Конкуренция :её виды и экономическая роль .
Конкуренция (от лат concurrere –столкновение) –это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция –состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорции общественного производства. Она порождается обьективными условиями :хозяйственней обособленностью каждого производителя,его зависимостью от коньюнктуры рынка,противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.
Конкуренция имеет важное значение в жизни общества.Она стимулирует деятельность сомостоятельных единиц.Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно– технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречие экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий.
Конкуренция представляет собой соперничество субьектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно – следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства .Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция.
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям :
а)масштабам развития; б)по своему характеру; в)по методам соперничества.
По масштабам развития конкуренция может быть:
1. индивидуальный –один участник рынка стремится выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг ;
2. местной –ведется среди товаровладельцев какой-то территории ;
3. отраслевой –в одной из отраслей рынка идёт борьба за получение наибольшего дохода;
4. межотраслевой –соперничество представителей разных отраслей рынка за привличение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода
5. национальной –состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны :
6. глобальной - борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке.
По характеру развития конкуренция подразделяется ;
1. свободную и 2. регулируемую.
По методам ведения рыночное соперничество делится :
1.ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен
2.неценовое (победу одерживают путём повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и.т.п).
2. Классики марксизма о конкуренции.
Закон капитаалистической конкуренции, по Марксу, основывается на разнице между стоимостью товара и издержками производства. Он различал две формы капиталистической конкуренции : внутри – и межотраслевую.
Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли . Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют общественную стоимость.Общественную стоимость товаров, которая устанавливается в результате внутриотраслевой конкуренции на рынке, К.Маркс назвал рыночной стоимостью . Рыночная стоимость отличается от рыночной цены. На величину последней оказывает влияние спрос и предложение товаров. Когда спрос выше предложения, рыночная цена устанавливаятся выше стоимости и наоборот. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства. Стимулируя технический прогресс и повышение производительности труда на предприятиях , она в тоже время выступает как тормоз их развития , поскольку порождает коммерческую тайну, отвлекает крупные средства на спекуляцию, рекламу и другие непроизводительные цели
Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из– за выгодного приложения капитала , перераспределения прибыли . Поскольку на норму прибыли влияют разные обьективные факторы , ее величина в различных отраслях различна . Однако каждый
предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели . Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой.В ходе такого движения капиталов нормы прибыли разных сфер производства колеблются вокруг определенного среднего
уровня. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал называется средней прибылью. Она зависит, во- первых от уровня средней нормы прибыли и, во- вторых, от величины авансированного капитала .Средняя прибыль определяется как произведение средней нормы прибыли на величину авансированного капитала .
Образование средней нормы прибыли означает перераспределение совокупной
прибыли между предпринимателями различных отраслей: равновеликая прибыль на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли .
Превращение прибыли в среднюю прибыль приводить к тому, что товары продаются не по стоимости, а по цене производства, которая состоит из издержек производства и средней прибыли на авансированный капитал .
3.Современные подходы к конкуренции..
Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин эффективности производства .Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс ,совершенствовать технологию производства.
В западной экономической литературе различают совершенную и несовершенную формы конкуренции.
Совершенная конкуренция – это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объёмы идентичной продукции ..Для неё характерны следующие черты;
- наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара .Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен;
-возможность свободного доступа товаропроизводителей к разным производственным секретам;
-однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора ,состоящего из множества фирм.
return false">ссылка скрыта-хорошее знание рынка покупателями и продавцами.
Все субъекты купли-продажи должны знатъ цены на рынке, спрос и предложение на товары .
Совершенная конкуренция в экономике развитых стран была характерна до середины ХIХ века. Во второй половине ХIХ века и начале ХIХ века появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки .В силу этого возникает несовершенная конкуренция .В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополии и государства .
Существует несколько моделей несовершенной конкуренции .
Одна из моделей – монополия, для которой характерны:
- единственный продавец,
- отсутствие близких продуктов – заменителей;
- диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет
значительный контроль над ценой);
- вступление в отрасль конкурентов затруднено.
Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной единицы в производстве. Так, согласно законодательству ФРГ доминирующее положение предприятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно предприятие
приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке.
Отличительные признаки монополистической конкуренции являются:
- существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор;
- продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и не похожими условиями их продажи;
- экономическое соперничество влечет за собой ценовую и неценовую конкуренцию;
- вступление в отрасль является относительно легким;
- тип продукта дифференцированный;
- неценовая конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д.
Моделью несовершенной конкуренции является олигополия, для которой характерны:
- наличие нескольких фирм;
- тип продукта стандартизированный или дифференцированный;
- контроль над ценой;
- наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;
- неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.