Выполнения индивидуального задания
Задание 1. Рассчитайте и оцените радиационную безопасность медицинского персонала работающего с γ-источником в стальной капсуле (Кγ=13,2) с активностью 1,5 мКи на расстоянии 0,5 м в течение 20 часов в неделю.
1. Оцените источник ионизирующей радиации (ИИИ). Рассчитайте дозу облучения лаборанта.
2. Рассчитайте допустимую активность ИИИ.
3. Рассчитайте допустимое время работы с ИИИ.
4. Рассчитайте безопасное расстояние до ИИИ.
5. Определите необходимую толщину защитного экрана из бетона для работы с
γ-источником (энергия γ-излучения 1,25 Мэв).
6. Определите необходимую толщину защитного экрана из свинца для работы с
γ-источником (энергия γ-излучения 1,25 Мэв).
7. Определите необходимую толщину защитного экрана если слой половинного ослабления 2 мм.
8. Предложите приоритетные профилактические мероприятия в данном случае.
Эталон решения.
1. γ-источник в стальной капсуле относится к закрытым изотопным ИИИ, т.к. при обычном режиме эксплуатации исключается загрязнение объектов окружающей среды и попадание радиоактивного вещества во внутрь организма.
Расчет дозы облучения персонала:
10*Q * K γ * t 10*1,5 * 13,2 *20 3960
D = ------------------ = ------------------- = ------ = 1,58 мЗв/нед (в год 1,58 *50 недель =79,2)
R2 * 104 (0,5)2 * 104 2500
Примечание: 10 – коэффициент для перевода БЭР в мЗв (1 БЭР=10 мЗв), 104- коэффициент если расстояние рассчитывается в метрах)
2. Расчет допустимой активности:
D * R2 * 104 20 * (0,5)2 *104 50000
Q = --------------- = -------------------- = --------- = 0,379 мКи
10*K γ * t 10*13,2 *20*50 13200
3. Расчет допустимого времени работы:
D * R2 * 104 20 * (0,5)2 *104 50000
t = ---------------- = -------------------- = --------- = 252 час/год (5,04 час/неделю)
10* Q * K γ 10*1,5 * 13,2 198
4. Расчет безопасного расстояния:
Q * K γ * t 10*1,5 * 13,2 *1000 198000
R = √ -------------- = √ ------------------------- = √ ---------- = 1 м
D * 104 20 * 104 200000
5. Расчет толщины защитного экрана из бетона:
79,2 мЗв/год
Находим необходимую кратность ослабления – Косл = ------------------ = 4,
20 мЗв/год
при энергии γ-излучения 1,25 Мэв по таблице находим толщину экрана 24,6 см.
6. Расчет толщины защитного экрана из свинца:
при энергии γ-излучения 1,25 Мэв и необходимой кратности ослабления 4 по таблице находим толщину экрана из свинца 34 мм.
7. Расчет толщины защитного экрана если слой половинного ослабления 2 мм.
В случае, если без экрана доза облучения превышает в 4 раза, а слой половинного ослабления 2 мм расчет производится логически:
4 ПД
2 ПД – 2 мм
1 ПД – 4 мм. Вывод – толщина экрана должна быть 4 мм.
8. Комплекс мер радиационной безопасности включает коллективные и индивидуальные. К коллективным относятся: организационно-законодательные, технологические, инженерно-технические, планировочные, санитарно-гигиенические.
Коллективные меры радиационной безопасности:
- Организационно-законодательные – мероприятия, предусматривающие правильную организацию работы с закрытыми ИИИ, соблюдение норм радиационной безопасности (НРБУ-97 и ОСПУ-2001), ведомственных инструктивных и законодательных регламентов для учреждений здравоохранения.
- Технологические - совершенствование технологии гамма-терапевтических установок.
- Инженерно-технические мероприятия предусматривают автоматизацию трудовых процессов, наличие телеметрических установок наблюдения для персонала, в качестве материала для отделки помещений при работах с высокими активностями применять пластиковые покрытия.
- Планировочные - при планировке помещений должен соблюдаться принцип зональной планировки. На радиологических объектах, использующих закрытые источники, выделяются 2 зоны: активная и неактивная.
- Санитарно-гигиенические мероприятия включают предупредительный и текущий санитарный надзор за радиологическими объектами.
Индивидуальные меры защиты:
Соблюдение правил личной безопасности, инструктаж всех работающих с ИИИ. При работах с закрытыми ИИ СИЗ должны исключать или снижать внешнее облучение. Средства повседневного ношения – халаты, костюмы. Медицинские мероприятия – предварительные и периодические медицинские осмотры, лечебно-профилактическое питание, оздоровление в профилакториях, общеукрепляющие мероприятия.
ТЕМА: «методика расследования случаев ПРОФЕССИОНАЛЬНых заболеваний и отравлений»
Актуальность темы. В условиях современного производства на человека оказывает воздействие комплекс факторов производственной среды и трудового процесса. Это воздействие при определенных условиях (если имеет место превышение предельно допустимого уровня (ПДУ) или предельно допустимой концентрации (ПДК), несоответствие гигиеническим нормативиях (если имеет место превышение предельно допустимого уровня (ПДУ) или предельно допустимой концентрации (ПДК), несоответствие гигиеническим нормативам величин параметров микроклимата или других факторов) может приводить к формированию патологических изменений в организме. Длительное действие одного или нескольких факторов может быть причиной профессионального заболевания. Профессиональное заболевание – это заболевание, вызванное воздействием вредного фактора в условиях производства и подтвержденное в установленном порядке. Профессиональное отравление является частным случаем профессионального заболевания.
Врачи, которые оказывают медицинскую помощь работающим на промышленных предприятиях, должны владеть всеми методами выявления заболеваний, развивающихся при работе во вредных условиях. В том числе и тех методов, которые основаны на оценке факторов внешней среды. Знание этиологии отмеченных заболеваний обеспечивает врачу осуществление целенаправленного выявления жалоб, выбора лабораторных и функциональных методов исследования, интерпретации их результатов. При этом необходимо грамотно разрабатывать рекомендации по профилактике патологии и предупреждению ее дальнейшего развития.
Исходя из этого можно определить цель занятия.
Цель общая: уметь прогнозировать развитие патологии при воздействии вредных условий труда и разрабатывать мероприятия по ее профилактике.
Конкретные цели: | Цели исходного уровня знаний-умений: |
1. Определять профессиональный характер заболевания. 2. Оценивать роль факторов внешней среды в возникновении и развитии профессиональных заболеваний. 3. Разрабатывать систему мер профилактики заболеваний. | 1. Оценивать физико-химические характеристики факторов внешней среды. (кафедры химии, физики). 2. Оценивать физиологические реакции морфо-функциональных систем организма (кафедры физиологии, патологической физиологии). |