Монополия и ее особенности
Монополия (от греч. mono –одини poléo – продаю) – единственный продавец полностью контролирует производство товара на рынке (чистая, абсолютная монополия). Основные черты монополии:
1) единственный продавец;
2) товар не имеет близких заменителей;
3) полная власть над рыночной ценой;
4) спрос совершенно неэластичен по цене;
5) барьеры для вступления в отрасль:
экономические – связаны с положительным эффектом масштаба производства;
правовые – права собственности и контроль монополиста над редкими ресурсами;
юридические – патенты и лицензии на уникальную продукцию или технологию;
административные – государственное ограничение притока новых производителей (через выдачу лицензий).
Виды монополий
Закрытая (искусственная) – защищена от конкуренции юридическими запретами и ограничениями (чаще государственная монополия).
Естественная – производство продукции одной фирмой обходится дешевле обществу, чем двумя и более (коммунальные службы).
Открытая – одна фирма в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара.
Двусторонняя – один продавец и один (объединенный) потребитель.
Монопсония – монополия покупателя (со стороны спроса), когда имеется только один покупатель и много продавцов.
2.7.2. Условия максимизации прибыли монополиста
Монополист полностью контролирует весь объем выпуска продукции, поэтому может поднимать цены, ограничивая объем производства. Однако цена должна учитывать рыночный спрос и издержки производства.
Кривая цены совпадает с кривой рыночного спроса D.
Кривая предельного дохода MR лежит ниже D (рис. 25):
P > MR.
Условие максимизации прибыли – равенство предельного дохода и предельных издержек (равновесие фирмы):
МR = MC.
Рис. 25. Максимизация прибыли фирмы монополиста