Словарь по теме
Разногласия - это обсуждаемые различия во мнениях, которые определяются в споре.
Спор- процесс обсуждения разногласий, когда каждая из сторон отстаивает свою правоту, приводит аргументы в поддержку своей точки зрения и критикует аргументы оппонента; это всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.
Дискуссия(лат. discussio - исследование, рассмотрение, разбор) - публичный научный или политический спор, преследующий цель путем сопоставления разных точек зрения найти правильное решение проблемы, это публичный спор на установление истины.
Предмет - это «то, на что направлена мысль, что составляет её содержание или на что направлено какое-нибудь действие» (С.И. Ожегов).
Предмет дискуссии – это те положения, суждения, которые подлежат обсуждению путем обмена различных точек зрения, сопоставления разных мнений.
Диспут(disputar - рассуждать, disputatio - прение) - это публичный, заранее подготовленный спор на какую-то общественно значимую проблему.
Полемика(polemikos - «воинственный, враждебный») - публичный спор, в котором участники преследуют цель доказать свою правоту и опровергнуть мнение собеседника, это публичный спор на победу.
Обсуждение проблемы - это обсуждение различных точек зрения на проблему с приведением аргументов в поддержку той или точки зрения без критики точки зрения и аргументов оппонента и без задачи немедленного установления истины.
Цель спора (в идеале) - найти истину.
Цель обсуждения проблемы - познакомиться с различными точками зрения и аргументами сторон, получить материал для размышления, чтобы в дальнейшем выработать или скорректировать собственный мотивированный взгляд на ту или иную обсуждавшуюся проблему.
Дебаты (французского происхождения debat - спор, прения) - публичное обсуждение какой-либо общественно важной проблемы с формулированием различных точек зрения на нее.
Прения (русское слово, зафиксированное в лексиконе XVII века) - публичное обсуждение сделанного кем-либо научного, политического или отчетного доклада, сообщения.
Тезисв дебатах - это утверждение или отрицание, выражающее основную мысль, которую команда будет защищать в ходе дебатов.
«Полемическое мастерство» - это понимание сущности публичного спора и его разновидностей, соблюдение основных требований культуры спора, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента, использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника.
Устная форма предполагает непосредственное общение конкретных лиц друг с другом.
Письменная (печатная) форма - опосредованное общение.
Организованные споры планируются, готовятся, проводятся под руководством специалистов.
Неорганизованные, стихийные споры. В подобных спорах выступления участников бывают недостаточно аргументированными, порой приводятся случайные доводы, звучат не совсем зрелые высказывания.
Сосредоточенный спор- когда спорящие все время имеют в виду спорный тезис и все, что они говорят или приводят в доказательство, служит для того, чтобы опровергнуть или защитить этот тезис.
Бесформенный спор - это беспорядочный спор.
Джентльменский спор - самая высокая форма лестницы форм спора. В таком споре никаких непозволительных уловок не допускается.
«Боевые» споры. Оппоненты не стесняются в приемах и т.д., эта манера спорить не всегда применима.
«Хамский спор», прежде всего, отличается открытым неуважением или пренебрежением к мнениям оппонента.
Опровержение заключается в установлении ложности либо необоснованности положения, выдвинутого в качестве тезиса, и направлена на разрушение ранее состоявшегося доказательства.
Доказательства. Для них характерна конструктивная роль обоснования какой-либо идеи.
2 Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Риторика»
2.1 Рекомендуемая литература
2.1.1 Основная литература
1. Александров Д.Н. Риторика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 534 с.
2. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. - М.: «Академия», 2002. – 272 с.
2.1.2 Дополнительная литература
3. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие. – М.: Московский психологический институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 432 с.
4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов-на –Дону: «Феникс», 1995. – 576 с.
5. Гаймакова Б.Д. и др. Мастерство эфирного выступления: Учебное пособие. – М., 1996. – 167 с.
6. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 2001. – 480 с.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – М.: Логос, 2000. – 384 с.
8. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебн. пособие для студентов. – М.: «Приор», 2001. – 272 с.
9. Кузнецов И.Н. Риторика. – Мн.: Амалфея, 2000. – 464 с.
10. Леммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями: Пер. с нем. _ М.: АО «Интер-эксперт», 1998. – 256 с.
11. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений. – М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 208 с.
12. Менеджмент: Учебник /Под ред. проф. В.И. Королева. – М.: Экономистъ, 2005. – 432с.
13. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М.: Политиздат, 1982. – 256 с.
14. Риторика монолога /Под ред. А.И. Варшавский. – СПб.: Химера трэйд, 2002. – 240с.
15. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебное пособие / С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. – 2-е изд. стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 320 с.
16. Смелкова З.С. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 320 с.
17. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 427 с.
18. Стернин И.А. Практическая риторика: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. завед. – М.: «Академия», 2003. – 272 с.
19. Теория социальной работы: Учебник /Под ред. Проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 2001. – 334 с.
2.1.3 Периодическая литература
Журналы: «Русская речь», «Журналистика и культура русской речи», «Социальная работа».
3 Средства обеспечения освоения дисциплины «Риторика»
3.1 Примерный перечень вопросов к экзамену
Экзамен проводится в 6 семестре. Вопросы составляются ведущими лекторами по данной учебной дисциплине.
1. Риторика как наука и учебный предмет.
2. Речь как сфера общения (коммуникативный аспект речи).
3. Речь как сфера общения (информативный аспект речи).
4. Речь как сфера общения (психологический аспект речи).
return false">ссылка скрыта5. Сферы функционирования риторики в обществе.
6. Средства массовой информации, система паблик рилейшнз и речевая коммуникация.
7. Устные коммуникации в системе СМИ.
8. Воздействие как базисный фактор речевой коммуникации. Виды речевого воздействия.
9. Факторы, правила и приемы речевого воздействия. Коммуникативная позиция участников общения.
10. Способы речевого воздействия на личность. Тактики речевого воздействия: прямые и косвенные.
11. Понятие диалога.
12. Разновидности диалога, их роль в деятельности журналиста.
13. Условия успешного ведения диалога.
14. Особенности монолога как одного из видов речевой деятельности.
15. Особенности современного публичного монолога: социально-политического, академического, судебного, социально-бытового, теле- и радиоречи.
16. Виды публичных выступлений: по цели и по форме.
17. Особенности подготовки публичного выступления (подбор материала по выбранному вопросу; синтаксическое развертывание и офор мление материала).
18. Техника подготовки публичного выступления.
19. Основные трудности публичного выступления. Общие требования к публичному выступлению.
20. Понятие риторических средств и их роли в элокуции. Понятие тропа (метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, сравнение).
21. Понятие риторической фигуры: фигуры выделения.
22. Понятие риторической фигуры: фигуры синтаксиса.
23. Понятие риторической фигуры: фигуры речемыслительные; фигуры, выражающие эмоции.
24. Особенности взаимодействия оратора с аудиторией: чувство аудитории, состав слушателей, портрет аудитории, «борьба слушателей с оратором.
25. Поведение оратора в аудитории.
26. Поддержание внимания аудитории в ходе выступления.
27. Убеждение аудитории. Основные виды убеждающих выступлений: воодушевляющие, агитационные, собственно убеждающие.
28. Демонстрация убежденности оратора посредством аргументации: тезис и аргументы, убедительность аргументов, правила аргументации, способы аргументации, помехи восприятию аргументации.
29. Правила эффективной аргументации.
30. Публичные дискуссии в современном обществе.Отличия спора и обсуждения проблемы.
31. Дебаты как разновидность обсуждения проблемы: особенности дебатов, подготовка дебатов, проведение дебатов, участие зрителей в дебатах.
32. Особенности спора: содержание спора, классификация сора, роль вопросов и ответов в споре, доводы в споре, принципы ведения спора.
33. Полемические приемы в публичных дискуссиях.
34. Уровень современной культуры дискуссии. Этика публичного выступления.
35. Риторика массовых коммуникаций, специфика её проявления в разных средствах информации. Пути и перспективы развития риторики массовых коммуникаций.
3.2 Критерии оценки знаний, умений и навыков
Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является экзамен (в 6 семестре).
Экзамен проводится по билетам, которые включают два теоретических вопроса.
Оценка знаний студентов производится по следующим критериям:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если он правильно ответил на оба теоретических вопроса;
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он допустил незначительные ошибки при ответе на теоретические вопросы;
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он в целом ответил на теоретические вопросы и сделал допустимые ошибки;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он не ответил ни на один теоретический вопрос.