Модуль 1. Теория и методология политической науки
1.1 Политика как социальное явление и объект исследования.
1. Сущность политики и ее роль в жизни общества.
2. Предмет, функции и методы политологии.
1. Термин «политика» получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, управлении и власти, который был назван им «Политика». Этот термин ведет свое происхождение от древнегреческого слова «politika» и в переводе означает государственные, общественные дела, искусство управлять государством.
Как социальное явление политика имеет исторический характер. Она возникает в период, когда формируются классы, государство, дифференцируются и сталкиваются интересы людей и появляется необходимость в инструменте регулирования отношений между людьми, между людьми и властью. Таким инструментом и становится политика.
Политика является сложным и многогранным социальным феноменом, пронизывающим все сферы жизнедеятельности общества. Поэтому существует множество определений политики, в которых выделяются ее характерные черты и стороны: «политика – это искусство жить вместе» (Платон); «политика как выражение разума» (Гегель); «политика – это наука государственного управления» (В. Даль); «политика прежде всего сфера взаимоотношений между классами» (К. Маркс); «политика есть концентрированное выражение экономики» (В.И. Ленин); «политика – это не наука, а искусство» (О. Бисмарк); «политика – это цепь компромиссов» (А.А. Богданов); «политика – это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти» (М. Вебер) и др.
Будучи сложным специфическим социальным явлением политика выступает в реальной действительности в диалектической взаимосвязи с другими общественными явлениями. Она тесно связана и взаимодействует с экономикой, культурой, идеологией, моралью, религией, правом и другими сферами общественной жизни. На нее в большей или меньшей мере оказывают влияние и такие факторы, как географические, социально-демографические, исторические и социально-психологические. В связи с этим научный анализ политики предусматривает не только выявление природы и сущности этого важного социального феномена, но и определение его места и роли в системе материальных и духовных факторов, составляющих в совокупности целостный общественный организм. Без раскрытия сущности и особенностей взаимосвязи и взаимодействия политики с другими факторами нельзя понять и объяснить саму политику.
Кратко рассмотрим взаимодействие политики с некоторыми сферами общественной жизни. Во взаимоотношениях экономики и политики способ производства, экономико-хозяйственная система общества образуют материальную основу для политических процессов и отношений и во многом обусловливают их. Это связано с тем, что экономика выступает не только как производство, распределение, торговля, но и как общественные отношения производства, т.е. отношения социальных групп и классов, их организаций, партий в процессе производства и распределения. Данное утверждение вполне объяснимо, ибо самые глубокие коренные интересы людей, связанные с удовлетворением их материальных потребностей, находят свое выражение в политике. Именно через политическую деятельность, различные политические институты, борьбу за власть социальные группы и классы стремятся реализовать свои особые, специфические интересы. Поэтому исследование конкретных политических явлений и процессов требует глубокого анализа объективных тенденций развития материальной основы общества, выявления экономических интересов людей.
В то же время взаимосвязь между экономикой и политикой не является односторонней. Политика обладает значительной степенью относительной самостоятельности и может активно воздействовать на экономический базис, всю систему управления экономикой. В этом плане В.И. Ленин был совершенно прав, когда говорил, что политика не может не иметь первенства над экономикой. Она может содействовать динамичному развитию экономики, а может и тормозить, оказывать негативное влияние на все элементы экономической системы, или содействовать развитию одних форм хозяйствования и противодействовать развитию других.
Таким образом, политика и экономика являются двумя тесно связанными между собой сферами деятельности людей, которые взаимно обусловливают друг друга. В зависимости от конкретных исторических обстоятельств, от стоящих перед обществом задач значимость политического или экономического постоянно меняется, но ни при каких условиях их нельзя оторвать одного от другого.
Как относительно самостоятельные сферы общественной жизни политика и право формируются на основе множества общественных факторов и не могут зависеть лишь от взаимного воздействия друг на друга. По сути дела, их взаимоотношения определяются особенностями присущих им способов регулирования социального порядка и технологий применения государственной власти.
Так, политика объективно сориентирована на обеспечение групповых приоритетов в организации государственной власти, что обусловливает неравномерность, противоречивость и конфликтность протекания политического процесса. В отличие от политики, система правового регулирования изначально сориентирована на регулирование всего социального пространства в целом, без выделения каких- либо групповых приоритетов. Не случайно главной регулятивной установкой в правовой сфере выступает равенство всех слоев населения перед законом. Для права главным принципом деятельности является диспозиция «закон – отклонение от закона». В силу этого государство как правовой институт регулирования и контроля закрепляет применение всеобщих стандартов оценки общественных целей и противоречий. На страже этого порядка стоят специальные органы (конституционный суд и др.), добивающиеся полной и однозначной интерпретации правовых норм и санкций в процессе их использования. В результате такого соединения регулятивных возможностей обеих сфер государственная власть приобретает необходимую стабильность, предотвращая общество от крайностей политической конкуренции.
Политика тесно связана и со сферой культуры, которая во многом обуславливает политический облик общества. Как показывает историческая практика, высокий уровень общей и политической культуры общества является необходимой предпосылкой создания стабильного, демократического строя жизни в государстве. Это связано с тем, что культура содействует политической социализации личности, формированию гражданина, умению регулировать свое поведение в соответствии с установленными в обществе нормативами и в зависимости от конкретной политической ситуации.
В свою очередь политическая власть имеет значительные возможности воздействия на развитие культуры путем направления средств на финансирование образования, науки, искусства, создания условий для приобщения широких масс населения к духовным ценностям и т.д. Современное цивилизованное государство должно быть заинтересовано в успешном развитии культуры и постоянно заботится об этом.
Самым непосредственным образом связана с политикой идеология. Она составляет теоретическую основу политической деятельности, ибо указывает политике систему идеалов и ценностей, конкретные ориентиры и цели, к которым должно стремиться общество. В свою очередь, идеология, выступая в качестве инструмента политики, сама реализуется в жизнь средствами политики. Следует отметить, что недооценка или игнорирование идеологического фактора может привести на практике к дезориентации в политике. Однако нельзя не видеть и той опасности, которую заключает в себе чрезмерная идеологизация всех сфер общественной жизни, подчинение их одной определенной идеологии. Такое положение может привести к догматизации теоретических основ политики и в результате стать тормозом развития общества.
В сложных отношениях находятся политика и мораль. В истории политической мысли существует ряд подходов к пониманию проблемы их взаимодействия. Морализаторский подход исходит из того, что политика должна не только иметь высоконравственные цели (общее благо, справедливость и т.п.), но и при любых обстоятельствах не нарушать принципы морали, используя при этом лишь нравственно допустимые средства. Такой точки зрения, в частности, придерживались Аристотель, св. Августин, А.-К. Сен-Симон, В.С. Соловьев. Ряд мыслителей наоборот вообще отделяют мораль от политики. Основателем этого подхода явился итальянский мыслитель Н. Макиавелли, от фамилии которого вошел в научный оборот термин «макиавеллизм», обозначающий аморальную политику. Приверженцы данной позиции считают политику такой специфической сферой деятельности людей, где нравственные принципы неприменимы, так как здесь существуют совершенно иные правила и нормы поведения, чем в гражданском обществе.
Немецкий социолог М. Вебер первым обосновал идею компромиссного подхода к рассматриваемой проблеме. Он считал, что не следует полностью разделять этику и политику, хотя необходимо внимательно учитывать особенности последней. Одной из важнейших особенностей политики является право на легитимное применение насилия в борьбе со злом в обществе.
Политика также взаимосвязана и взаимодействует с религией. В современном мире набирают силу тенденции, которые можно назвать «политизацией религии» и «религизацией политики». Первая означает, что в целом ряде стран, особенно в мусульманских и католических, где религия играет важную роль в жизни общества, церковь стремится все более активно влиять на внутреннюю и внешнюю политику государств. Вторая тенденция свидетельствует о том, что в свою очередь политики, государственные деятели, партии стараются использовать религию, религиозные чувства людей в своих интересах, завоевать доверие и поддержку со стороны церкви и верующих граждан при проведении своей политики. В ряде стран вообще существуют профсоюзы, молодежные и женские организации, политические партии, созданные на религиозной основе (например, христианско-демократические партии в Италии, Голландии, Германии, занимающие важные позиции в политической жизни этих государств).
Испытывая влияние экономики, культуры, морали, идеологии, религии, права, взаимодействуя с ними и оказывая на них обратное воздействие, политика обретает такие черты и свойства, которые более полно раскрывают ее сущность и особенности. Рассмотрим в чем же заключается специфика политики как относительно самостоятельного социального явления и какую роль она отыгрывает в жизни общества.
Во-первых, политика выступает как деятельность в сфере отношений между классами, нациями и другими социальными группами. Она является инструментом формирования и регулирования, подчинения или примирения разных интересов, использования институтов публичной власти в целях реализации общественно-значимых потребностей социальных групп.
Во-вторых, политика – это сфера деятельности определенных общественных институтов и структур: государства, партий, общественных организаций и движений, а также отношений между ними. Особенно важное значение здесь имеют вопросы устройства политической власти, направление, формы, задачи и содержание ее деятельности, возможности и уровень участия масс в делах государства.
В-третьих, центральное место в политике занимает проблема власти (одного класса над другими, одних социальных групп над другими, одной личности над массами и т.д.). Поэтому политика – это организованное и целенаправленное стремление к власти, борьба за власть между лидерами, социальными группами, партиями, стремление к овладению, сохранению и использованию власти. Оказание влияния на распределение власти всегда непосредственно или опосредованно связано с противоречиями и конфликтами, которые возникают между большими социальными группами людей, политическими силами в распределении материальных благ, связанных с политическим властвованием.
В-четвертых, политику можно определить как искусство, ибо она имеет дело с субъективной стороной социальных процессов. Существует даже такое крылатое выражение: «Политика – это искусство возможного». Действительно, она требует не только знаний, но и искусства управлять общественными процессами и отношениями, навыков политического лавирования и достижения компромиссов, умения учитывать объективные условия, особенности политической культуры, интересы, потребности и настроения разных групп населения и исходя из этого определять неотложные и долгосрочные задачи развития общества, выбирать определенные формы и средства политической деятельности и воздействия на массы в соответствии с конкретными обстоятельствами.
Как видим, понятие «политики» весьма богато по своему содержанию. Однако выделяя ее основную сущность, политику можно определить как совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия социальных групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов.
Сущность политики можно выявить и через ее функции. Среди всего многообразия подходов к этому вопросу следует назвать следующие основные функции политики: 1) рационализация возникающих противоречий и конфликтов, направление их в русло диалога власти и общества, достижения разумного компромисса; 2) управление и руководство общественными процессами; 3) интеграция различных слоев и групп общества в единое целое; 4) обеспечение целостности общественной системы и порядка в обществе; 5) политическая социализация личности.
Политика имеет универсальный, всеохватывающий характер, обладает способностью воздействовать практически на любые стороны и элементы общественной жизни как в масштабах государства, так и в жизни определенной личности. Отсюда во всех сферах, где осуществляется политика, она имеет множество форм проявлений. Однако, обобщая, политику принято подразделять на внутреннюю, внешнюю и мировую.
Внутренняя политика характеризует деятельность государства, партий, общественно-политических организаций и движений, политических лидеров в области экономических, социальных, национальных, культурных и иных отношений внутри общества.
Внешняя политика – это сфера деятельности государства, всей политической системы той или иной страны на международной арене.
Мировая политика представляет собой совокупную деятельность государств, международных организации и других субъектов международных отношений.
По своей направленности и методам осуществления выделяют агрессивную, миролюбивую, тоталитарную, авторитарную, демократическую, прогрессивную, реакционную политику и т.д. Прогрессивной можно назвать такую политику, которая содействует динамичному развитию общества, подъему его на более высокую ступень во всех сферах жизнедеятельности человека, а реакционной ту, которая тормозит его развитие или отбрасывает назад.
В современных условиях роль политики как средства организации и регулирования общественной жизни значительно возрастает. Это обусловлено тем, что все более сложными становятся структура общества и задачи, которое оно решает. Поэтому актуальной проблемой нашего времени является постоянное обновление, демократизация и гуманизация политики, повышение ее эффективности и ответственности.
2. В процессе развития общества возрастал интерес людей к политике, политическим явлениям и процессам. Одновременно развивалась и политическая наука. Появилась и специальная отрасль знаний – политология. Это понятие создано на основе двух греческих слов: «politika» - государственные, общественные дела и «logos» - учение. С названного словосочетания вытекает, что политология – это учение, наука о политике. В своей начальной, философско-этической форме политическая наука возникла в Древней Греции во времена Платона и Аристотеля и прошла в своем развитии ряд этапов. Современный облик политология стала приобретать во второй половине ХIХ в. в связи с широким распространением эмпирических методов исследования, общим прогрессом социологических знаний, настоятельной общественной потребностью в научном познании политики, ее рациональной организации и эффективном управлении государством.
Возрастание роли политических знаний было обусловлено постоянным усложнением самой политики, функций власти, расширением политических процессов. В ходе общественного развития постоянно повышалось значение государственного регулирования экономических и социальных процессов. Значительно возрастал круг политических интересов граждан, расширялось их участие в политике в связи с развитием демократических процессов в результате буржуазных революций, провозгласивших в ряде стран (США, Франция и др.) равноправие всех граждан и признавших народ источником власти.
Под влиянием названных факторов возросла общественная значимость политических знаний и в конце XIX – начале ХХ в. во многих странах окончательно сформировались институты политического образования и соответствующих исследований. Первоначально школы политической науки возникли при крупных университетах США: Колумбийском, Йельском. Процесс превращения политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину происходил в это время также в Европе, других регионах мира. Дальнейшему развитию политических исследований заметно способствовало создание в 1949г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки, которая продолжает свою плодотворную деятельность и в настоящее время. В результате происходит окончательное становление политической науки как самостоятельной, независимой академической дисциплины.
Природа и специфика политических знаний объясняется предметом политологии, ее функциями и методами исследования политической жизни общества.
Что составляет предмет политической науки? Политология – это наука о политических отношениях и политической деятельности людей, о закономерностях развития политических систем, о сущности, формах и методах политической власти.
В этом определении дана обобщающая характеристика предмета политологии. Но она не раскрывает всей сложности и многообразия проблем, которые изучает политическая наука. Чтобы более глубоко разобраться в данном вопросе, нужно выделить объект политологии, то есть определить те политические явления и реальности, на которые направлено внимание политолога.
К основным объектам политологии можно отнести: 1) политические институты (государство, партии, общественно-политические организации и движения); 2) политические системы различных стран и регионов мира, специфику их функционирования и развития; 3) субъекты политики (классы, социальные группы, нации, индивиды, элиты, лидеры и др.) и отношения между ними; 4) внутреннюю и внешнюю политику и международные отношения; 5) политическую идеологию, политическое сознание и политическую культуру; 6) политические теории, учения и концепции.
Роль политологии в современном обществе можно раскрыть через функции, которые она выполняет: 1) теоретико-познавательная: изучение политических фактов, явлений, процессов, конкретных ситуаций и на основе их обобщения выявление основных тенденций и закономерностей политического развития; 2) методологическая: выработка теоретических основ, способов и приемов анализа политической жизни; 3) мировоззренческая: развитие политического сознания от обыденного до научного, формирование ценностных ориентаций, помощь в определении политической позиции гражданина, социальной группы, партии; 4) идеологическая: выработка, обоснование и защита политического идеала, способствующего стабильности, эффективности и совершенствованию той или иной политической системы; 5) прикладная: выработка конкретных рекомендаций по рационализации политического процесса, определению и обоснованию политической стратегии и тактики партий, элит, лидеров; 6) аналитическая: анализ, оценка результатов деятельности государства, партий, других элементов политической системы общества; 7) прогностическая: прогнозирование развития политических процессов и вероятности событий, своевременная корректировка политики; 8) функция политической социализации личности, формирование гражданственности и патриотизма, демократической политической культуры. Существует также их непосредственная связь с такими функциями политики в обществе, как властная (выработка общесоциальных решений, задач и т.д.), преобразовательная (реализация задач реформирования экономики, социальных и политических отношений) и др.
Содержание курса политологии дает представление о методах политической науки, то есть совокупности приемов, которые используются при исследовании политической жизни общества. Их условно можно разделить на три основные группы: сравнительно-исторические, эмпирические и системные.
Сравнительно-исторические методы дают возможность изучать политические явления, события и процессы как в тесной связи с теми историческими обстоятельствами, в которых они возникли и осуществлялись, так и в их качественном изменении на разных этапах развития. Сравнение отдельных этапов и периодов политического процесса позволяет выявить объективные закономерности его развития, обобщить и проанализировать исторический и современный опыт политики, делать с него определенные выводы и прогнозировать тенденции политического развития в будущем.
Эмпирические методы политических исследований особое внимание обращают на проблемы политического поведения, изучения общественного мнения и политической культуры, влияния различных факторов на политический процесс, анализа политического руководства и управления и т.д. Для глубокой и всесторонней разработки вышеперечисленных проблем широко используются методы эмпирической социологии, в частности: наблюдение, анкетирование и опрос населения, анализ статистического материала, изучение документов, моделирование, интервью и др.
Особое значение для современной политологии имеет системный метод, позволяющий изучать политику как комплексный процесс, выявлять на общем фоне развития того или иного политического явления наиболее важные элементы, проследить их взаимосвязь, взаимодействие и взаимообусловленность.
Кроме того, в политической науке сегодня достаточно широко применяются такие методы, как диалектический, функциональный, бихевиористский, институциональный, ситуативный, количественный, психологический. Использование названных и некоторых других методов позволяет дать разносторонние характеристики политическим реальностям, раскрыть эвристические возможности политологии.
Сложность предмета и объекта политологии определяет необходимость выявления ее места и роли в системе других общественных наук, основных точек взаимодействия и взаимосвязи с ними. Политическая наука тесно взаимосвязана и взаимодействует с такими науками, как история, социология, психология, география, экономические и юридические науки. На стыке политологии и других общественных наук возникли такие смежные отрасли знаний, как политическая история, политическая социология, политическая психология, политическая география, геополитика, политическая экономия, политическая философия.
Все названные науки составляют эмпирическую базу политологии, дают ей конкретный материал для всестороннего анализа политической жизни, показывают, что нужно изучать на стыке различных знаний.
Необходимо взаимодействие политологии и с так называемыми формальными науками: общей теорией систем, статистикой, логикой, кибернетикой. Они дают общее понимание о связях в мире, предлагают методы обработки эмпирического материала, учат строительству моделей, в том числе и политических явлений (модель политической системы, модель политического лидерства и т.д.). Философия и формальные науки составляют методологическую базу политологии как науки.
Как мы видим, существует много отраслей знаний, с которыми политология граничит и пересекается. Поэтому принято говорить о политологии в широком и в узком смысле слова. Широкое понимание политологии подразумевает комплекс наук, который включает философию политики, политическую историю, политическую социологию, политическую психологию, политическую географию, геополитику, политическую экономию. В узком смысле слова политология – эта наука, включающая социологию политики, теорию политических систем, политическую идеологию, теорию политического руководства и историю политических учений.
Контрольные вопросы:
1. Политика – это наука и искусство. Как Вы понимаете это положение?
2. Как взаимосвязана и взаимодействует политика с другими сферами общественной жизни?
3. Дайте характеристику прогрессивной и реакционной политике.
4. Каковы основные функции политологии?
5. Назовите основные методы исследования политики.
6. С какими науками особенно тесно взаимосвязана и взаимодействует политология?
1.2 Политическая власть
1. Понятие и сущностные черты политической власти.
2. Основания и ресурсы власти.
3. Функции политической власти.
4. Проблема легитимности власти. Кризис власти.
Одним из центральных в политологии является понятие власти. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, сущности и характера власти имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
1. В самом общем виде власть определяется как способность и возможность субъекта осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение другого субъекта с помощью какого-либо средства. Иными словами, власть есть волевое отношение между двумя субъектами, при котором один из них – субъект власти – предъявляет определенные требования к поведению другого, а другой – в данном случае это будет подвластный субъект, или, что одно и то же, объект власти – подчиняется распоряжениям первого.
Непосредственными субъектами политической власти являются те институты и их органы, которые реализуют процесс управления различными сторонами жизни непосредственно, располагая различными средствами власти (координация, принуждение, контроль, преимущества, репрессии и др.), определяя цель и способ их применения.
Власть выступает как отношение между субъектами, а не данное одному из них качество. Одним словом, власть – это ось всей политики, всякого политического процесса. Иногда политика выступает как столкновение разных властей (разных центров власти), иногда – как их компромисс. В другом случае – перед нами командные отношения власть придержащих и подданных. В третьем – борьба за власть против старой власти. Вариантов может быть много. Субъектом власти может быть как индивидуум, так и коллективно действующее лицо (партия, организация, комитет, совет и т.п.). Власть может ассоциироваться и с каким-то учреждением (политическим, административным, хозяйственным и др.)
Власть в виде силы означает способность субъекта добиться желаемого результата в отношениях с подвластным либо путём непосредственного воздействия на его тело и психику, либо с помощью ограничения его действий. В принуждении источник подчинения команде властвующего субъекта заключается в угрозе применения негативных санкций в случае отказа подвластного от повиновения. Побуждение как средство влияния основывается на способности субъекта власти предоставить подвластному те блага (ценности и услуги), в которых тот заинтересован. В убеждении источник власти заключается в тех аргументах, которые субъект власти использует для подчинения своей воле деятельность подвластного. Манипуляция как средство подчинения основывается на способности субъекта осуществлять скрытое воздействие на поведение подвластного субъекта. Источником подчинения объекта во властном отношении в форме авторитета выступает определённая совокупность характеристик субъекта власти, которая обязывает объект добровольно подчиняться требованиям субъекта.
Наиболее важным видом власти является политическая власть.Само словосочетание «политическая власть» своим происхождением также обязано древнегреческому полису и буквально означало власть в полном сообществе. Современный смысл понятия «политическая власть» отражает тот факт, что всякое политически, т.е. государственно организованное сообщество людей своим основополагающим началом предполагает наличие среди его участников отношения господства и подчинения и связанных с ними необходимых атрибутов – законов, полиции, судов, тюрем, налогов и т.п. Иными словами, власть и политика нераздельны и взаимообусловлены. Власть, несомненно, представляет средство осуществления политики, а политические отношения есть, прежде всего, взаимодействие членов сообщества по поводу овладения средствами властного воздействия, их учреждения и использования. Именно власть придаёт политике то своеобразие, благодаря которому она предстаёт как особый вид социального взаимодействия. И именно поэтому политические отношения можно называть политико-властными отношениями. Они возникают в ответ на потребность в поддержании целостности политического сообщества и регуляции, реализации индивидуальных, групповых и общих интересов составляющих его людей.
Как и всякая власть, политическая власть выступает в качестве волевого отношения между социальными субъектами, составляющими политически, т.е. государственно организованное сообщество. Суть этого отношения состоит в побуждении одними социальными субъектами других к поведению в желательном для себя направлении с помощью использования своего авторитета, социальных и правовых норм, организованного насилия, экономических, идеологических, эмоционально – психологических и иных средств влияния.
Все виды властных отношений, хотя и переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу. Каждый из них имеет свою специфику, свои отличительные признаки. Укажем на сущностные черты политической власти – на те признаки, которые в своей совокупности отличают её от других видов власти. По крайней мере, к таковым можно отнести: суверенитет, волю, авторитет, принуждение.
Суверенитет есть независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство социального субъекта. Напомним, что классическое определение суверенитета было дано французским философом Жаном Боденом. Подчеркнём такие проявления суверенитета политической власти, как её независимость и неделимость. Независимость политической власти означает её верховенство по отношению к другим видам власти внутри данного сообщества и её равенство по отношению власти, носителями которой являются другие политически организованные сообщества. Неделимость политической власти означает, что она не может быть разделена между социальными субъектами, занимающими разные политические позиции. Даже если в стране действуют многопартийный парламент и коалиционное правительство, политическая власть все же осуществляется с одной позиции на основе компромисса нескольких политических сил. История, правда, знает ситуации двоевластия и даже троевластия, когда в стране одновременно считают свое положение верховенствующим две или три независимые друг от друга социально-политические силы. Однако это исключительное состояние общества, которое характеризуется обострённой политической борьбой. Такое состояние является непродолжительным и переходит либо в гражданскую войну, либо во власть толпы, либо в диктатуру одной из властей и лишь в редких случаях разрушается ненасильственным путём – переходом всей полноты власти к одной политической силе.
Воля – есть наличие у социального субъекта осознанной цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться её осуществления. Воля является важнейшим свойством любой социальной власти, политической же – в особенности. Без постоянного предъявления властвующим субъектом своих требований подвластным политическая власть теряет свою силу, а при утрате субъектом политической воли утрачивается и сама власть. Это свойство политической власти столь существенно, что находит своё отражение уже в ранней форме мировоззрения – мифологии.
Авторитет – общепризнанное и в стране, и за её пределами явление субъекта политической власти. Авторитет власти находит своё выражение в готовности субъектов общественных отношений добровольно подчиняться приказам, директивам, распоряжениям, указаниям данной власти. Условием такой готовности подчиняться является признание исполнителем правомерности существующей власти, его уверенность в годности и призванности субъекта власти к осуществлению своей миссии. Власть, основанную на авторитете её носителя, принято называть легитимной властью.
Принуждение – осуществление властвующим субъектом своей воли всевозможными средствами влияния вплоть до применения физического насилия. Конечно, сводить сущность принуждения только к физическому насилию было бы неправильным. Принуждение как существенную черту политической власти не следует отождествлять с диктатурой, для которой насилие является основным средством правления. Но насилие является специфическим легитимным, хотя и не единственным средством политической власти, и поэтому входит в её существенные признаки. Иными словами, принуждение, включая физическое насилие, является тем атрибутом политической власти, который и придаёт ей качественную определённость, отличает её от других видов социальной власти.
2.Под основаниями власти принято понимать совокупность значимых для жизнедеятельности социальных субъектов факторов, на которые опирается правящая группа при осуществлении своей цели. В качестве ресурсов власти рассматриваются потенциальные основания власти, т. е. те средства воздействия на подвластных, которые могут быть использованы для усиления дееспособности власти, либо для достижения определенных политических целей. Согласно Р.Далю, ресурсы власти представляют собой «все то, что индивиды или группы могут использовать для влияния на других». Разумеется, между основаниями власти и ее ресурсами нет резкой разграничительной грани: ресурсы власти есть производные от ее оснований факторы; они есть не что иное, как дополнительные средства, введением которых усиливаются существующие основания власти и тем самым возможности самой власти.
В политической науке принято выделять экономические, социальные, юридические, административно-силовые и культурно-информационные основания власти и, соответственно, ее ресурсы.
Экономические основания власти – составляют господствующие формы собственности, объем валового национального продукта на душу населения, стратегически важные природные ресурсы, золотой запас страны, устойчивость национальной валюты, объем запасов жизненно важных материальных ценностей и т.п. Очевидно, что улучшение показателей, характеризующих состояние перечисленных факторов, составляют экономические ресурсы власти.
Социальные основания власти – это те слои и группы населения, на которые власть опирается. Разумеется таковыми в первую очередь выступают те социальные субъекты, на реализацию интересов которых прежде всего ориентируется правящая группа. В целях своего упрочнения власть может предпринимать определенные шаги по расширению численности таких групп, по повышению их социального статуса, созданию более благоприятных условий для развития их общественной активности. В то же время укреплению власти способствуют действия по расширению социальной базы правящей группы, привлечению на ее сторону самых различных социальных сил. Важным ресурсом власти являются мероприятия по повышению занятости населения, а также жизненного уровня различных социальных слоев.
Юридические основания власти есть та совокупность законов, других нормативных актов, на которых власть сформирована и на которые она опирается в своей практической деятельности. Как и по отношению к предыдущим основаниям, каждая правящая группа стремится использовать такой ресурс упрочнения своего положения, как расширение и совершенствование юридической базы своей деятельности. Значение этого ресурса власти особенно возрастает в переходные периоды общественного развития, когда прежнее законодательство не в полную меру отвечает новым реалиям жизни. Своевременное же устранение расхождений между законодательством и потребностями общественной жизни означает усиление основной власти.
Административно-силовые основания власти образуют учреждения государства, обеспечивающие жизнедеятельность страны, ее внутреннюю и внешнюю безопасность. К ним относятся институты исполнительной власти, органы безопасности, разведки и внутренних дел. Без этих опор никакая государственная власть немыслима. Соответственно ресурсом власти выступают мероприятия по совершенствованию деятельности такого рода органов государства, улучшению их организационной структуры, технической оснащенности и т.п. Как административно-правовой ресурс власти могут выступать незадействованные в данный момент средства физического воздействия или мероприятия по переоснащению техническими средствами соответствующих органов.
Культурно-информационные основания власти включают в себя совокупность учреждений, сохраняющих и накапливающих культурные ценности и информационный потенциал страны. К таким учреждениям можно отнести системы учета и хранения национального культурного достояния, специальные центры по сбору и обработке различных видов стратегической информации, международные и национальные компьютерные сети, средства коммуникации и информации. Совершенствование их деятельности есть путь усиления оснований власти, повышения ее эффективности.
Некоторые авторы в качестве самостоятельных или дополнительных ресурсов власти называют также убеждения, чувства (особенно национальные и религиозные), язык. Конечно, язык может служить в качестве ресурса власти, и эта роль возрастает в переходные периоды или в дни важных политических кампаний. В зависимости от степени своей рациональности и эмоциональности, язык может стать эффективным средством внушения, вызова страха или интереса. С помощью языка можно активизировать такие чувства, как ненависть, негодование, зависть, восторг, выступающие дополнительными факторами властного воздействия.
Приведенный перечень оснований и ресурсов власти не является исчерпывающим. Власть может иметь под собой самые различные основания и использовать всевозможные средства. Здесь уместно будет заметить, что каждый источник и ресурс власти имеет свои условия реализации и предел эффективности, свои наиболее удобные объекты и время действия.
3. Структуру политической власти можно представить в виде своеобразной пирамиды, иерархический верх которой обладает полномочиями управлять людьми, принимать законы, использовать определённую систему принуждения к их исполнению.
Наличие власти даёт возможность её носителю определять общественно значимые цели, разрешать социальные конфликты, принимать решения. К основным функциям политической власти относятся: 1) господство, 2) руководство, 3) управление, 4) организация, 5) контроль.
Господство – это механизм осуществления власти, который принимает форму социальных институтов и предполагает расчленение социальных групп на господствующие и подчинённые, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделение и обособление особого аппарата управления.
В западной политологии и социологии различия господства и власти проводилось немецким учёным М.Вебером. По его мнению, традиционное господство означает вероятность того, что приказания встретят повиновение у определённой части людей.
Легитимное (законное) господство основывается на праве и правосознании. Оно связано с разделением властей, с вычленением особого административного аппарата управления, обеспечивающего выполнение предписаний и приказов.
Руководство – это способность (в соответствии с правом на власть) партии, класса, группы осуществлять свою политическую линию путём воздействия различными методами с формами власти на руководимые сферы, объекты, коллективы, отдельных людей. Например, политические партии вырабатывают программы, которые предлагают гражданам страны, и в случае получения от них мандата на власть выдвигают на ключевые посты в сфере управления своих представителей.
В нашей литературе, как, впрочем, и в политическом сознании масс, долгое время господствовало довольно примитивное понимание политической системы Запада как безраздельного господства монополий при полном политическом бесправии народа. При этом игнорировалось наличие среднего класса, который и выступает истинным стабилизатором политической системы и гарантом эффективности власти.
Управление – это использование полномочий власти по формированию целенаправленного поведения объектов управления. Управление должно обеспечивать оптимальное взаимодействие между объектами (трудовыми коллективами, классами, нациями, население района и т.д.). Конкретной управленческой деятельностью занят обычно административный аппарат господствующего класса или (правящей господствующей) партии.
Под организацией имеется в виду согласование, упорядочение, обеспечение взаимосвязи действий отдельных людей, групп, классов. Если управление и руководство осуществляется по вертикали (от руководителей и управленцев к подчинённым), то организация происходит в горизонтальной плоскости.
Задачей контроля является обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе. Контроль также выполняет функцию обратной связи, с помощью которой власть следит за тем, какие последствия имеют её управленческие воздействия.
Одним из первоочередных вопросов дальнейшего совершенствования структуры власти в Республике Беларусь и других государствах, возникших после распада СССР, встала проблема разделения властей.
Система разделения власти – в той или иной степени присуща организации власти в обществе. Будучи своего рода компромиссом между различными социальными силами она способствует устойчивости общества, исключает крайние проявления властных отношений. Вместе с тем эта система ограничивает участие народа во власти.
1. Условия: а) отделение политики от экономики (путь – свобода предпринимательства, частная собственность, рынок); б) политический плюрализм в обществе.
2. Практическая реализация: а) юридическое разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, их относительная независимость друг от друга; б) многопартийность и парламентская демократия; в) сочетание президентской и парламентской власти; г) первенство закона в государстве и обществе; д) разделение выборов в различные органы власти (по времени, по структуре); е) наличие института отставки; ё) демократия как реальная возможность каждого члена общества воздействовать на политические процессы (в основном через механизм выборов); ж) отсутствие монополии на идеологию, вторичность идеологии по отношению к праву, законам.
Соединение властей недопустимо. Так, соединение законодательной и исполнительной власти подрывает верховенство закона (в первой Конституции РСФСР говорилось, что ВЦИК объединяет и согласует работы по законодательству и управлению, что не соответствовало принципу разделения властей).
Рассмотрим в качестве примера существующую систему разделения властей в США. По конституции страны законодательная власть принадлежит Конгрессу, состоящему из Палаты представителей и Сената. Исполнительной властью наделен Президент США. Избирается он не Конгрессом, не населением, а выборщиками. Президент США является главой государства и правительства. Он не подчинен Конгрессу. Однако Палата представителей может возбудить обвинение (импичмент) против Президента в случае совершения им правонарушений. Но решение по привлечению Президента к ответственности принимает Сенат.
В свое время правящий класс США решил пожертвовать лично Никсоном, принести в жертву престиж президентской власти, чтобы спасти престиж американской политической системы в целом.
Конгресс утверждает госбюджет по представлению Президента. Президент назначает министров, но с согласия Сената.
Законы, принятые Конгрессом, подписывает Президент, он может их возвращать (наложить вето). Конгресс может преодолеть вето, одобрив закон вторично (2/3 голосов в каждой из палат).
Верховный Суд США состоит из председателя и членов Суда, пожизненно назначаемых Президентом с согласия Сената. Суд является органом конституционного надзора.
3. Выше мы указывали на такую существенную черту политической власти, как принуждение, которое предполагает насилие как средство. Но только ли путём насилия правящая группа, т.е. обладающее властью меньшинство, добивается реализации своих целей в отношениях с остальной частью населения? Как только что мы убедились, насилие не является единственным средством власти. Правящая группа (элита) вынуждена прибегать к физическому насилию лишь в исключительных случаях, как правило, в кризисные моменты, когда исчерпаны все другие средства влияния на подвластных. В обычных условиях воля правящей группы реализуется иными методами. С этой целью используются, например, авторитет, интерес, обычай, безразличие, страх, иные чувства, привычка людей подчиняться или убеждение, что властвующая группа выражает интересы масс.
Это означает, что политическое господство предполагает не только принуждение со стороны правящего меньшинства, но и согласие большинства подчиняться. Иными словами, принуждение и добровольное подчинение являются взаимодополняющими сторонами политико-властных отношений. В обычной политической жизни не только правящая группа (элита) навязывает свою волю населению, но и население в основной своей массе принимает эту волю как норму, сознавая её значение для общества в целом. Однако такие отношения между управляющими и управляемыми имеют место не всегда. Навязывание правящей группировкой своей воли может наталкиваться и на упорное сопротивление подвластных.
В политологии и правовой науке та власть, которая принимается массами как правомерная и опирается на их добровольное согласие подчиняться её велениям, а не навязывается им силой, называется легитимной (от лат legitimus – законный). Или иными словами, легитимной является правящая группа, право которой на власть признано и подтверждено в какой-либо форме широким народным согласием. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной.
Вопрос о легитимности или нелегитимности той или иной власти и соответственно правящей группы не так прост, как это может показаться. Сложность состоит в выработке «формулы» легитимности, т.е. оснований легитимности. Последние рассматриваются в качестве убедительных доказательств наличия у правящей группы права на власть и, соответственно, обязанности и согласия масс подчиняться велениям этой группы.
В сущности, основания легитимности власти – это те социально значимые причины и обстоятельства, которыми обосновывается право данной группы на власть. В конечном счёте этими причинами оправдывается тот факт, что меньшинство управляет, а большинство добровольно подчиняется.
Признание легитимности власти имеет чрезвычайно важное значение для её эффективности. Как отмечает Л.С. Санистебан, автор одного из западных учебников по политологии, действующие основания легитимности устанавливают необходимый минимум доверия между правящей элитой и теми, кто в неё не входит. Те, кто властвуют, в подобном случае чувствуют, что они делают это на законном основании, а те, кто подчиняться, рассматривают их претензию на господство как правомерную. Конечно, правящие группы понимают, что даже политическая власть, основанная на самых прочных основаниях легитимности, при определённых условиях может быть свергнута. В этом смысле власть любой группы (элиты) является в большей или меньшей мере хрупкой. История даёт множество примеров, когда, казалось бы, прочные властвующие группы были свергнуты в относительно короткие сроки.
Как показывает анализ политических отношений, складывающихся в различных странах и на различных исторических этапах, существуют весьма разнообразные условия легитимности власти. Поэтому в политической науке власть принято классифицировать по определённым типам её легитимности.
Классическая типология легитимности власти, и поныне не утратившая своего познавательного значения, предложена Максом Вебером. Все разнообразные основания легитимности власти он сводит к трём: традиции, харизме и легальности.
Степень легитимности власти, т.е. уровень ее поддержки населением, достаточно трудно установить, однако существуют определенные показатели, которые могут быть использованы с этой целью. Среди таковых аналитики прежде всего называют: уровень принуждения, необходимый для проведения той или иной политики в обществе; количественный и качественный анализ попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.д.). О степени легитимности власти можно судить по результатам выборов, массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему правительству. Отсутствие принуждения при осуществлении государственной политики также указывает на степень легитимности правления.
С понятием легитимности власти тесно связано понятие «кризис власти». Это понятие, которое характеризует утрату политической властью одной из присущих ей черт – суверенитета, авторитета, наличия воли или принуждения. Кризис политической власти, который в обществе чаще называют безвластием, по существу означает переход власти от одной политической силы к другой.
Кризис власти может привести к охлократии. Охлократия (греч. – ochlos –толпа, kratos – власть) – власть толпы. Этот термин имеет два смысла:
1) ситуация мятежей, погромов, крупных уличных беспорядков, в которых толпа выступает хозяином положения; отличается проявлением самых низменных побуждений и действий – избиения, групповые изнасилования, безрассудные убийства, бессмысленное разрушение материальных ценностей, встреченных толпой на пути и т.д.;
2) власть общественно-политических групп, апеллирующих к популистским настроениям в их наиболее примитивных и, вместе с тем, массовидных вариантах.
Таким образом, политическая власть – это присущая политически организованному сообществу людей форма социальных отношений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов – индивидов, социальных групп и общностей – подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств. Политическая власть – это реальная способность и возможность общественных сил проводить свою волю в политике и правовых нормах, прежде всего в соответствии со своими возможностями и интересами.
Вопрос о власти является довольно сложной и вместе тем актуальной проблемой политологии. Только через посредство политической власти разрешаются конфликты, преодолеваются трудности, регулируются политические отношения, осуществляется функционирование политической системы и общественной жизни в целом.
Для современного этапа развития нашего общества характерно обострение борьбы за политическую власть на всех уровнях. Власти хотят многие. Хорошую власть хотят миллионы людей. Власть – одно из стержневых понятий политической науки. Через её посредство и воздействие устанавливается единство общества, регулируются общественные связи в различных сферах - экономической, духовной и собственно политической.
Контрольные вопросы:
1. В чем сущность политической власти?
2. Каковы сущностные черты политической власти?
3. В чем проявляются важнейшие функции политической власти?
4. Что такое легитимность власти? Каковы ее источники?