Конкуренция :её виды и экономическая роль .

Конкуренция (от лат concurrere –столкновение) –это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция –состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорции общественного производства. Она порождается обьективными условиями :хозяйственней обособленностью каждого производителя,его зависимостью от коньюнктуры рынка,противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества.Она стимулирует деятельность сомостоятельных единиц.Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно– технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречие экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий.

Конкуренция представляет собой соперничество субьектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно – следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.

Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства .Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция.

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям :

а)масштабам развития; б)по своему характеру; в)по методам соперничества.

По масштабам развития конкуренция может быть:

1. индивидуальный –один участник рынка стремится выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг ;

2. местной –ведется среди товаровладельцев какой-то территории ;

3. отраслевой –в одной из отраслей рынка идёт борьба за получение наибольшего дохода;

4. межотраслевой –соперничество представителей разных отраслей рынка за привличение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода

5. национальной –состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны :

6. глобальной - борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке.

По характеру развития конкуренция подразделяется ;

1. свободную и 2. регулируемую.

По методам ведения рыночное соперничество делится :

1.ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен

2.неценовое (победу одерживают путём повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и.т.п).

 

 

2. Классики марксизма о конкуренции.

Закон капитаалистической конкуренции, по Марксу, основывается на разнице между стоимостью товара и издержками производства. Он различал две формы капиталистической конкуренции : внутри – и межотраслевую.

Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли . Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют общественную стоимость.Общественную стоимость товаров, которая устанавливается в результате внутриотраслевой конкуренции на рынке, К.Маркс назвал рыночной стоимостью . Рыночная стоимость отличается от рыночной цены. На величину последней оказывает влияние спрос и предложение товаров. Когда спрос выше предложения, рыночная цена устанавливаятся выше стоимости и наоборот. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства. Стимулируя технический прогресс и повышение производительности труда на предприятиях , она в тоже время выступает как тормоз их развития , поскольку порождает коммерческую тайну, отвлекает крупные средства на спекуляцию, рекламу и другие непроизводительные цели

Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из– за выгодного приложения капитала , перераспределения прибыли . Поскольку на норму прибыли влияют разные обьективные факторы , ее величина в различных отраслях различна . Однако каждый

предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели . Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.В ходе такого движения капиталов нормы прибыли разных сфер производства колеблются вокруг определенного среднего

уровня. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал называется средней прибылью. Она зависит, во- первых от уровня средней нормы прибыли и, во- вторых, от величины авансированного капитала .Средняя прибыль определяется как произведение средней нормы прибыли на величину авансированного капитала .

Образование средней нормы прибыли означает перераспределение совокупной

прибыли между предпринимателями различных отраслей: равновеликая прибыль на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли .

Превращение прибыли в среднюю прибыль приводить к тому, что товары продаются не по стоимости, а по цене производства, которая состоит из издержек производства и средней прибыли на авансированный капитал .

 

3.Современные подходы к конкуренции..

Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин эффективности производства .Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс ,совершенствовать технологию производства.

В западной экономической литературе различают совершенную и несовершенную формы конкуренции.

Совершенная конкуренция – это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объёмы идентичной продукции ..Для неё характерны следующие черты;

- наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара .Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен;

-возможность свободного доступа товаропроизводителей к разным производственным секретам;

-однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора ,состоящего из множества фирм.

return false">ссылка скрыта

-хорошее знание рынка покупателями и продавцами.

Все субъекты купли-продажи должны знатъ цены на рынке, спрос и предложение на товары .

Совершенная конкуренция в экономике развитых стран была характерна до середины ХIХ века. Во второй половине ХIХ века и начале ХIХ века появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки .В силу этого возникает несовершенная конкуренция .В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополии и государства .

Существует несколько моделей несовершенной конкуренции .

Одна из моделей – монополия, для которой характерны:

- единственный продавец,

- отсутствие близких продуктов – заменителей;

- диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет

значительный контроль над ценой);

- вступление в отрасль конкурентов затруднено.

Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной единицы в производстве. Так, согласно законодательству ФРГ доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно предприятие

приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке.

Отличительные признаки монополистической конкуренции являются:

- существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор;

- продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и не похожими условиями их продажи;

- экономическое соперничество влечет за собой ценовую и неценовую конкуренцию;

- вступление в отрасль является относительно легким;

- тип продукта дифференцированный;

- неценовая конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.

Моделью несовершенной конкуренции является олигополия, для которой характерны:

- наличие нескольких фирм;

- тип продукта стандартизированный или дифференцированный;

- контроль над ценой;

- наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;

- неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.