ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ИСТОРИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По самостоятельной работе

Бакалавров по изучению дисциплины

 

 

САНКТ - ПЕТЕРБУРГ

 

Портнягина Н.А. Учебно-методическое пособие. История. Методические рекомендации по самостоятельной работе бакалавров по изучению дисциплины. – СПб., 2013. – 100 с.

 

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией исторического факультета

СПбГУ. Протокол № 12 от 10 июня 2013 г.

 

Утверждено на заседании кафедры истории для преподавания на естественных и гуманитарных факультетах исторического факультета СПбГУ.

Протокол № 7 от 21.03. 2013 г.

 

Автор:

кандидат исторических наук, доцент Н.А. Портнягина

Рецензенты:

доктор исторических наук, проф. О.А. Патрикеева

доктор исторических наук, проф. А.М. Судариков

 

 

Методические рекомендации предназначены для бакалавров СПбГУ, изучающих на 1-м курсе дисциплину «История». Рекомендации составлены в соответствии с программой дисциплины и призваны помочь студентам самостоятельно изучить материал.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 4

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НИМ… 10

Модуль I. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ 10

Модуль II. ИМПЕРАТОРСКАЯ РОССИЯ 24

Модуль III. СОВЕТСКАЯ И СОВРЕМЕННАЯ Россия 61

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ НАПИСАНИЮ 78

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ………………………………………………………………………………………….83

ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ОСТАТОЧНЫХ ЗНАНИЙ………………………………………………85

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ………………………………… 89

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ……………………………………………………..93

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Курс Истории предполагает изучение и анализ основных срезов истории России, которая рассматривается в контексте мировой истории, истории цивилизаций Запада и Востока. Россия занимает особое место в мировой цивилизации именно потому, что в российской истории переплетаются черты восточной и западной культур. Без ознакомления с основными тенденциями развития западной и восточной цивилизаций невозможно выявление своеобразия России, особенностей менталитета русского народа, роли и места России в мировом культурно-историческом процессе. Поэтому студенты при самостоятельной работе должны обращаться не только к истории России, но учитывать основные тенденции мирового развития в ту или иную эпоху.

Объем курса не дает возможности охватить всю проблематику российской истории, поэтому в программе основное внимание уделяется ключевым проблемам изучения истории России: особенности возникновения и развития государственности, проблеме формирования самодержавия и абсолютизма, проблеме соотношения реформ и революций, взаимоотношения власти и общества, особенностям процесса модернизации.

Курс состоит из трех модулей: Основные тенденции развития средневековой Руси, Императорская Россия, Советская и современная Россия.В рамках первого модуля основное внимание уделяется процессу возникновения государственности у восточных славян и ее развития в период Московской Руси, основным историографическим концепциям этой проблемы, взаимоотношению власти и общества в период Древней Руси и изменениям, которые произошли в этой сфере в Московской Руси. Обращается внимание на влияние, которое оказывали на русское средневековое общество цивилизации Запада и Востока. При изучении средневековья следует помнить, что общество было религиозным, религия определяла не только менталитет людей, их образ жизни, но и существенным образом влияла на государственную политику. Поэтому нужно пристальное внимание уделить проблемам принятия христианства, обоснования в православии сильной царской власти, кризису религиозного сознания в XVII в.

Второй модуль предполагает изучение истории России XVIII – начале XX вв. В начале XVIII века Россия вступила на путь модернизации: перехода от аграрного общества к индустриальному. Все последующие реформы предлагается рассматривать, используя теорию модернизации. Для этого нужно хорошо представлять себе как проходил процесс модернизации на Западе для того, чтобы понять особенности российского варианта модернизации. Особое внимание уделяется революционному процессу в России в начале ХХ в.

В рамках третьего модуля изучаются проблемы возникновения и развития Советского государства, тоталитаризма, распада СССР и становления новой государственности.

Основными видами учебных занятий являются лекции и семинары. Самостоятельное изучение курса истории осуществляется при подготовке к семинарским занятиями, коллоквиумам, написании реферата, подготовке к промежуточной аттестации.

Основная цель семинарских занятий - углубление конкретных знаний по отдельным проблемам отечественной истории, овладение навыками работы с источниками и научной литературой, ведения дискуссий.

Подготовка к семинарскому занятию включает в себя ряд этапов:

1.Прежде всего, следует обратиться к лекции, соответствующей теме семинара, и обратить внимание на то, какие проблемы выделялись преподавателем, после чего необходимо приступить к изучению учебной литературы, соответствующей плану семинарского занятия. Уже при чтении учебника нужно делать выписки, раскрывающие содержание основных вопросов плана семинарского занятия. При этом рекомендуется оставлять большие поля, куда впоследствии можно внести дополнительные сведения по вопросам, полученные или при самостоятельном анализе исторического источника, или на семинаре.

Основная рекомендуемая учебная литература:

I. Список обязательной литературы:   1. Викторов В.В. Российская цивилизация: тенденции развития от истоков к современности: учебное пособие. М., 2009. 2. Дворниченко А.Ю. Российская история с Древнейших времен до падения самодержавия. М., 2010. 3. Дворниченко А.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. История России. Учебник. М., 2008. 4. История России XX – XXI века / под ред. Л. В. Милова. М., 2009. 5. Леонов С.В., Пономарев Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия – Запад – Восток. М., 2008. 6. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М., 2009. 7. Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2010. 8. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. М., 2010. 9. Политическая история России. От Смутного времени до Беловежской пущи. М., 2009. 10. Россия в мировой истории: учебник для вузов. 2-е изд. / Под ред. Проф. В.С. Порохни. М., 2003. 11. Филюшкин А. И. История России с древнейших времен до 1801 г. М., 2004. 12. Шапиро А. Л. Историография с древнейших времен до 1917 г. М., 1993 13. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие / Авторы-составители: Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2010. 14. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М.,2000. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.alleng.ru/d/hist_vm/hist001.htm; http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Polak/28.php
 

2. Учебник, естественно, не может дать полного представления о той или иной исторической проблеме. После изучения учебной литературы, следует обратиться к научной литературе. Студент может самостоятельно определить круг интересующих его проблем по данной теме и подобрать соответствующую литературу, которая предлагается к каждому семинарскому занятию. При чтении научной литературы тоже необходимо делать выписки. Студенты могут использовать и интернет – ресурсы для подготовки к семинарским занятиям, размещенные, например, на следующих сайтах:

1.Википедия: Проект: Словники / Русская история (до 1600 г.). Персоналии

2.Википедия: Проект: Словники / Русская история (до 1600 г.). Термины.

3. Сайт: history.ru

4. Сайто Всемирной Истории и Истории России: http://www.istmira.com/istoriya-rossii-s-drevnejshix-vremen-do-nashix/

5. Сайт: Отечество.ру// http://ote4estvo.ru/

6. Сайт: Хронос: http://www.hrono.info/biograf/bio_p/petr1.php

7. Сайт: Руниверс: http://runivers.ru/lib/book4289/42920/

3. После того, как студент получил общие представления о данной исторической проблеме, он должен обратиться к источникам. Подборка исторических источников содержится в хрестоматиях: