Абсолютная оценка продукции
В управлении предприятием (анализ его ПХД) используют стоимостные оценки (руб., $ и т.д.) и натуральные (шт., комплекты, т., м. и т.д.). Стоимостные оценки делятся на 2 группы:
1) абсолютные
2) относительные
И те, и другие позволяют переходить от различных натуральных измерителей к единой оценке объёмов выпускаемой продукции, и на этой основе рассчитать все технико-экономические показатели деятельности предприятий (объём продаж, прибыль, рентабельность труда и т.д.). Исходными среди абсолютных показателей является «товарная продукция».
Объём товара (ОТ) – это объём (стоимость) производственной в расчётном периоде (год, квартал) продукции и услуг, предназначенных к реализации на сторону.
Основная причина выведения данного показателя – ориентация на внешнего потребителя. Например, Туласантехника произвела для продажи смесители на 100 млн. руб., и по заказам промышленных предприятий осуществляет напыление инструмента ещё на 10 млн. руб. Следовательно, объём товара (ОТ=110 млн. руб.)
Объём товарной продукции конкретного вида i как Цi х Ni , где
Цi – цена единицы продукции i-го вида;
Ni – объём выпуска продукции i-го вида в натуральных измерителях;
При выпуске нескольких товаров общий объём товарной продукции определяется как сумма:
, где (2)
n – количество видов выпускаемой продукции.
В экономике практически все расчёты ведутся в табличной форме.
Пример расчёта ОТ на некотором предприятии «Стрела».
Таблица 3
Наименование продукции | Количество выпущенной продукции, шт. | Цена единицы продукции в тыс. руб., Цi | Объём товарной продукции, Отi, млн. руб. |
1) сувениры 2) крышки 3) электрорезки 4) ограждения 5) замки | |||
Итого (ОТ) | - | - |
Расширенные данные имеют вид:
Таблица 4
Продукция | Выпуск продукции за год | Остатки готовой продукции на складе | Продукция отгруженная, но не оплаченная | Остатки в незавершенном производстве | |||
начало года | конец года | начало года | конец года | начало года | конец года | ||
1)Изделия пяти наименований 2)Запчасти для реализации 3)Инструмент и техоснастка: в т. ч. для реализации на сторону 4) Услуги капитальному строительству | - - | - - | - - | - - | - - - | - - - |
Объём товарной продукции составит:
ОТ = 595000 + 40000 + 30000 + 20000 = 685 млн. руб.
Но произвести продукцию ещё не означает продать. Поэтому второй объёмный показатель – объём реализованной продукции (объём реализации), на Западе – объём продаж.
Его можно найти по фактическим данным бухучёта, при этом продукция считается проданной, если деньги за неё поступили на расчётный счёт предприятия. А на Западе продукция считается проданной, если подписаны счета на её приёмку.
Однако, объём реализованной продукции в планировании да и в отчётных данных можно посчитать иначе.
Пскл – продукция на складе;
Потгр – продукция отгруженная (на начало или на конец года)
Логика формулы следующая – в данном году будет реализована вся продукция, находящаяся на складе и в отгрузке на начало года, а часть ОТ, произведённой в денном году, перейдёт на склад и в отгруженные товары на конец года.
(ОР) ОП=685000 + (43000 + 22500 + 1000 + 1500 + 2000)-(42000 + 18500 + +2000 + 500 + 1000)=691100 млн. руб.
Третьим объёмным показателем является объём валовой продукции (ОВ).
ОВ- это стоимость абсолютно всей продукции, произведённой предприятием в планируемом периоде, поэтому в неё обязательно войдёт изменение стоимости незавершённого производства и полуфабрикатов, инструментов и т.п. на начало и конец периода.
Незавершённое производство – это различные заготовки, детали, сборки, находящиеся на рабочих местах, на цеховых и межцеховых местах (в строительстве – незаконченные объекты или этапы).
НЗП – стоимость незавершённого производства на начало и на конец расчётного периода;
ПФ – стоимость полуфабрикатов для внутреннего потребления.
ОВ = 685000 + (752000 + 4000 + 230000)-(710000 + 5000 + 180000) = =776000 тыс. руб.
Таким образом, предприятие «Стрела» произвело больше, чем сумело продать и чем собиралось продать. Следует заметить, что показатель ОВП используется на предприятиях только с единичным типом производства, т.е. выпускающем от 1 до 5-7 единиц одного наименования (судостроение, ракетостроение (космическая промышленность), атомные реакторы, турбины и т.д.) и производственный цикл делится более одного месяца.
4. Относительные оценки продукции
Наряду с абсолютными показателями (натуральные и стоимостные) для оценки объёмов выпускаемых товаров, в том числе продукции, существуют и относительные показатели:
5. номенклатура
2) ассортимент
3) структура
4) индексы роста и прироста.
1) Номенклатура – это перечень выпускаемой продукции или услуг по наименованиям, с указанием вида, типа, марки (Самовар бытовой электрический, ёмкость - 3 л.).
2) Ассортимент – это дальнейшее углубление номенклатурных позиций по виду исполнения, артикулу и другим признакам.
Самовары в ассортименте: латунные, никелированные; медные; анодированные.
Мотороллеры: обычное исполнение, тропическое, северное.
По мужским сорочкам : номенклатура – муж. Сор. Ассортимент – артикул 1560-20 и номенклатура и ассортимент входят в сертификацию товара.
3) Структура продукции или товаров – это удельные соотношения объёмов (стоимости) отдельных видов товаров в общем выпуске. Если речь идёт о проданной продукции – определяют структуру продаж, если о произведённой для реализации – структуру ПТ.
Структура товарной продукции изделий предприятия «Стрела».
Таблица 5
Наименование продукции | Объём ТП, тыс. руб. | Структура товарной продукции, %. |
1. Сувениры 2. Крышки 3. Электрорезки 4. Ограждения 5. Замки | 33,62 5,04 42,02 10,08 9,24 | |
Итого ТП |
Знание структуры товара позволяет устанавливать преобладающие на предприятии виды производимых товаров и тем самым определить профиль предприятия. В данном случае «Стрела» специализируется на электрорезках и сувенирах, и его положение на рынке товаров определяется именно этими номенклатурными позициями.
В экономическом анализе структура товара позволяет проводить соответствующую маркетинговую, инновационную (НИОКР), производственную и финансовую политику. В настоящее время принято изображать все экономические расчёты в виде графиков или диаграмм.
Структура, как правило, изображается в виде круговой диаграммы.
Рис.2 Структура ТП на предприятии «Стрела» в 1994г.
Структура даёт представление о статике показателей на определённый момент времени. Динамику (изменение) показателей описывают с помощью индексов роста и прироста. Они могут быть в том числе и по структуре. В общем виде индекс определяется по формуле:
(3)
Можно рассчитать несколько показателей по отношению к одному.
Пт – показатель в базовом году;
Пт+n – показатель в году Т+N;
Т – базовый год, квартал, месяц;
N – число лет, следующих за базовым годом.
Индекс может быть рассчитан и по отношению предыдущему году.
Расчёт темпов роста товарной продукции на предприятии «Стрела» (в сопоставимых ценах).
Таблица 6
1.Годы | ||||
2.Объём ТП, тыс. руб. | ||||
3.Темпы роста к 1991 г. | ||||
4.Темпы роста к предыдущему году | - | 106,25 | 100,84 |
В настоящее время все цены сопоставляют к 1991г. Графически эти данные изображают в виде ломаной линии или диаграммы.
Темпы прироста ТП на предприятиях «Стрела» в сопоставимых ценах.
Таблица 7
Годы | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 |
Темпы прироста к 1991 г. | - | 12% | 19% | 20% |
Темпы прироста к предыдущему году | - | 12% | 6,25% | 0,84% |