Проблемы вступления России в Болонский процесс

Безусловно, существует много проблем с выполнением принципов Болонского процесса на российской почве, которые при неудачном стечении обстоятельств могут поставить под угрозу весь этот необходимый и жизнеспособный процесс. Рассмотрим подробно особенности реализации некоторых принципов в российских вузах.

Переход к двухуровневому высшему профессиональному образованию

Как известно, в ст. 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» законодательно закреплено наличие трех ступеней высшего профессионального образования: ВПО, подтвержденное присвоением квалификации (степени) «бакалавр»; квалификации «дипломированный специалист» и квалификации (степени) «магистр».

Практическая реализация этих образовательных программ в России осуществляется по разным схемам:

- независимые траектории обучения по подсистемам бакалавров и специалистов не имеют общих частей;

- совмещенные траектории обучения на первых курсах (с первого по второй или третий курс) с последующим разведением потоков специалистов и бакалавров на старших курсах, чему способствуют государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, введенные в 2000 году.

В настоящее время подготовка бакалавров и магистров предусмотрена во всех образовательных областях высшего профессионального образования, за исключением медицины, сервиса и информационной безопасности.

По инициативе Минобразования России в 1995-1996 годах Минтрудом России выпущены два письма о трудоустройстве бакалавров на должности, для которых предусмотрено высшее профессиональное образование. Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996г. № 125-ФЗ эта возможность предусмотрена ст. 6.

 

 

Таблица 2

План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы

 

Цели развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией Сроки реализации Исполнитель
1. Развитие системы высшего профессионального образования, основанной на двух основных уровнях - бакалавриат и магистратура 2005-2010 гг МОиН России
2. Изучение и введение системы зачетных единиц (ECTS) 2005-2010 гг.   МОиН России Рособразование
3. Введение приложения к диплому о высшем профессиональном образовании, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement) 2005-2008 гг.   МОиН России
4. Создание и обеспечение деятельности сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в Российской Федерации и российских документов в государствах-участниках Болонской декларации 2005-2007 гг.   Рособрнадзор Рособразование
5. Проблема качества образования и разработки сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования 2005-2007 гг.   Рособрнадзор
6. Содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей вузов 2005 – 2008 гг. МОиН России

 

В 2002 году принято постановление Минтруда России, касающееся приема на работу бакалавров и магистров на общеотраслевые должности. Однако инициативное обращение Минобразования России к министерствам и ведомствам о подготовке постановлений по трудоустройству бакалавров в соответствующих отраслях пока не встретило должной поддержки.

Необходимо отметить, что, несмотря на сложность практического признания степени «бакалавр» рынком труда, которая выражается, прежде всего, в отсутствии соответствующих тарифно-квалификационных характеристик, количество выпускаемых бакалавров постоянно растет. Если в 1996 году выпуск бакалавров составил 15,1 тыс. человек по всем формам обучения (в том числе 12,6 тыс. очная форма), то в 2003 году он увеличился до 51,6 тыс. человек (44,7 тыс. очная форма). Растет и число выпускников, получивших диплом магистра. В 1996 году их число составило 1,4 тыс. человек (1,3 тыс. очная форма), а в 2003 году – 9,6 тыс. человека (9,2 тыс. очная форма).

Программы подготовки бакалавров требуют содержательной и практической завершенности для обеспечения самодостаточности данной степени для рынка труда. Признание и принятие степени бакалавра как самодостаточной потребует тесного взаимодействия с профессиональными организациями, заинтересованными ведомствами. Тарифно-квалификационные характеристики должны предоставить бакалавру привилегии работника с высшим образованием. При этом необходимо заметить, что в европейском пространстве бакалаврская программа будет нацелена на массовую подготовку, а второй уровень - способствовать формированию профессиональной элиты и научно-образовательных кадров высшего уровня.

В ходе многочисленных дискуссий о дальнейшем развитии структуры высшего профессионального образования при несомненной поддержке развития двухуровневого высшего образования доминировала позиция о необходимости сохранения в России традиционной непрерывной подготовки специалистов. Однако эта степень не вписывается в болонскую систему. Выпускники вузов не будут «узнаваться» работодателем. Есть примеры, когда выпускников с такими дипломами отказывались считать за рубежом обладателями высшего образования.

Что касается магистерской степени, то в рамках Болонского процесса поднимается вопрос о введение 2-х видов: магистра науки (магистра-исследователя) и магистра по профессии. Первый ориентирован традиционно на научно-исследовательскую и педагогическую работу, а второй приобретает больше навыков и умений с управленческим уклоном.