей осмотрительностью надо действовать, отдавая якорь при сильном попутном ветре или течении. В этом случае якорь следует отдавать только тогда, когда судно будет надежно остановлено при помощи машины, и лот покажет лишь слабое движение вперед.
На глубине свыше 30 м отдавать якорь с ленточного стопора не рекомендуется, так как якорь-цепь разовьет при этом большую скорость, свалится кучей на якорь и может запутаться в нем. Кроме того, подобная отдача якоря может