Монополия и ее особенности

Монополия (от греч. mono –одини poléo продаю) – единственный продавец полностью контролирует производство товара на рынке (чистая, абсолютная монополия). Основные черты монополии:

1) единственный продавец;

2) товар не имеет близких заменителей;

3) полная власть над рыночной ценой;

4) спрос совершенно неэластичен по цене;

5) барьеры для вступления в отрасль:

экономические – связаны с положительным эффектом масштаба производства;

правовые – права собственности и контроль монополиста над редкими ресурсами;

юридические – патенты и лицензии на уникальную продукцию или технологию;

административные – государственное ограничение притока новых производителей (через выдачу лицензий).

Виды монополий

Закрытая (искусственная) – защищена от конкуренции юридическими запретами и ограничениями (чаще государственная монополия).

Естественная – производство продукции одной фирмой обходится дешевле обществу, чем двумя и более (коммунальные службы).

Открытая – одна фирма в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара.

Двусторонняя – один продавец и один (объединенный) потребитель.

Монопсония – монополия покупателя (со стороны спроса), когда имеется только один покупатель и много продавцов.

 

2.7.2. Условия максимизации прибыли монополиста

Монополист полностью контролирует весь объем выпуска продукции, поэтому может поднимать цены, ограничивая объем производства. Однако цена должна учитывать рыночный спрос и издержки производства.

Кривая цены совпадает с кривой рыночного спроса D.

Кривая предельного дохода MR лежит ниже D (рис. 25):

P > MR.

Условие максимизации прибыли – равенство предельного дохода и предельных издержек (равновесие фирмы):

МR = MC.

 

Рис. 25. Максимизация прибыли фирмы монополиста