Общие требования к содержанию и оформлению контрольной работы

Контрольная работа по дисциплине «Информатика» является самостоятельной творческой работой студента и предполагает выполнение трех заданий:

1. письменного ответа на один из теоретических вопросов, выносимых в завершении курса на экзамен;

2. инструктивного описания порядка выполнения одного из практических заданий (также выносимых в дальнейшем на экзамен) с последующим его выполнением на ПК при защите контрольной работы;

3. разработки алгоритма и программы на любом языке программирования высокого уровня (например, Паскаль или Бейсик) индивидуальной задачи с последующей демонстрацией ее работы на ПК.

При этом может быть рекомендована следующая структура контрольной работы:

· титульный лист;

· оглавление;

· теоретическая часть (первое задание);

· практическая часть (второе и третье задание);

· литература;

· приложения.

Работа выполняется по индивидуальным вариантам. Номер варианта для всех заданий определяется по порядковому номеру студента в списке группы или по последним двум цифрам паспорта. Если этот номер превышает число предлагаемых вариантов вопросов, то отсчет начинается опять с первого номера (например, номер по списку студента 42, а последний вопрос – 35, тогда номер варианта контрольной работы определяется так: 42-35=7) и т.д.

Каждое задание, а также введение и заключение (если таковые имеются в работе) рекомендуется начинать с новой страницы.

Нумерация страниц в работе сквозная. Таблицы и рисунки, расположенные на отдельных страницах, список литературы и приложения включаются в сквозную нумерацию страниц. Первой страницей является титульный лист, второй – оглавление. На страницах 1-2 номера страниц не проставляются.

Введение и заключение не нумеруются, а все остальные разделы основной части контрольной работы должны иметь порядковую нумерацию. Часть обозначается одной арабской цифрой с точкой на конце. Параграфы нумеруются в пределах каждой части. Номер параграфа состоит из двух цифр, первая из которых является номером части, а вторая – номером параграфа, разделенных точкой. После номера параграфа также ставят точку: например, 3.1. – первый параграф третьей части.

Пункты нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого параграфа. Номер пункта состоит из трех цифр, соответствующих номеру части, параграфа и пункта, разделенных точками. Например, 3.1.4. – четвертый пункт первого параграфа третьей части.

Части и параграфы должны иметь краткие, соответствующие содержанию заголовки, которые выносятся в содержание. В конце заголовка точку не ставят. Подчеркивание и перенос слов в заголовках не допускается. Выделение заголовка производят увеличением жирности.

Необходимые иллюстрации, таблицы и другие наглядные материалы (схемами, графиками, диаграммами и др.) располагаются в тексте или выносятся на отдельную страницу. Все наглядные материалы и таблицы должны иметь заголовок и быть пронумерованы.

Нумерация таблиц и наглядных материалов осуществляется раздельно, но сквозной для данной части (раздела).

Все иллюстрации в контрольной работе размещаются сразу после ссылки на нее в тексте, называются рисунками и обозначаются словом «Рис.». Каждый рисунок должен сопровождаться кратким названием. Название рисунка и его номер располагают под рисунком. После номера рисунка ставится точка. После пробела с заглавной буквы приводят его наименование, в конце которого точка не ставится.

Таблицы и иллюстративные материалы располагают таким образом, чтобы их можно было читать без поворота рукописи или, в крайнем случае, с поворотом по часовой стрелке.

Формулы, помещенные в текст работы, нумеруются. Порядковый номер формулы приводится в круглых скобках справа от нее и записывается арабскими цифрами. Под формулой пишут слово «где», а затем расшифровывают ее составляющие в той последовательности, в которой они приведены в формуле. В конце формулы и в поясняющем ее тексте знаки препинания расставляются в соответствии с правилами пунктуации.

Сведения о книгах в списке литературы должны включать: фамилию и инициалы автора, наименование книги, место издания (город), издательство, год издания, количество страниц. Сведения о статьях из журналов, сборников, научных трудов или газет указывают: автора (фамилию, инициалы), название статьи, наименование сборника, журнала (название, год, номер, страницы).

Нумерация источников в списке литературы должна быть сквозной.

После списка литературы представляют Приложения (таблицы, графики, схемы, исходные и другие материалы, которые были использованы при выполнении курсовой работы как вспомогательные). Приложения должны иметь последовательную нумерацию и заголовки, отражающие их содержание.

Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов. Каждое приложение начинают с новой страницы; в правом верхнем углу пишут слово «Приложение» с соответствующим порядковым номером (например, «Приложение 1» и т.д.).

Варианты заданий по теоретической части работы

Для написания теоретической части работы студент выбирает один из следующих теоретических вопросов в соответствии с правилами, указанными выше:

1. Состав и назначение основных компоненты ПК.

2. Структура программного обеспечения ПК.

3. Функции операционной системы. Интерфейс пользователя в MS Windows.

4. Управление файловой системой в MS Windows.

5. Процедура загрузки MS Windows в оперативную память ПК с диска.

6. Компьютерные вирусы, методы и программные средства защиты. Программы – архиваторы.

7. Кодирование чисел, символов и графической информации, единицы измерения данных.

8. Понятие алгоритма, линейные и разветвляющиеся алгоритмы.

9. Циклические алгоритмы.

10. Языки программирования, трансляторы, основные этапы разработки и отладки программ.

11. Программирование разветвляющихся алгоритмов на языке программирования, например Паскаль, Бейсик, Си. Условный оператор.

12. Программирование циклических алгоритмов на языках Паскаль, Бейсик, Си. Циклический оператор.

13. Системы счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую.

14. Видеосистема ПК, основные характеристики.

15. Накопители на жестких и гибких магнитных дисках.

16. Принтеры, подключение к ПК, основные характеристики.

17. Интерфейс и объекты табличного процессора Excel.

18. Данные, хранимые в ячейках табличного процессора Excel.

19. Режимы работы табличного процессора Excel.

20. Копирование и перемещение информации в табличном процессоре Excel. Понятие абсолютной и относительной ссылок.

21. Способы копирования и перемещения информации в табличном процессоре Excel. Объединение электронных таблиц.

22. Сортировка и фильтрация данных в электронных таблицах.

23. Сводные таблицы в табличном процессоре Excel.

24. Базы данных (БД), их классификация, основные объекты БД.

25. Модели данных в БД.

26. Создание структуры таблиц в СУБД Access.

27.Назначение и основные характеристики, и топологические структуры компьютерных сетей.

28. Основы построения сети Интернет и ее базовые протоколы.

29. Основные службы сети Интернет.

30. Навигация в Интернет. Программа-обозреватель Web-документов Internet Explorer и его основные функции.

Материалы, отражающие сущность и основные положения выбранной темы, представляются в виде краткого реферата, в заключение которого делаются соответствующие выводы. Объем данной части работы должен быть в пределах 3-5 стр. текста полуторного интервала формата А4 (шрифт Times New Roman, размер 14).

Варианты задания №2 по практической части работы и рекомендации по ее выполнению

Практическая часть контрольной работы призвана способствовать развитию практических навыков по работе в среде современных операционных систем ПК (задание 2) и разработке элементов программного обеспечения расчетно-аналитических задач (задание 3).

Для выполнения второго задания - описания инструкции выполнения практического задания и подготовки его выполнения на ПК при защите контрольной работы студент выбирает один из следующих практических вопросов:

1. В табличном процессоре Excel создать таблицу успеваемости из зачетной книжки (достаточно 5 любых дисциплин выбранных студентом самостоятельно). Найти средний бал успеваемости и отсортировать записи по столбцам «Наименование предмета» и «Оценка».

2. В табличном процессоре Excel создать таблицу «Зарплата» для пяти сотрудников, имеющую следующий вид:

 

Фамилия Зарплата Премия Доход
       
….  
Итого      


Строку «Итого» для всех сотрудников определить с помощью формулы суммирования. Премия составляет 12% от зарплаты, столбец «Доход» определяется как сумма «Зарплаты» и «Премии».

3. В табличном процессоре Excel создать таблицу «Товары» следующего вида:

 

Наименование товара Цена Цена с НДС
     
     
Итого    

 

Количество наименований товара и их вид в количестве 6 штук выбрать самостоятельно. В строке «Итого» подсчитать значения для всех столбцов по формуле, графу «Цена с НДС» определить по формуле: (Цена)*18%.

4. В табличном процессоре Excel создать таблицу «Продукты»:

 

Наименование продукта Стоимость (у.е.) Дата выпуска
Чай 01.05
Кофе 03.05
Чай 01.05

 

Затем с помощью Мастера сводных таблиц создать сводную таблицу вида:

 

Дата выпуска Чай Кофе Итого
01.05
03.05

 

5. Составить БД в «Access», состоящую из одной таблицы «Сотрудники» и затем составить Запрос, сортирующий записи по полю «Фамилия»:

 

Код сотрудника Фамилия Оклад Телефон
       
       

 

Количество сотрудников и другие атрибуты выбрать самостоятельно.

 

6. Создать БД в «Access», состоящую из одной таблицы “Ведомость по Информатике» и форму для этой таблицы. Вид таблицы, включающей 4 поля (столбца) и не менее 5 записей (строк), следующий:

 

Код студента   Фамилия Номер зачетной книжки   Оценка
       

 

7. Создать БД в «Access», состоящую из одной таблицы, содержащей оценки 10 студентов по пяти предметам и вычислить средний балл учащихся. Осуществить выборку студентов, которые попадают в диапазон от 4.2 до 4.7.

 

8. Создать БД в «Access», состоящую из одной таблицы «Телефонный справочник», в которой представлены адреса и телефоны десяти оптово-закупочных фирм, автосалонов и т.д. Составить запрос, который по названию фирмы определял бы её адрес и телефон.

 

9. Создать БД в «Access», состоящую из одной таблицы «Записная книжка», содержащую адреса и телефоны 10 родственников, друзей и знакомых. Составить запрос, который по номеру телефона определял бы фамилию человека и его адрес.

 

10. Создать БД в «Access», состоящую из одной таблицы «Библиотека», в которой представлены 10 книг по разделам, например информатика, математика и.т.д. Составить запрос, который по фамилии автора определял бы, какие книги этого автора есть в библиотеке и к какому разделу они относятся.

 

11. Создайте в редакторе Word файл по теме «Внедрение и связывание объектов» в соответствии с технологией «OLE». Выполните вставку рисунка в созданный текст.

 

12. В табличном процессоре Excel создать таблицу, имеющею вид:

 

Рабочие дни Доход Расход Прибыль Убыток
02.09.2002    
03.09.2002    
04.09.2002    
05.09.2002    
06.09.2002    

 

Используя логическую функцию «Если» поместить показатели прибыли в столбце Прибыль, а показатели убытка в столбце Убыток.

 

13. Создайте Фигурный текст, используя технологию программы MS Word Art. Воспользуйтесь справочной системой программы. Нарисуйте блок-схему алгоритма для одной из задач Задания 3 по программированию на языке Basic.

 

14. В табличном процессоре Excel создать таблицу, имеющею вид:

Цена изделия Скидка 10% Цена изделия со скидкой
да  
нет  
нет  
да  

 

Используя логические функции рассчитать цену изделия с учетом скидки.

 

15. Создайте в Word нижеприведенную таблицу деятельности фирмы для 5 позиций товара:

 

Продали 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
Товар 1
Товар 2

 

Создайте диаграммы нескольких видов, отредактируйте диаграмму, разместив произвольно легенду, названия, поля с помощью контекстного меню и панелей инструментов MS Graph. Сохраните полученные результаты в папке «Графики».

 

16. Вычислить в Excel функцию У=Х ^2 и построить ее график для Х=(-5,-4,…+4, +5). Символ «^» означает возведение в степень. Вид таблицы для вычисления функции следующий:

 

  A B
X Y=X^2
-5  
-4  
 
  +5  

 

Используйте копирование формулы, набранной в ячейке B2: =A2^2. Объясните суть относительной адресации.

 

17. Аналогично, заданию № 16 вычислить в Excel функцию У=3Х ^2 и построить ее график для значений Х от -3 до +3 с шагом 0,5 .

18. Аналогично, заданию № 16 вычислить в Excel функцию У=4Х ^ 2и построить ее график для значений Х от -4 до +4 с шагом 1.

19. Вычислить в Excel функцию и построить её график для Х=(-5; -4,5;…+4,5; +5):

 

2X + 5 при X<0 шаг для X выбрать равным 0,5

Y=

5 – 2X при X≥ 0

 

Вид таблицы для вычисления функции следующий:

 

  A B
X Y=ЕСЛИ(A1(X1)<0;(то) 2X +5; (иначе) 5 – 2X )
-5  
-4,5  
 
  +5  

 

Столбец В заполнить с помощью функции ЕСЛИ. Функция ЕСЛИ содержит три аргумента (аргументы указываются через точку с запятой):

лог_выражение – в нашем случае это значение X от -5 до +5;

значение_если_истина – в нашем случае X<0, то Y=2X + 5;

значение_если_ложь – в нашем случае X≥0 (иначе) Y=5 – 2X.
Таким образом, в строке логическое выражение указывается какое значение принимает X (ячейки А1, А2 и т.д.), а в строках значение чему будет равно Y( ячейки B1, B2, и т.д.) в зависимости от значений X.

 

20. Аналогично заданию № 19 вычислить в Excel функцию и построить её график для Х=(-5; -4;…+4, +5):

 

 

4X - 3 при X≥0 шаг для X выбрать равным 1

Y=

2 – 1,5X при X< 0

 

 

21. Аналогично заданию № 18 вычислить в Excel функцию и построить её график для Х=(-5; -4;…+4, +5):

8 – 3X при X≥0 шаг для X выбрать равным 0,5

Y=

2,3 – 1,5X при X< 0

 

22. В редакторе Word создайте список из пяти наименований (например, компоненты компьютера) и оформите его тремя различными видами, по ниже приведенной технологии:

 

A. Системный блок I. Системный блок √. Системный блок

: : :

E. V. Ö.

Списки нумеруются и маркируются с помощью списков номеров и маркеров.

 

23. В текстовом редакторе Word создайте стандартную визитку размером 9х5см. Визитка должна содержать: учреждение, фамилию, имя, отчество, должность, адрес, телефон, факс, E-mail. Значки конверта * и телефона ( - в гарнитуре Wingdings.

 

24. В текстовом редакторе Word с помощью редактора формул Microsoft Equation запишите следующие формулы:

; ; .

 

25. Дан прямоугольный параллелепипед со сторонами a,b,c. Вычислить в Excel объем (V=a*b*c) и площадь поверхности параллелепипеда (S=2*(ab+bc+ac)). Величины a, b, с выбрать самостоятельно.

26. В текстовом редакторе Word цветную поздравительную открытку, содержащую рисунок цветка и текст: «Поздравляю с первой сессией», заключенные в рамки. Открытка должна позволять копировать все её содержимое, изменять её масштаб и перемещать в другое место в документе.

27. Из учебника «Информатика» под редакцией С.В. Симоновича наберите текст (не менее двух абзацев), касающийся панелей управления текстового редактора Word. Вставьте в текст рисунок с изображением 2-х панелей Word. Создайте на рисунке выноски с названием панелей. Объедините рисунок панели и выноски в одну группу (сгруппируйте).

28. В Excel создайте таблицу по результатам сдачи сессии вашей группы. Она должна содержать Ф.И.О. студента, перечень дисциплин выносимых на экзамены и оценки за них, средний балл каждого студента за сессию и сообщение об отчислении. В последней графе указать в случае не сдачи экзамена (хотя бы одного) – «Отчислен», окрасив ячейку с помощью условного форматирования в красный цвет. Графу (сообщение об отчислении) заполнить, используя функцию ЕСЛИ.

29. В PowerPoint создайте презентацию по содержанию курса «Microsoft Office». Сформулируйте тему презентации, определите количество слайдов и их структуру, продумайте варианты оформления.

В структуру включите 5 слайдов:

1. Титульный лист с названием курса и его продолжительностью.

2. Содержание курса.

3. Содержание занятий по теме MS Word.

4. Содержание занятий по теме MS Excel с картинкой.

5. Содержание занятий по теме MS PowerPoint.

30. В PowerPoint создайте тест проверки знаний слушателей . Для этого заполните слайды следующего содержания:

· Первый слайд: надписи «Тест», «Ассеss»;

· Второй слайд: надписи «Сейчас вам предстоит пройти тест по MsAccess!», «Вам будет заданы вопросы и варианты ответов, на каждый вопрос будет дано три варианта ответа, и один из них будет верным» и надпись «Старт»;

· Третий слайд: надписи «Вопрос». Затем вопрос с 3 ответами (вопрос и ответы сформулируйте самостоятельно).

· Четвертый слайд: «Неверно! Повторите, пожалуйста».

· Пятый слайд: «Правильно!»

Создайте условные переходы, между слайдами используя команду «Вставка гиперссылки».

Инструктивное описание порядка выполнения второго задания должно быть кратким (в пределах 1-2–х страниц) и помогать самому студента при его демонстрации на ПК.

Варианты задания №3 по практической части работы и