Общая коммуникационная сущность функций журналистики

 

Е.П.Прохоров выделяет коммуникативную функцию журналистики как самостоятельную функцию и называет ее исходной, функцией общения, налаживания контакта, потому что если нет контакта, то нет и реализации каких-либо других функций. М.В. Шкондин называет ее общей функцией для всех средств информации, поясняя при этом, что «конечным результатом ее реализации является систематическое информационное взаимодействие, общение между участниками одного или нескольких видов социальной деятельности, ведущей к оптимизации общественных отношений в масштабе всего социума или отдельных социальных образований».[63] Из данного определения видно, что реализация коммуникативной функции журналистикой рассматривается как условие, без которого невозможно осуществить все остальные функции журналистики.

Мы объяснили выше, что не рассматриваем коммуникативную функцию как самостоятельную функцию журналистики, а выделяем лишь общую коммуникационную сущность всех функций журналистики, которая обеспечивает изначальную возможность их реализации. Что представляет собой эта сущность и как она способствует реализации всех функций, нам и предстоит разобраться.

Нам видится такая задача как междисциплинарная, поскольку при организации коммуникации происходят процессы, изучаемые различными науками. В частности, автор монографии по социологии коммуникации В.П. Конецкая в качестве источников изучения процесса социальной коммуникации называет три тесно объединенные группы теорий: языковые, социальные и собственно коммуникативные.[64] Очевидно, что каждая из них может быть представлена целым спектром наук. Не пытаясь произвести исчерпывающий анализ понятия «коммуникация», мы подчеркнем некоторые ее аспекты, которые считаем особенно профессионально важными для массовой коммуникации.

Поскольку журналист вступает в индивидуальные контакты с различными субъектами с целью получения информации, он непременно реализует индивидуальную коммуникацию. Особенности этого вида общения изучает психология. Она и дает нам необходимые представления о коммуникации.

Прежде всего, рассматривая образ жизни высших биологических существ – животных и человека, нужно отметить, что в нем выделяется две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контакта называют деятельностью. Второй тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими сторонами являются живые существа, организмы, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют общением или коммуникацией. Самые совершенные формы общение принимает у человека, который обладает речью. Общение с использованием речи называется вербальным, а без использования – невербальным. Первое, разумеется, основывается на втором.

Согласно классификации Р.С. Немова, рассмотрим три основных аспекта общения: содержание, цели и средства.[65] Содержание– это информация, которая передается при общении от одного живого существа к другому. Цель общения – то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

В зависимости от содержания, целей и средств можно выделить несколько видов общения. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное(обмен психическими и физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). Все эти виды общения присутствуют в массовой коммуникации, которой занимается журналистика. Таким образом, можно сказать, что по содержанию массовая коммуникация включает в себя все виды содержательного обмена. Данное утверждение справедливо как для индивидуального общения журналиста в процессе подготовки текста, так и для массового, в которое он вступает с помощью текста. Это значит, что выстраивая коммуникацию в тексте, обращенном к читателю, журналист предусматривает передачу определенных знаний, психических и физических состояний, мотиваций, побуждений к тем или иным размышлениям и действиям.

В зависимости от целей принято выделять общение биологическое, которое способствует поддержанию, сохранению и развитию организма. А также общение социальное, которое осуществляется ради установления и развития межличностных контактов, отношений, личностного роста индивида. Можно выделить столько разновидностей целевого общения, сколько существует биологических (витальных) и социальных потребностей (гносеологические, практические, оккизитивные, пугнические, гедонические, глорические, романтические, эстетические, романтические, коммуникативные). Массовая коммуникация апеллирует ко всем потребностям человека, участвует в их формировании и способствует их реализации. Таким образом, с точки зрения целевой классификации массовая коммуникация также выступает как интегрирующая. Это значит, что журналисту, вступающему в общение с массовой аудиторией через текст, необходимо предусмотреть, на удовлетворение каких именно потребностей может быть направлен его текст. Чем больший спектр потребностей будет удовлетворен, тем с большей уверенностью можно назвать текст релевантным.

По средствам общения выделяют непосредственное и опосредованное общение. Естественно, что, изучая массовые коммуникационные процессы, мы будем вести речь об опосредованном общении, имея в виду читательскую аудиторию, и о непосредственном, когда речь идет о сборе материала для публикаций. Таким образом, и с точки зрения средств общения массовая коммуникация является универсальной. Результаты непосредственной коммуникации журналист представляет в тексте со ссылками на источник получения информации, адресуя их вместе со своими умозаключениями широкой массовой аудитории.

Коммуникативная потребность присутствует у людей наряду с другими видами потребности, но она не существует как самостоятельная форма активности, то есть общение ради общения. Она обязательно вплетается в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения. Коммуникация – это условие для реализации любых других потребностей. Итогом общения обычно становится влияние людей друг на друга, которое необходимо как прелюдия для дальнейшего получения желаемого ими интеллектуального или материального продукта. Так и массовое общение, организуемое на страницах СМИ, можно рассматривать как первоначальное условие, порождающее дальнейшие действия аудитории СМИ. Каково условие, таково в значительной степени будет и действие. Именно поэтому СМИ как оперативную, периодическую коммуникацию с обратными связями всегда считали влиятельной силой в обществе.

Но она же, массовая коммуникация, играет значительную роль не только в общественных процессах, но и в развитии индивидуальной личности. Психологи отводят общению весьма важную роль в развитии процессов самообразования, самовоспитания человека и сознательного управления самим общением. Развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что массовая коммуникация играет весьма важную роль в формировании психологически высокоразвитого человека.

return false">ссылка скрыта

Итак, результат общения в СМИ, о котором шла речь выше, может быть персонально или общественно значимым.

Феномен общения интересует не только психологов. Социологический словарь дает этому понятию следующее определение. Коммуникация- это:

- процесс передачи информации, включающий адресанта, каналы, кодирование, дешифровку, содержание, эффективность, контроль, ситуацию, намерения, адресата

- акт общения между людьми посредством передачи символов, целью которого является взаимопонимание

- обмен информацией любого вида между различными системами связи.[66]

Как видно из определения, социологи делают явный акцент на процесс организации коммуникации, значительно меньше, чем психология, уделяя внимание ее содержанию и целям. И это обусловлено самим предметом социологии, которая изучает закономерности взаимодействия социальных структур.

Самая универсальная формула построения коммуникации сформулирована Лассуэлом еще в 1948 году.

 

По какому каналу

Кто (Адресант) -----------------------------------Кому (Адресату)

Что

С каким эффектом

 

По сути дела это схема актуальна и для современной массовой коммуникации, при условии наличия в ней непременной обратной связи: от Адресанта к Адресату. Адресантом выступает редакция, а Адресатом – аудитория. К каждому из этих 5 составляющих предъявляются определенные требования, выполнение которых обеспечивает успех коммуникации. В социологическом словаре есть еще 26 определений, связанных с понятием коммуникация. Большая часть из них характеризует формальную часть общения: коммуникативные барьеры, модели, процессы, сети, ситуации, стили, цепи, каналы, дистанции, контроль. Аналогично определены и виды коммуникаций: вертикальная, горизонтальная, дистанционная, взаимная, инструментальная, массовая, многоступенчатая, односторонняя, подсознательная, прямая, фиктивная, экспрессивная. И только одно определение обращено к выявлению мотивации общения – коммуникативные интенции. Все эти понятия рассматриваются и журналистом, организующим массовую коммуникацию. Так, например, ему важно учесть, какие барьеры на пути к восприятию его информации могут быть у его аудитории. Исключительно большое значение имеет контроль над результатами коммуникации и т.д. и т.п.

Общее психологического и социологического подходов в организации коммуникации для журналистов заключается в необходимости применять и то, и другое знание при организации массовой коммуникации.

Но самый глубинный подход к выявлению сути понятия «коммуникация»,как нам кажется, традиционно наблюдается у философов. Философский словарь сообщает, что это слово произошло от латинского communicare – совещаться с кем-либо.[67] Философы-идеалисты, начиная от экзистанционализма Ясперса и до современного французского персонализма, трактуют коммуникацию как процесс, в котором «Я» действительно становится самим собой благодаря тому, что обнаруживает себя в другом. Сегодня мы называем этот процесс – самоидентификацией, то есть отнесением себя к тому или иному социальному слою, группе единомышленников.

Исторически учение о коммуникации сложилось в противовес доктрине общественного договора, восходящей к просветительству. Сторонники теории коммуникации подчеркивают, что общественный договор – это контракт, сделка, участники которой ограничены обоюдными обязательствами, они воспринимают и осознают друг друга лишь в свете этих обязательств, то есть абстрактно, безлично. Договор – это связь, покоящаяся на фактической разобщенности людей. Коммуникация же рассматривается как сознательно устанавливаемая глубокая и широкая взаимозависимость: контакт вместо контракта. Средством установления контакта является дискуссия, в ходе которой люди, по мнению коммуникативистов, обнаруживают, что их разъединяют общепринятые нормы мышления и роднит то, в чем они различны и индивидуально неповторимы.

Вот такой интересный парадокс. И, действительно, людям незачем вступать в общение, если они являются сторонниками одних и тех же норм мышления. Но им чрезвычайно интересно общение как обмен индивидуальными особенностями. Что же касается не общения, а уже реальной деятельности, то люди, наоборот, предпочитают осуществлять ее, объединившись с единомышленниками, отдавая предпочтение типичному перед индивидуальным. Вот почему дискуссия (общение, коммуникация) – прелюдия к действию, условие осознанного действия, но не то же самое, что само действие. Чем больше индивидуальных точек зрения при общении, тем более высока вероятность эффективного осознанного коллективного действа, потому что партнеры для этого действа выбираются со сходными потребностями и взглядами.

Отсюда очевидна двоякая польза плюрализма массовой коммуникации. Разнообразные точки зрения интересны для общения, с одной стороны. Они расширяют круг общения, делают его острым, а средство массовой информации популярным. В этом смысле показательна точка зрения Ясперса, который утверждал, что «процесс обнаружения себя в коммуникации является той единственной в своем роде борьбой, тождественной любви: «любящая борьба», - которая не смотрит на мир как на гармонию, делающую коммуникацию вообще невозможной, а ставит все под вопрос, порождает затруднения и претензии которой, при исключительной солидарности касающихся таким образом лиц, весьма серьезны…»[68]

С другой стороны продемонстрированная палитра взглядов позволяет потребителю информации отобрать для себя приемлемые варианты и воссоединиться в своих действиях именно с единомышленниками, не тратя время на бесплодные случайные альянсы. В этом смысле средство массовой коммуникации выступает как организатор реального действа.

Итак, для журналистов коммуникация предстает как интегрированная форма всех выше представленных пониманий. На основе такой коммуникации и возможна реализация других онтологических функций журналистики.

Обобщая обзор коммуникационной сущности функций журналистики, можно предложить следующий план анализа текста с точки зрения реализации в нем коммуникации.

1. Опишите содержание текста:

- какие знания в нем передаются читателю;

- какие психические и физические состояния описываются и передаются читателю;

- какие мотивации, побуждения к тем или иным размышлениям и действиям содержит текст.

2. Охарактеризуйте целевые установки текста:

- удовлетворению каких биологических потребностей может способствовать текст;

- на удовлетворение каких социальных потребностей направлен текст.

3. Представлены ли в тексте результаты непосредственной коммуникации? Имеют ли они ссылки на источники информации?

4. Есть ли в тексте барьеры, препятствующие восприятию текста аудиторией данного издания?

Кроме того, можно предложить план анализа средства массовой информации с точки зрения организации на его страницах развернутой коммуникации:

1. Можно ли сказать, что данное издание демонстрирует (как часто) на своих страницах различные мнения по обсуждаемым проблемам?

2. В каком соотношении находится вертикальная (выступление руководителей) и горизонтальная (выступление рядовых людей) коммуникация на страницах издания?

3. Мнения каких людей (социальный статус: профессия, возраст, образование, род занятий) представлены на страницах издания?

4. Каково содержательное разнообразие коммуникации на страницах издания (на основе характеристик содержания текстов по выше описанному плану?)

5. Какие целевые установки реализуют тексты издания (на основе характеристики целевых установок по выше описанному плану)?

Предложенные планы анализа могут стать ориентиром для журналистов в процессе подготовки текста к публикации, а также к планированию информационной модели издания.

 

Основная литература

1. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М. : Просвещение, Владос, 1995 г. - Т.1. - С. 431-445.

2. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / Лукина М.М., Фомичева И.Д. – М. : Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. Выпуск 1. – 87 с. – С. 13-25 (СМИ как особый тип социальной коммуникации).

3. Прохоров, Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие / Е.П. Прохоров. – Издание 2-ое, испр., дополн. - М. : РИП – холдинг, 2002. - С. 44-72 (Глава 3. Функции журналистики).

 

Дополнительная литература

1. Ахмадулин, Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие / Е.В. Ахмадулин. - М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д : издательский центр «МарТ», 2006. – 272 с. – С. 204-231 (Функции журналистики).

2. Коханова, Л.А. Основы теории журналистики: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» / Л.А. Коханова, А.А. Калмыков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 536 с. - С. 85-123 (Глава 4. Теория коммуникации о журналистике).

3. Федотова, Л.Н. Социология массовой коммуникации: учебник для вузов / Л.Н. Федотова. – СПБ. : Питер, 2004. - 397 с. – С. 46-82 (Глава 3. Функции и роли СМК).