Словарь по теме

Разногласия - это обсуждаемые различия во мнениях, которые определяются в споре.

Спор- процесс обсуждения разногласий, когда каждая из сто­рон отстаивает свою правоту, приводит аргументы в поддержку своей точки зрения и критикует аргументы оппонента; это всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо во­просу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

Дискуссия(лат. discussio - исследование, рассмотрение, разбор) - публичный научный или политический спор, пре­следующий цель путем сопоставления разных точек зрения найти правильное решение проблемы, это публичный спор на уста­новление истины.

Предмет - это «то, на что направлена мысль, что составляет её содержание или на что направлено какое-нибудь действие» (С.И. Ожегов).

 

Предмет дискуссии – это те положения, суждения, которые подлежат обсуждению путем обмена различных точек зрения, сопоставления разных мнений.

Диспут(disputar - рассуждать, disputatio - прение) - это публичный, заранее подготовленный спор на какую-то общественно значимую проблему.

Полемика(polemikos - «воинственный, враждебный») - публичный спор, в котором участники преследу­ют цель доказать свою правоту и опровергнуть мнение собесед­ника, это публичный спор на победу.

 

Обсуждение проблемы - это обсуждение различных точек зрения на проблему с приведением аргументов в поддержку той или точки зрения без критики точки зрения и аргументов оппонента и без задачи немедленного установления истины.

 

Цель спо­ра (в идеале) - найти истину.

 

Цель обсуждения проблемы - по­знакомиться с различными точками зрения и аргументами сторон, получить материал для размышления, чтобы в дальнейшем выра­ботать или скорректировать собственный мотивированный взгляд на ту или иную обсуждавшуюся проблему.

 

Дебаты (французского происхождения debat - спор, прения) - публичное обсуждение какой-либо общественно важ­ной проблемы с формулированием различных точек зрения на нее.

 

Прения (русское слово, зафиксированное в лексиконе XVII века) - публичное обсуждение сделанного кем-либо научно­го, политического или отчетного доклада, сообщения.

 

Тезисв дебатах - это утверждение или отрицание, выражающее основную мысль, которую команда будет защищать в ходе дебатов.

 

«Полемическое мастерство» - это понимание сущности публичного спора и его разновидностей, соблюдение основ­ных требований культуры спора, умение доказывать вы­двинутое положение и опровергать мнение оппонента, использование полемических приемов, умение противосто­ять уловкам противника.

Устная форма предполагает непосредственное общение конкретных лиц друг с другом.

 

Письменная (печатная) фор­ма - опосредованное общение.

 

Организованные споры планируются, готовятся, прово­дятся под руководством специалистов.

 

Неорганизованные, стихийные споры. В подобных спо­рах выступления участников бывают недостаточно аргу­ментированными, порой приводятся случайные доводы, звучат не совсем зрелые высказывания.

Сосредоточенный спор- когда спорящие все время имеют в виду спорный тезис и все, что они говорят или приводят в доказательство, служит для того, чтобы опровергнуть или защитить этот тезис.

 

Бесформенный спор - это беспорядочный спор.

Джентльменский спор - самая высокая форма лестницы форм спора. В таком споре никаких непозволи­тельных уловок не допускается.

 

«Боевые» споры. Оппоненты не стесняются в приемах и т.д., эта манера спо­рить не всегда применима.

 

«Хамский спор», прежде всего, отличается открытым неуважением или пренебрежением к мнениям оппонента.

Опровержение заключается в установлении ложности либо необоснованности положения, выдвинутого в качестве тези­са, и направлена на разрушение ранее состоявшегося дока­зательства.

Доказательства. Для них характер­на конструктивная роль обоснования какой-либо идеи.

 

 


2 Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Риторика»

 

 

2.1 Рекомендуемая литература

 

 

2.1.1 Основная литература

 

1. Александров Д.Н. Риторика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 534 с.

2. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. - М.: «Академия», 2002. – 272 с.

 

 

2.1.2 Дополнительная литература

 

3. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие. – М.: Московский психологический институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 432 с.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов-на –Дону: «Феникс», 1995. – 576 с.

5. Гаймакова Б.Д. и др. Мастерство эфирного выступления: Учебное пособие. – М., 1996. – 167 с.

6. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 2001. – 480 с.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – М.: Логос, 2000. – 384 с.

8. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебн. пособие для студентов. – М.: «Приор», 2001. – 272 с.

9. Кузнецов И.Н. Риторика. – Мн.: Амалфея, 2000. – 464 с.

10. Леммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями: Пер. с нем. _ М.: АО «Интер-эксперт», 1998. – 256 с.

11. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений. – М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 208 с.

12. Менеджмент: Учебник /Под ред. проф. В.И. Королева. – М.: Экономистъ, 2005. – 432с.

13. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М.: Политиздат, 1982. – 256 с.

14. Риторика монолога /Под ред. А.И. Варшавский. – СПб.: Химера трэйд, 2002. – 240с.

15. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебное пособие / С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. – 2-е изд. стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 320 с.

16. Смелкова З.С. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 320 с.

17. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 427 с.

18. Стернин И.А. Практическая риторика: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. завед. – М.: «Академия», 2003. – 272 с.

19. Теория социальной работы: Учебник /Под ред. Проф. Е.И. Холостовой. – М.: Юрист, 2001. – 334 с.

 

 

2.1.3 Периодическая литература

 

Журналы: «Русская речь», «Журналистика и культура русской речи», «Социальная работа».


3 Средства обеспечения освоения дисциплины «Риторика»

 

 

3.1 Примерный перечень вопросов к экзамену

Экзамен проводится в 6 семестре. Вопросы составляются ведущими лекторами по данной учебной дисциплине.

1. Риторика как наука и учебный предмет.

2. Речь как сфера общения (коммуникативный аспект речи).

3. Речь как сфера общения (информативный аспект речи).

4. Речь как сфера общения (психологический аспект речи).

return false">ссылка скрыта

5. Сферы функционирования риторики в обществе.

6. Средства массовой информации, система паблик рилейшнз и речевая коммуникация.

7. Устные коммуникации в системе СМИ.

8. Воздействие как базисный фактор речевой коммуникации. Виды речевого воздействия.

9. Факторы, правила и приемы речевого воздействия. Коммуникативная позиция участников общения.

10. Способы речевого воздействия на личность. Тактики речевого воздействия: прямые и косвенные.

11. Понятие диалога.

12. Разновидности диалога, их роль в деятельности журналиста.

13. Условия успешного ведения диалога.

14. Особенности монолога как одного из видов речевой деятельности.

15. Особенности современного публичного монолога: социально-политического, академического, судебного, социально-бытового, теле- и радиоречи.

16. Виды публичных выступлений: по цели и по форме.

17. Особенности подготовки публичного выступления (подбор материала по выбранному вопросу; синтаксическое развертывание и офор мление материала).

18. Техника подготовки публичного выступления.

19. Основные трудности публичного выступления. Общие требования к публичному выступлению.

20. Понятие риторических средств и их роли в элокуции. Понятие тропа (метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, сравнение).

21. Понятие риторической фигуры: фигуры выделения.

22. Понятие риторической фигуры: фигуры синтаксиса.

23. Понятие риторической фигуры: фигуры речемыслительные; фигуры, выражающие эмоции.

24. Особенности взаимодействия оратора с аудиторией: чувство аудитории, состав слушателей, портрет аудитории, «борьба слушателей с оратором.

25. Поведение оратора в аудитории.

26. Поддержание внимания аудитории в ходе выступления.

27. Убеждение аудитории. Основные виды убеждающих выступлений: воодушевляющие, агитационные, собственно убеждающие.

28. Демонстрация убежденности оратора посредством аргументации: тезис и аргументы, убедительность аргументов, правила аргументации, способы аргументации, помехи восприятию аргументации.

29. Правила эффективной аргументации.

30. Публичные дискуссии в современном обществе.Отличия спора и обсуждения проблемы.

31. Дебаты как разновидность обсуждения проблемы: особенности дебатов, подготовка дебатов, проведение дебатов, участие зрителей в дебатах.

32. Особенности спора: содержание спора, классификация сора, роль вопросов и ответов в споре, доводы в споре, принципы ведения спора.

33. Полемические приемы в публичных дискуссиях.

34. Уровень современной культуры дискуссии. Этика публичного выступления.

35. Риторика массовых коммуникаций, специфика её проявления в разных средствах информации. Пути и перспективы развития риторики массовых коммуникаций.

 

 

3.2 Критерии оценки знаний, умений и навыков

 

Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является экзамен (в 6 семестре).

 

Экзамен проводится по билетам, которые включают два теоретических вопроса.

Оценка знаний студентов производится по следующим критериям:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если он правильно ответил на оба теоретических вопроса;

- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он допустил незначительные ошибки при ответе на теоретические вопросы;

- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он в целом ответил на теоретические вопросы и сделал допустимые ошибки;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он не ответил ни на один теоретический вопрос.