Организационно-структурное построение государственного органа (Организационно-структурное построение в государственном органе)

Государственный орган –составная и в то же время относительно обособленная, самостоятельная часть государственного аппарата, которая участвует в осуществлении функций государства и действует от его имени и поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет соответствующую компетенцию и структуру, применяет присущие ей организационно-правовое формы деятельности.

Любой государственный орган имеет организационно-структурное построение или свою структуру. Толкование термина "структура" раньше вызывало споры ученых. Например, Д.Н. Бахрах под структурой понимал "строение и внутреннюю форму организации системы, выступающей как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами". В ней он выделял "два компонента - строение, совокупность элементов и систему отношений между ними" Понятие "структура" – это распространенный и в социологии термин. Он характеризует устройство, сложение объекта. Ранее этот термин использовался в юриспруденции для определения внутреннего строения какого-либо органа власти и управления. Как совершенно верно указывала В.С. Пронина, "увлечение некоторых юристов социологией привело к тому, что без учета принципов сложившихся наименований в законодательстве этот термин стали использовать и для характеристики природы органов и даже для определения целых систем органов".

Структура органов власти или управления – это "несущая" конструкция, "скелет", от правильного построения которого во многом зависит эффективность деятельности органов, и мы понимаем под определением "структура органов управления" внутреннее подразделение органа и распределение функций между его отдельными частями (управлениями, департаментами, отделами, отделениями, секторами и т.д.).

Структура органа управления зависит от системы органов управления; естественно, что система органов управления определяет их структуру. Если говорить о структуре, то, по мнению некоторых ученых, структура органа может делиться на функциональную и территориальную (подразделяться на отраслевую).

При формировании структуры органов власти должны учитываться: важность разработки и внедрения технологий управления, пригодность тех или иных органов государственного управления к работе в конкретных экономических и политических условиях с учетом сложившихся традиций; разнообразие; переходный период развития и становления данного института в целом; характер отношений между звеньями данной системы. Существуют факторы, которые необходимо учитывать при решении вопроса об организационном построении некоторых органов управления, например выполняющих контрольные и надзорные функции. Этими факторами являются профиль контролируемых объектов, их число, дислокация, подчиненность, вероятность возникновения коллизий между ведомственными и общегосударственными интересами.

Общеизвестно, что в зависимости от вида управленческой деятельности, которая определяется материальным содержанием управления, а именно: главной сутью компетенции органа – основными задачами и правами, указывающими на характер связи субъектов и объектов управления, – избирается организационная форма органа управления, структура его аппарата. Только в случае соблюдения принципов организации органов управления может быть создана оптимальная модель организационно-структурного построения государственных органов.

 

Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"

 

Под правовым (юридическим) статусом личности понимается совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности.

Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов и обязанностей. Он устанавливается государством в нормах Конституции, законов и подзаконных актов.

В Российской Федерации этому вопросу посвящены ст.ст. 2, 3, 6, 7, вся гл. 2, отдельные нормы гл. 4, 5, 7, 8 Конституции.

Важные моменты правового статуса личности закрепляются в Федеральных конституционных Законах:

· "О Конституционном суде Российской Федерации" (1994 г.);

· "О референдуме в Российской Федерации" (1995 г.);

· "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (1997 г.); в законах:

· "О гражданстве Российской Федерации" (2002 г.);

· "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (1995 г.);

· "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (2002 г.);

· а также многих других федеральных законах и подзаконных актах, в нормативных актах, принимаемых в субъектах Российской Федерации.

В области регулирования правового статуса личности действует Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", вступивший в силу 1 ноября 2002 г.

Кроме того, регулируя правовой статус человека и гражданина, Российская Федерация использует общепризнанные принципы международного права и международные договоры, которые стали составной частью ее правовой системы (например, "Декларация о правах человека и гражданина" 1948 г., договоры с некоторыми странами о признании двойного гражданства).

Роль права, в первую очередь, проявляется именно в том, что оно своими нормами поддерживает исторически обусловленное место индивида (личности), хотя следует помнить, что правовой статус человека и гражданина в огромной мере определяется:

· социально-экономическим положением государства;

· степенью развитости и демократичности политического режима;

· нравственными и иными условиями жизни общества.

Закрепляя необходимый, прежде всего с точки зрения государства и общества, комплекс прав и обязанностей, а также меру юридической свободы личности, право предусматривает гарантии их осуществления, способы защиты со стороны государства, формы ответственности за нарушения прав и свобод физических лиц, в том числе, и в первую очередь, государственных органов, обязанных защищать законные интересы человека и гражданина. Право не допускает дискриминации в пользовании правами и свободами по не признаваемым законом основаниям.

Прежде всего, государство признает данного человека субъектом действующего в стране права. Для демократического государства, каким провозгласила себя Россия, характерно признание субъектом права любого физического лица, находящегося на его территории. Однако, в зависимости от того, является ли это лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства, определяется характер, устойчивость, объем прав, свобод и обязанностей данной личности, основы ее отношения с обществом и государством.

 

Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме устанавливается и регулируется совокупностью норм всех отраслей права, однако каждая из этих отраслей (кроме конституционного права) закрепляет права и обязанности индивида только в определенной сфере общественных отношений (семейных, трудовых, имущественных и т.д.).

Нормы конституционного права закрепляют и регулируют не все, а наиболее важные права и обязанности личности, составляющие основы ее правового статуса (ст. 64 Конституции).

Без конституционных прав, свобод и обязанностей не может быть полного правового статуса гражданина и человека.

Конституционные права, свободы и обязанности носят всеобщий характер, они присущи всем гражданам - членам общества, независимо от частного индивидуального положения. Что касается иностранцев, лиц без гражданства, то их права, естественно, более узкие, особенно в области политической жизни данного общества, государства. Конституция, закрепляя права и обязанности за человеком и гражданином, ряд соответствующих норм относит только к гражданину.

Конституционные права, свободы и обязанности предоставляются гражданам (так же как и иностранцам и лицам без гражданства) на равном основании, независимо от пола, расы, национальности, религии, служебного и материального положения. Они носят стабильный характер. Недаром нормы гл. 2 Конституции РФ не подлежат изменению ни со стороны Парламента, ни со стороны Президента РФ.

Конституционные (основные) права, свободы и обязанности неотделимы от личности, многие из них принадлежат человеку от рождения и выражают всю систему взаимоотношений человека и государства.

Конституционный статус личности проникнут наиболее общими принципами (всеобщность, равноправие, неотъемлемость, гарантированность) и должен учитываться при закреплении и реализации определенных прав и свобод другими отраслями права.

Сама Конституция подчеркивает роль и значение норм, закрепляющих правовой статус человека и гражданина, и тем, что они входят как часть в основы конституционного строя (а большинство норм входят в гл. 2), и тем, что нормы Конституции, закрепляющие порядок формирования и принципы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, не могут нарушать основы правового статуса человека и гражданина.

Конституционный статус является основой индивидуального статуса человека, который не постоянен и зависит от профессии, общественного, семейного и иного положения каждого конкретного человека. Индивидуальный статус не может противоречить конституционному, отменять или изменять предоставленные Конституцией права, свободы и обязанности. Именно поэтому конституционный статус называется основным и базовым, он создает основу равных возможностей.

Таким образом, правовой статус (правовое положение) личности, основу которого составляют конституционные права, свободы и обязанности, влияет на положение личности в обществе, что, в свою очередь, раскрывает характер самого общества, данного социального строя. Правовой статус включает в себя не только права и свободы, но и обязанности человека и гражданина как перед государством, так и перед другими физическими лицами. Конституция гарантирует неприкосновенность конституционных прав и свобод человека и гражданина, строго оговаривая порядок и причины их ограничения со стороны государства (ст.ст. 55, 56).

Политические права и свободы гражданина. Содержанием этих прав является политическая активность, общественная деятельность человека. Поэтому подавляющее число прав и свобод принадлежит только гражданам Российской Федерации. Реализуя их, граждане участвуют в общественно-политической жизни, в управлении государством.

Сюда относятся:

· свобода слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законными способами (ст. 29). Цензура запрещается;

· право на объединения в общественные организации, свобода деятельности которых гарантируется при соблюдении требований ст. 13 Конституции РФ;

· право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31). Выдвигается лишь требование проводить их мирно, без оружия. Однако в крупных населенных пунктах для того, чтобы не создавать препятствия общественной жизни, для реализации этого права требуется согласие и согласованность места и времени их проведения с исполнительными органами власти;

· право участвовать в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ч.1 ст. 32);

· право избирать и быть избранным (ч.2 ст. 32);

· равный доступ к государственной службе (ч.4 ст. 32). Это право, как и следующее за ним, естественно требует профессиональной подготовки, достижения определенного возраста и других условий. Поэтому всеобщность этих прав распространяется лишь на возможность, а не на реализацию;

· право участвовать в отправлении правосудия (ч.5 ст. 32);

· право на обращение (индивидуальные и коллективные) в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).