А.М.Малашевич

 

© СПбГМТУ


 

Введение

Гребные суда используются человеком с древности. Первые из них изготовлялись из стволов деревьев, а в Древнем Египте в тече­ние столе-
тий — из стеблей папируса. Вместо весел вначале приме­нялись простые палки. Изобретение весла было большим шагом вперед.

Появление крупных лодок и приспособлений для упора весла — уключин привело к созданию гребных флотов, которые парусный флот полностью вытеснил только в XIX веке.

В XVII—XVIII веках в Европе стали появляться гребные клу­бы, проводиться состязания по гребле.

В России гребля как средство физической закалки впервые была применена в 1718 году, когда Петр I особым положением ввел ее в подготовку офицерских кадров для нарождавшегося русско­го морского флота занятия парусным делом и основал в Петербурге так называемый «Невский флот». Это был первый своего рода яхт-клуб в нашей стране. К концу XVIII века отдельные кружки любителей гребли и гребные клубы появились в Москве, Киеве, Риге, Николаеве, Саратове, Воронеже, Иркутске, Одессе, Казани.

В XIX веке началось строительство как грузовых, так и пасса­жирских транспортных гребных судов в Петербурге, Астрахани и Киеве. К 60-м годам ялики стали успешно конкурировать с колесным городским транспортом.

26 августа 1858 года на Неве между Петербургским и Дворцо­вым мостами на дистанции 540 сажен (около 1150 м) проходили соревнования гребных судов, в которых участвовало 40 яликов с од­ним гребцом и 8 ялов с двумя гребцами. В дальнейшем соревнова­ния яличников устраивались ежегодно. Причем в них принимали участие любители и профессиональные гребцы (военные моряки, лоцманы). Подобные соревнования проводились до 1910 года.

Однако официальной датой рождения гребного спорта в России принято считать 31 июля 1860 года, когда в Петербурге был открыт речной яхт-клуб и на средней Невке состоялись первые официаль­ные соревнования на гребных судах.

К началуXX столетия в России насчитывалось около 30 гребных и парусных клубов.

Наиболее бурный рост развития гребного спорта начался в нашей стране в двадцатых годах XX столетия. В целом ряде городов возобновили свою работу и вновь были созданы греб­ные клубы и водные базы. К 1928 году только в Ленинграде функцио­нировало около 20 водных баз, а 6 гребных клубов были открыты в Днепропетровске для учащихся вузов. Появились гребные базы и в Киеве, Николаеве, Днепродзержинске, Горьком, Kазани, Саратове, Астрахани, Свердловске, Иркутске и других городах.

В 1928 году в соревнованиях Всесоюзной спартакиады, прохо­дивших в Ленинграде, участвовали гребцы из Ленинграда. Москвы, Переславля-Залесского, с Украины и Северного Кавказа. Спортсме­ны соревновались на народных лодках-одиночках, двойках, бай­дарках-одиночках, двойках и ялах. Победу одержали ленинградцы.

В 1930 году гребной спорт был включен одним из обязательных нормативов первого спортивного комплекса ГТО (Готов к труду и обороне).

Шлюпочные гонки издавна популярны среди военных моряков. Эти
гонки проводились на флотах с участием большого количества спортивных команд, кораблей ВМФ, военно-морских училищ и береговых частей флота.

В 1951 году в Днепропетровске состоялся Первый чемпионат Советского Союза по гребле на шестивесельных ялах. В этих состязаниях убедительную победу одержали моряки Черноморского флота, в составе команды выступали военные мо­ряки с линкора «Севастополь»: загребные Н.Вечирко и В.Грицен­ко, средние — А.Березин и В.Румянцев, баковые — А.Есипенко и Г.Пономаренко, рулевой — К.Петров, командир яла — В.Арустамов.

В трех чемпионатах СССР побеждали команды ДОСААФ под руководством B.Румянцева из Ярославля.

Помимо чемпионатов страны с конца 60-х годов стали прово­диться различные открытые первенства союзных республик, горо­дов-героев Москвы, Ленинграда и Севастополя.

С 1974 года ежегодно проводился чемпионат СССР по гребле на ялах среди юношей. Первыми победителями стали спортсмены РСФСР.

До 1979 года гребные гонки проводились на дистанции 1500м,с
1979 года — на дистанции 2000 м.

В 2000 году исполнилось 65 лет истории шлюпочных походов «Корабелки» (ЛКИ-СПбГМТУ). За это время проведено 54 дальних шлюпочных похода, в которых приняли участие 1496 человек, пройдено на веслах, под парусом и волоком по суше около 86500 км. Проведено 17 открытых шлюпочных регат ЛКИ-СПбГМТУ по гребле на ЯЛ-6, в которых приняли участие более 500 команд (по 7 человек) из Российской Федерации, Украины и Финляндии.

Шлюпочные походы и регаты студентов высших учебных заведений РФ являются хорошей школой морской выучки и флотских традиций, школой физической и духовной закалки, школой воспитания патриотизма и морской культуры, бережного отношения к окружающей нас природе, прививают им любовь к морю и морской службе.

К 300-летию Санкт-Петербурга планируется провести несколько историко-патриотических шлюпочных походов студентов и офицеров-преподавателей факультета военного обучения «Корабелки». В первом из них (55-м по счету), запланированном на июнь-август 2001 года, будет пройдено около 1000 км на веслах и под парусом на двух шестивесельных ялах и десятивесельном катере. Участников шлюпочных походов традиционно ждут незабываемые яркие впечатления и активное участие в культурной, историко-патриотической, спортивно-оздоровительной, экологической и многих других программах.

Подготовка и проведение шлюпочных походов и регат производится под руководством опытных офицеров-преподавателей и ветеранов-«шлюпарей», имеющих за плечами не одну тысячу миль, пройденных на ялах и катерах, на веслах и под парусом.


Глава 1. Назначение и устройство корабельных шлюпок

1. Назначение корабельных шлюпок и их классификация

Каждый корабль снабжается соответствующим количеством гребных и самоходных шлюпок.

Корабельные шлюпки предназначаются для:

а) обеспечения физической и морской подготовки личного состава;

б) сообщения с берегом и кораблями, стоящими на рейде (перевозка грузов и личного состава);

в) своза с корабля десанта, подрывных и диверсионных партий;

г) проведения промеров глубин, водолазных работ и работ по разоружению мин;

д) обеспечения работ по постановке (съемке) корабля на бочку или на швартовы и выполнения различных работ у борта корабля (покраска бортов и др.),

е) спасательных целей.

По назначению корабельные шлюпки подразделяются на рабочие, разъездные, спортивно-учебные, спасательные и специального назначения.

Однако ввиду большого разнообразия выполняемых задач корабельные шлюпки имеют многоцелевое назначение, т. е. могут использоваться для самых различных целей.

Корабельные шлюпки бывают гребно-парусные, гребные и самоходные. Часто гребно-парусные шлюпки снабжаются подвесными моторами.

К гребно-парусным шлюпкам относятся барказы и полубарказы, катера (рабочие и легкие), вельботы, спасательные шлюпки и ялы, кроме двухвесельных.

Барказы и полубарказы 16-, 18-, 20- и 22-весельные - самые большие, весьма мореходные и грузоподъемные шлюпки, которые могут ходить под парусами и на веслах.

Катера (рабочие и легкие) - шлюпки более легкой постройки, чем барказы, имеющие от 10 до 16 весел. Они обладают хорошими мореходными качествами и большой грузоподъемностью, ходят под парусами и на веслах. Рабочие катера более тяжелые и прочные, чем легкие. В настоящее время строятся и используются главным образом десятивесельные рабочие катера.

Вельботы - самые легкие, быстроходные и мореходные шлюпки, у которых одинаково заострены нос и корма. Вельботы бывают разъездные и спасательные. Спасательные вельботы отличаются большей прочностью. Для обеспечения непотопляемости на них по бортам под банками и в носу установлены металлические воздушные водонепроницаемые ящики, поэтому такие шлюпки при опрокидывании или при заполнении водой не тонут. Вельботы имеют от четырех до семи весел и могут ходить под парусами и на веслах. На вельботах весла распашные, для гребли ими на каждой банке сидит один гребец.

Спасательные шлюпки, как и вельботы, имеют одинаково острые обводы носа и кормы и для обеспечения непотопляемости снабжены воздушными ящиками. Снаружи на скулах спасательных шлюпок укреплены кили-поручни, за которые могут держаться находящиеся в воде люди. Спасательные шлюпки ходят под парусами и на веслах. Весла на этих шлюпках распашные, для гребли ими на каждой банке сидит один гребец.

Ялы — четырех- и шестивесельные небольшие рабочие шлюпки, которые могут ходить на веслах и под парусами. На кораблях ВМФ шестивесельный ял является наиболее распространенным типом шлюпки. Он имеет хорошие мореходные качества и обладает большой прочностью.

К гребным шлюпкам относятся двухвесельных ялы, тузики и резиновые надувные шлюпки. Они парусного вооружения не имеют.

Ял двухвесельный — самый малый из всех ялов. Иногда двухвесельные ялы имеют воздушные ящики и применяются как спасательные шлюпки.

Тузик - это самая маленькая деревянная шлюпка с двумя веслами для одного гребца.

Резиновые надувные шлюпки могут ходить на веслах и имеют хорошую грузоподъемность и остойчивость. Они хранятся в сложенном виде. Эти шлюпки применяются в морской авиации, на подводных лодках и надводных кораблях.

К самоходным шлюпкам относятся 16—22-весельные барказы, которые специально переоборудованы и имеют двигатели внутреннего сгорания. Кроме этих барказов, в Военно-морском флоте широко используются рабочие и разъездные моторные катера.


2. Устройство шестивесельного яла

Материалом для изготовления шлюпок всех типов служат в основном различные породы дерева (дуб, ясень, сосна) и мягкая сталь. Из дерева делаются части набора и обшивка шлюпки, а из стали — отдельные детали, гвозди, шурупы и болты для связывания частей набора и обшивки. Все стальные детали оцинковываются.

Набор является остовом шлюпки. Он состоит из продольных и поперечных брусьев, которые придают корпусу шлюпки необходимую форму и обеспечивают ее прочность. Набор яла изготовляется из дуба и ясеня. Одной из основных частей набора является киль (рис. 1) — сплошной дубовый брус прямоугольного сечения. К носовой части киля при помощи носовой кницы на болтах крепится форштевень. Форштевень представляет собой специально изогнутый или имеющий природную кривизну брус. В кормовую оконечность киля врезается прямоугольный брус - ахтерштевень (рис. 2), укрепленный посредством кормовой кницы. В ахтерштевень заподлицо врезана транцевая доска.

Киль и форштевень снаружи защищены от повреждений стальной подкильной полосой. На киль накладывается длинная доска — резенкиль. На резенкиле на расстоянии 225 мм друг от друга устанавливаются поперечные ребра — шпангоуты, которые предварительно выгибаются по форме обводов шлюпки. Поверх шпангоутов на резенкиль кладется длинный съемный пря­моугольный брус — кильсон.

Резенкиль и кильсон крепятся к килю специальными штырями. Сверху концы шпангоутов связываются выгнутыми по форме обводов шлюпки привальными брусьями. Носовые концы привальных брусьев врезаются в форштевень и прочно с ним скреплены брештуком на болтах. Брештук представляет собой стальную или дубовую горизонтальную кницу.

Кормовые концы привальных брусьев соединяются с транцевой доской также при помощи горизонтальных металлических книц на болтах. Ниже привальных брусьев, на некоторой высоте от киля, по одному с каждого борта крепятся подлегарсы, которые так же, как и привальные брусья, выгнуты по форме обводов шлюпки и скрепляют шпангоуты между собой.

К набору гвоздями крепится обшивка из сосновых и дубовых досок. Доски, прилегающие к килю, воспринимают нагрузку больше других досок и поэтому делаются толще остальных. Для обеспечения водонепроницаемости обшивки доски ладутся способом «внакрой». При этом способе

 

 
 

 


верхняя кромка нижележащей доски частично накрывается и плотно прижимается к шпангоутам выше расположенной доской. В верхней грани киля вырезается продольный паз, который называется шпунтом. В шпунт входит кромка нижней доски обшивки. Этим достигается водонепроницаемость и прочность соединения досок обшивки с килем.

 
 

Концы досок обшивки в носу крепятся в шпунте форштевня, а в корме — к транцевой доске. Самый верхний пояс обшивки для увеличения прочности надводного борта шлюпки выполняется из дубовых досок. Привальные брусья, оконечности шпангоутов и верхние кромки поясов обшивки сверху закрываются дубовыми брусками — планширями. Для защиты бортов шлюпки от ударов при подходе снаружи к планширям на шурупах крепятся дубовые рейки — буртики.

 

Рис.2. Соединение ахтерштевня с килем:

1 - киль, 4 - ахтерштевень, 5 – кница

 

Нумерация набора шлюпки и его крепления, съемных деталей, деталей корпуса и дельных вещей на рисунках их фрагментов соответствует рис.1, шестивесельный ял смотри в конструкции шлюпки.

Поперек яла устанавливаются три банки для гребцов. Носовая банка называется баковой, а кормовая — загребной.

Банки опираются своими краями на подлегарсы и крепятся стальными кницами к привальным брусьям и к обшивке. Снизу банки поддерживаются съемными стойками. Верхний конец стойки входит в гнездо снизу банки, а нижний конец — в башмак стойки на кильсоне и стопорится от выскакивания планкой. Между краями банок устанавливаются распорки, которые называются чаками. Кроме башмаков для стоек, на кильсоне укреплен степс, который выполняется из стали или дуба и является гнездом нижнего конца мачты. В корме шлюпки размещаются сиденья для старшины шлюпки (при движении ее на веслах) и кормовое сиденье, на котором устанавливается съемная заспинная доска.

На дно яла укладываются съемные щиты — рыбины. Они служат для распределения нагрузки и удобства передвижения по шлюпке. Сверху рыбины имеют поперечные дубовые бруски — упорки, в которые гребцы упираются ногами при гребле.

В районе загребной банки и кормового сиденья на дно яла кладется съемный кормовой решетчатый люк с упорками, а в носу на подлегарсах — съемный носовой решетчатый люк. В носовой решетчатый люк врезано гнездо для фонарной стойки, пятка которой входит в укрепленный на носовой книце степс.

Руль яла изготовлен из дуба и состоит из головки руля, пера руля и рулевых петель с оковками. Руль навешивается на конусообразный стальной стержень, который укреплен на транцевой доске и ахтерштевне. В головке руля выдолблено квадратное отверстие для румпеля. Чтобы руль при случайном соскакивании со стержня не был потерян, перо руля посредством сорлиня крепится к шлюпке. Сорлинь — это продетый в отверстие пера руля штерт с кнопом на конце, другой конец штерта вяжется за рым кормового фалиня. Длина сорлиня обеспечивает свободную перекладку руля.

Для спуска из шлюпки попавшей в нее воды на дне около загребной банки установлена спускная пробка. Вода через нее спускается после подъема шлюпки на берег или на корабль.

На корабле шлюпки размещены на обоих бортах. Принадлежность шлюпки к левому или правому борту определяется по трем признакам: по расположению спускной пробки и штерта сорлиня, а также по окраске досок обшивки, прилегающих к планширю.

Шлюпка левого борта имеет спускную пробку на левом борту, а шлюпка правого борта — на правом. В таком случае струя вытекающей из шлюпки воды будет направлена за борт, а не на палубу корабля.

Штерт сорлиня должен быть всегда обращен в сторону наружного борта корабля. В этом случае, если при спуске шлюпки на ходу корабля выпадет румпель, ее руль можно будет отклонить, обтягивая сорлинь. Кроме того, при швартовке, подъеме или спуске шлюпки сорлинь не заденет за выступающие части на борту корабля. Шлюпка левого борта имеет снаружи под планширями красные, а шлюпка правого борта — зеленые полосы.

Для буксировки и швартовки яла применяются носовой и кормовой концы — фалини, которые крепятся за рымы, вделанные в форштевень и ахтерштевень яла.

Подъемное устройство яла состоит из носового и кормового цепных подъемов. Цепной подъем изготовлен из наглухо прикрепленного к килю обуха, такелажной скобы, цепного подъема и рыма. За рымы закладываются гаки шлюпочных талей. Для того чтобы при подъеме или спуске ял не кренился, цепные подъемы пропускают: носовой — через стопорную планку на носовой банке, а кормовой — через специальное отверстие в кормовом сиденье.

В планшири врезаны и прикреплены шурупами к привальным брусьям по три подуключины. В подуключинах, планширях и привальных брусьях просверлены сквозные вертикальные отверстия — гнезда для уключин. Ниже привальных брусьев, на внутренней стороне обшивки, установлены на шурупах степсы для пяток уключин.

В середину носовой банки врезана наметка — приспособление для крепления съемной мачты. В этой же банке с каждого борта по одному просверлены и укреплены стальными планками гнезда для нагелей.

На внутренней стороне привальных брусьев укреплены на шурупах фасонные обушки ‑ вантпутенсы, которые служат для основывания вант.

Для крепления штертов внутри на привальных брусьях установлены на шурупах утки. С внутренней стороны форштевня вверху вделан галсовый гак, который служит для работы с парусами. На корме яла для управления фок-шкотами прикреплены шурупами к планширю и привальному брусу разрезные фасонные обушки.

Для установки на яле подвесного мотора транцевая доска имеет две стальные планки и для прочности дополнительно подкрепляется стальными кницами. С внутренней стороны транцевой доски укреплены на шурупах обойма и башмак для флагштока. Снаружи с обоих бортов в носу и на транцевой доске яла на круглых деревянных окантовках накрашиваются корабельные флюгарки.

 

 

3. Снабжение шестивесельного яла

Для нормальной эксплуатации, кроме парусного вооружения, шестивесельный ял имеет следующие предметы шлюпочного снабжения.

На шестивесельном яле применяются вальковые весла, изготовленные из ясеня или бука. Вальковое весло (рис. 3) состоит из рукоятки 1, валька 2, веретена 3, лопасти 4, кожи 5 и оковки 6. Для уравновешивания весла в валик заливается свинец 7.


Рис. 3. Вальковое весло шестивесельного яла

 

Место, которым весло ходит в уключине, обшивается кожей для предохранения его от перетирания. Одна поверхность лопасти гладкая, а с другой делается продольное ребро для прочности. Конец лопасти имеет оковку для предохранения ее от раскалывания.

Весла данной шлюпки подгоняются и распределяются по банкам. Для этого их укладывают вальками в одну сторону и рукоятками на одном уровне. При этом посередине кладут длинные, а по краям короткие весла. Наиболее длинные весла должны быть у гребцов средней банки, а наиболее короткие - у баковых гребцов. Парные весла должны иметь такую длину, чтобы при гребле их рукоятки не цеплялись. Для того чтобы гребцы быстро могли найти свои весла, их маркируют. Для этого на вальках вырезаются номера, которые закрашиваются у весел левого борта красной, у правого зеленой краской. На шлюпке весла укладываются вдоль бортов, вальками в корму и номерами вверх, а затем штертами уключин они прихватываются к бортам.

 
 

Уключины со штертами (рис. 4) устанавливаются по числу гнезд на шлюпке, и должна быть одна запасная в кисе. При гребле весла враща­ются в уключинах. Уключина считается хорошо пригнанной, если она не шатается в гнезде и легко в нем вращается.

Рис. 4. Уклю­чина со штертом

 

Отпорные крюки бывают длинным и коротким. Отпорный крюк (рис. 5) состоит из стального наконечника 1, деревянного штока 2, клота 3. Наконечник имеет два загнутых рожка и между ними ‑ прямой рожок с шариком на конце. Загнутые рожки служат для подтягивания шлюпки, а прямой—для ее отталкивания. Размеры штоков таковы, что крюки при падении в воду не тонут. На ходу шлюпки отпорные крюки кладут на рангоут: короткий — клотом в корму, а длинный — клотом в нос.

Румпели с чеками на цепочках (рис. 6) (прямой, изогнутый и поперечный с брасиком). Для управления шестивесельным ялом при ходе на веслах применяется изогнутый румпель.

При ходе шлюпки под парусами особенно в свежую погоду управлять рулем при помощи изогнутого румпеля, имеющего сравнительно малую длину, трудно. В связи с этим для управления шлюпкой под парусами применяется более длинный прямой румпель. Румпели хранятся между транцевой и заспинной досками.

Чека служит для предотвращения выскакивания румпеля из головки руля, нагели стальные — для крепления наметки и фала. Шлюпочный якорь и якорный канат хранятся в носу шлюпки: якорь — в сложенном состоянии, а якорный канат — свернутым в бухту, которая крепится штертом. Якорный канат имеет длину 55 м и окружность 75 мм.

Анкерки — два деревянных остропленных бочонка, в которых хранится питьевая вода. Анкерок закрывается пробкой, к которой снизу прикреплен на цепочке ковшик. Анкерки устанавливаются в диаметральной плоскости на подставках: ростр-блоках и принайтовываются штертом к рыбинам. Стропы служат для удобства переноса анкерка. Анкерки предназначаются для хранения запаса воды, а также для увеличения остойчивости шлюпки. В этом случае он должен быть заполнен водой, за­крыт пробкой и укреплен на штатном месте. Анкерки могут быть использованы для спасения личного состава и обеспечения непотопляемости шлюпки, для чего под банками укрепляются пустые закрытые анкерки, которые играют роль воздушных ящиков.

Воронка — деревянная или металлическая для наполнения анкерка водой, хранится под кормовым сиденьем.

Ведро парусиновое служит для удаления воды из шлюпки, хранится под носовым решетчатым люком.

Лейки деревянные со штертом необходимы для удаления воды из шлюпки, хранятся под кормовым сиденьем.

 
 

Рис.5.Отпорный крюк Рис.6.Румпели с чеками на цепочках: а - изогнутый; б - прямой; в - поперечный с брасиком

 

Топор со штертом предназначены для ремонта рангоута, корпуса и предметов снабжения шлюпки. Топор укрепляется на специальной доске и хранится под носовым решетчатым люком.

Маты шпигованные для вытирания ног укладываются в носу и в корме.

Фонарная стойка (рис. 7) для крепления носового трехцветного фонаря, хранится на банках с правого борта.

Кранцы (рис. 8) для предохранения борта от повреждения хранятся на рыбинах в носу и в корме шлюпки.

Фалини — носовой (длиной 9 м) хранится на носовом решетчатом люке, и кормовой (длиной 5,5 м) — между заспинной и транцевой досками.

 
 

Комплекты дождевого платья в сложенном виде подвешиваются к банкам на штертах, которые пропускаются через ввернутые снизу банок обушки. Кормовой флаг устанавливается в обойме и башмаке на корме; хранится в парусиновом чехле справа на кормовом сиденье.

 

Рис.7. Фонарная стойка

 

Ответный вымпел и семафорные флажки служат для сигналопроизводства, хранятся в парусиновом чехле в кисе. Киса — парусиновый мешок, в котором держат запасные предметы снабжения (уключины, нагель), ремонтные материалы (мотки линя, парусных ниток, куски парусины), такелажные инструменты (такелажный нож в чехле, парусные иглы и свайка). Киса хранится под кормовым сиденьем.

Сорлинь — штерт, с помощью которого руль подвижно крепится к корпусу шлюпки.

 
 

Чехол для парусного вооружения (рис. 9), изготовленный из парусины, служит для защиты парусного вооружения от воздействия солнца, осадков и морской воды, он и шнуруется при помощи петель.

 

Рис. 8. Кранец

 

 
 

Рис. 9. Рангоутный чехол в расшнурованном виде

 

Шток с доской служит для показа гоночного номера, хранится вместе с фонарной стойкой в носу шлюпки.

Фонари — белый, показываемый с кормы, освещает дугу горизонта в 12 румбов, и трехцветный, имеющий стекла: посредине — белое, справа — зеленое, слева — красное, и освещающий дугу горизонта в 20 румбов.

Оба фонаря хранятся в ящике под загребной банкой. Компас шлюпочный служит для указания компасного курса и определения направления в море. Он крепится при помощи кронштейна к заспинной доске и хранится в ящике под загребной банкой.

При пользовании компасом надлежит управлять шлюпкой с помощью бронзового румпеля.

Шлюпочная сигнальная книга служит для взаимных переговоров кораблей со шлюпками, а также пособием по управлению шлюпкой в различных условиях. Хранится в парусиновом чехле с лямкой.

Чехол необходим для предохранения шлюпки от воздействия осадков и солнца. При спуске шлюпки на воду чехол остается на корабле. Если шлюпка не укомплектована указанными предметами снабжения, то выход на ней в море категорически запрещается.

4. Парусное вооружение шестивесельного яла

Наиболее распространенный тип корабельной шлюпки — шестивесельный ял имеет одномачтовое рейковое разрезное парусное вооружение.

К парусному вооружению шестивесельного яла относятся:

а) рангоут, состоящий из мачты и рейка;

б) парус — разрезной фок;

в) стоячий такелаж— ванты;

г) бегучий такелаж, состоящий из фалов, шкотов и галсов.

Мачта (рис. 10) предназначена для постановки паруса и изготовляется из прямого соснового или елового дерева. Верхний конец мачты называется топом 1, нижний — шпором 2. Шпор выполнен четырехгранным и для прочности снабжен металлической оковкой 3. Шпором мачта ставится в степс 29 и крепится наметкой 56 к банке.

Мачта по всей длине выше банок круглая с постепенным уменьшением толщины по высоте. Наибольшую толщину мачта имеет у банки, так как в этом месте она воспринимает всю нагрузку паруса. На топ мачты надевается и крепится шурупами бугель 5 с обухами для вант. Ниже бугеля (в топе мачты) вырезается и обивается металлической оковкой сквозное отверстие. В нем помещается шкив 7, через который проходит фал. Чтобы мачта под давлением работающего паруса не сломалась, ее с обоих бортов укрепляют вантами 8.

Ванты вырубаются из пенькового троса. В оба конца вант всплесниваются коуши 9, причем верхние коуши заранее продеты в обухи 6.

 


Рис.10. Устройство мачты и установка ее на шлюпке

 

К нижним коушам вант крепятся штерты 11 для завязывания талрепных узлов при основывании и обтягивании вант. На мачте, ниже того места, где она охватывается наметкой, с кормовой стороны укрепляется гак 12 для осаживания и крепления фок-галса.

Для подъема паруса и придания ему растянутого положения служит реек.

Реек (рис.11) выделывается из сосны в виде прямого бруса круглого сечения и имеет на концах зарубки 1 для накладывания бензелей при растягивании по рейку верхней шкаторины паруса.

Для увеличения прочности рейка сверху к нему полубензелями 3 крепится дубовая планка-шкала 2. Для подъема рейка вместе с парусом на расстоянии одной трети от его носовой части укреплена изготовленная из тонкого стального троса и обтянутая кожей третная стропка 4.

 
 

Рис.11. Реек

 

 
 

Разрезной фок (рис. 12) состоит из фока 1 и кливера 2, которые имеют форму неправильных четырехугольников. Парус изготовлен из специальной парусины и для придания надлежащего покроя и прочности сшит из полотнищ 3, соединенных между собой двойными швами 4.

 

Рис. 12. Разрезной фок

 

Все кромки паруса обшиваются ликтросом 5, концы которого сплесниваются в менее нагруженном месте паруса — сверху. Ликтрос укрепляет парус и принимает на себя напряжение, испытываемое им при работе. Кромки паруса, к которым пришит ликтрос, называются шкаторинами. Шкаторины у четырехугольного паруса носят название передней 6, верхней 7, задней 8 и нижней 9. При работе паруса его углы подвергаются натяжению и поэтому дополнительно укрепляются кусками парусины — банками 10 и боутами 11.

Каждый угол паруса в зависимости от назначения имеет название. Верхние углы фока и кливера крепятся к рейку бензелями и поэтому называются бензельными. Из них передний угол кливера и задний угол фока прикреплены к нокам рейка и носят названия: у кливера — передний нок-бензельный угол 12, а у фока — задний нок-бензельный угол 13.

Передние нижние углы кливера 14 и фока 15 называются галсовыми, так как в них ввязываются отрезки тонкого троса; кливер-галс и фока-галс.

Галсы служат для крепления нижних углов парусов на месте. Задние нижние углы кливера 16 и фока 17 именуются шкотовыми, потому что к ним крепятся кливер-шкот и фока-шкот.

Шкоты предназначены для управления парусами и проводятся по обоим бортам. Галсы и шкоты ввязываются в кренгельсы 18 — петли из троса с заделанными в них коушами.

Парус крепится к рейку слаблинем. Слаблинь продергивается через отверстия в верхней шкаторине—люверсы и вяжется полуузлом. Для прочности люверсы по краям обметываются ниткой или оковываются медью.

Риф-штерты укрепляются в парусе с обеих сторон узлами 23 и служат для взятия рифов, т. е. для уменьшения площади паруса в свежую погоду.

 
 

Рис.13. Подъем паруса на шестивесельном яле

Так как люверсы ослабляют парус, для сохранения его прочности по ряду люверсов нашиваются полосы из парусины — риф-банты 24. Для опознания шлюпки и определения ее принадлежности вверху шлюпочного паруса пришиваются к банту заднего нок-бензельного угла — гоночный номер 25, а к задней шкаторине у этого угла — Военно-морской флаг 26, ниже его — флюгарка корабля 27.

На рис.13 показан подъем паруса на шестивесельном яле.

Парус поднимается фалом. Фал продевается через шкив 3 и крепится коренным концом 1 к обуху 2 ракс-бугеля, на который надевается третная стропка. После подъема паруса ходовой конец фала крепится за нагель, вставленный в гнездо в банке.

 

Глава 2. Обучение гребле

5. Правила посадки и поведения гребцов на шлюпке

Распределение гребцов по банкам производится с учетом их физического развития, а также обязанностей, выполняемых гребцами на шлюпке. Наиболее сильные гребцы назначаются загребными, а наиболее ловкие и сообразительные — баковыми.

Посадка в шлюпку производится организованно, по команде «Гребцы на шлюпку!». По этой команде гребцы бегут к своей шлюпке, входят в нее и, не становясь на банки, занимают свои места.

Посадка в шлюпку возможна одним из следующих способов:

а) если шлюпка закреплена за форштевень (стоит на выстреле или носом к пристани), то первым в шлюпку направляется старшина шлюпки, за ним загребные, а затем остальные гребцы в порядке номеров банок;

б) если шлюпка стоит кормой к трапу или к пристани, то первыми в шлюпку направляются баковые гребцы, за ними загребные и последним садится старшина шлюпки;

в) если шлюпка находится на шлюпбалках или стоит бортом к пристани, то в шлюпку садятся с кормы гребцы правого борта, начиная с бакового, а с носа ‑ гребцы левого борта, начиная с загребного. Старшина шлюпки садится последним. Гребцы занимают свои места, очищают штерты уключин и отдают штерты, которыми были прихвачены весла к борту. Загребные и баковые гребцы готовят и кладут крюки на рангоут, а загребные, кроме того, навешивают и руль.

Одновременно старшина вставляет румпель и проверяет готовность шлюпки к отходу.

Гребцы при нахождении на шлюпке обязаны:

1) на банках сидеть в положении «смирно», т.е. лицом к корме, имея прямой корпус, ноги, согнутые в коленях, и руки кладут на колени:

2) внимательно слушать команды, быстро, четко и точно их выполнять;

3) не сидеть в шлюпке развалясь и не высовываться за борт;

4) соблюдать форму одежды;

5) не разговаривать и соблюдать полную тишину;

6) без разрешения командира шлюпки не вести переговоров с берегом, с кораблями и шлюпками,

7) не отлучаться без разрешения командира шлюпки. Перед выходом из шлюпки подается команда «Гребцам выйти из шлюпки!». По этой команде гребцы по очереди встают и быстро выходят из шлюпки в порядке, обратном посадке.

 

 

6. Командные слова и их выполнение при обучении
гребле на ЯЛ-6

Для проведения первого занятия по гребле шлюпку надо закрепить у стенки на фалинях или на бакштове так, чтобы можно было свободно работать веслами, оставаясь при этом на месте.

Все последующие занятия необходимо проводить на свободно движущейся шлюпке. Поэтому, кроме отработки команд по разборке и уборке весел и первоначальной отработки приемов гребли, на первом занятии нужно отработать выполнение и таких команд, которые необходимы для предупреждения столкновения шлюпок и для обеспечения их безаварийного подхода и отхода. К таким командам относятся: «Отваливай!», «Суши весла!», «Весла в воду!», «Табань!» «Весла по борту!», «Береги весла!».

В начале обучения надлежит объяснить гребцам о том, что не должно быть складок на брюках и руки при гребле должны быть сухие, иначе это может привести к потертостям.

Обучение гребле начинается с рассказа и показа выполнения команд: «Уключины вставить!», «Весла разобрать!», «Весла!», «Шабаш!», после чего отрабатывают выполнение каждой команды, добиваясь от гребцов правильных, одновременных и четких действий.

В процессе обучения гребле несколько раз подаются и исполняются следующие команды.

«Уключины вставить!». Гребцы, повернувшись в полоборота к бортам, одновременно вставляют уключины в свои гнезда.

«Весла разобрать!». Гребцы берут свои весла: гребцы правого борта—правой рукой за рукоять, а левой под валек, гребцы левого борта—левой рукой за рукоять, а правой под валек; весла кладутся лопастями на планширь за вторую уключину с легким разворотом лопасти в нос.

«Весла!». Гребцы приподнимают весла и кладут их серединой кожаной обшивки в уключины, удерживая весла гладкой стороной лопасти параллельно воде и перпендикулярно диаметральной плоскости шлюпки. При этом гребцы сидят прямо, держат ноги на упорках, одна рука лежит на рукояти в обхват, другая — на вальке с разносом на ширину плеч.

После отработки гребцами этих команд приступают к обучению приемам гребли. При этом конец и начало занятий используются для дальнейшей отработки команд по разборке и уборке весел.

Разучивание приемов гребли начинают с объяснения и показа того, как производится гребля в три приема.

Исходным для гребли является положение гребцов по команде «Весла!».

Затем подаются и исполняются следующие команды: «На воду!—Раз!» (кратко). Гребцы, равняясь по загребным, быстро заносят лопасти весел в сторону носа шлюпки, держа их горизонтально и разворачивая под острым углом к воде (гладкой стороной к корме) в последний момент заноса. Голова гребца должна быть поднята и обращена к лопасти, корпус наклонен вперед, ноги согнуты в коленях, а руки вытянуты вперед. При заносе весла гребцы делают глубокий вдох. По второй команде «Два-а-а!» (протяжно) гребцы, равняясь по загребным, быстро погружают весла на две трети лопасти в воду и, отклоняясь всем корпусом назад, сильно проводят их в воде на вытянутых руках. Проведя весла, гребцы постепенно поворачивают их вальками на себя так, чтобы при проходе траверза лопасти были вертикальны. Во время проводки гребцы делают постепенный выдох.

По команде «Три!» гребцы, равняясь по загребным, вырывают весла из воды и движением кистей рук разворачивают их на себя, чтобы лопасти стали горизонтально. При этом корпусы гребцов отвалены к носу шлюпки и поэтому гребок они заканчивают только руками. В то же время гребцы производят окончательный выдох. В таком положении они находятся до очередной команды «Раз!». Если шлюпка идет по ветру, то лопасти не разворачивают, а держат вертикально.

Обучение гребле в три приема следует проводить в первые полчаса каждого занятия. Затем после отдыха надо переходить к обучению гребле в два приема.

Гребля в два приема производится следующим образом. По команде «Раз!», которая подается в конце гребка, гребцы, делая сильный рывок, вырывают весла из воды, быстро заносят их, наклоняясь вперед, на вытянутые руки и разворачивают лопасти. По команде «Два-а-а!» гребцы быстро опускают весла в воду, отклоняясь всем корпусом назад, и на вытянутых руках с силой прово­дят лопасти в воде.

В начале обучения не следует увлекаться продолжительностью гребли, а сделав три-четыре гребка, надо дать команду «Суши весла!» и указать на замеченные недостатки. Для обнаружения ошибок, допускаемых гребцами, следует практиковать греблю каждой парой гребцов отдельно.

По команде «Суши весла!» гребцы вынимают лопасти весел из воды и выравнивают их параллельно воде, а весла устанавливают перпендикулярно диаметральной плоскости шлюпки. По мере усвоения гребли в два приема можно перейти к гребле без приемов — непрерывной гребле в медленном темпе. При этом надо следить за действиями гребцов и исправлять их ошибки.

Далее необходимо объяснить, практически показать и отработать с гребцами выполнение команд: «Весла на укол!», «Весла на валек!», «Весла под рангоут!».

На последующих занятиях при отработке навыков по гребле можно увеличить темп гребли до 28—32 гребков в минуту. Если гребцы собьются или потеряют темп, нужно перейти к гребле в два приема.

При обучении обращать внимание на:

а) дисциплину гребцов;

б) правильное положение и работу корпуса и рук, не допуская гребли одними руками и лишних движений, усложняющих греблю (опускание головы при наклоне тела вперед, выворачивание рук при гребле и т. д.);

в) правильный и быстрый занос весел и разворачивание лопастей;

г) правильность дыхания гребцов;

д) умение гребцов грести на обоих бортах и разных банках.

 

 

7. Командные слова и их выполнение при движении
шлюпки на веслах

При движении шлюпки на веслах все команды громко и отчетливо подает старшина шлюпки.

Команды, связанные с использованием весел, подаются в конце гребка. На шлюпке при ее движении на веслах подаются следующие команды.

1.«Отваливай!». Данная команда подается обученным гребцам для отхода шлюпки. В этом случае гребцы ближнего к кораблю борта протягиваются по лееру, баковый отталкивает нос шлюпки длинным крюком, а загребной, упираясь коротким крюком в трап, дает шлюпке ход. Старшина постепенно кладет руль от корабля. После отхода шлюпки от борта все гребцы; равняясь по загребным, одновременно вставляют уключины, разбирают свои весла и ждут дальнейших команд. Старшина шлюпки ставит Военно-морской флаг,

При начальном обучении гребцов команда «Отваливай!» выполняется по отдельным командам: «Протянуться!», «Оттолкнуть нос!».

По команде «Протянуться!» загребной и баковый ближайшего к кораблю (стенке) борта с помощью всех гребцов своего борта протягиваются вперед, вручную, держась за трап или за леер. Если трапа или леера нет, то баковый и загребной, работая соответственно длинным и коротким отпорными крюками, дают шлюпке ход.

Команда «Оттолкнуть нос!» подается после того, как шлюпка получила ход, а руль ее отклонен от борта корабля. При этом баковый длинным крюком сильно отталкивает нос от корабля (стенки) и кладет крюк на рангоут клотом в нос. Затем загребной коротким крюком дает ход шлюпке. После этого командуют: «Уключины вставить!», «Весла разобрать!», «Весла!» и «На воду!».

2. «Табань обе!». Гребцы одновременно заносят лопасти весел в сторону кормы, опускают их в воду и начинают грести в обратную сторону, придавая шлюпке задний ход.

3. «Правая на воду!», «Левая табань!» (или наоборот). Подается для разворота шлюпки веслами, причем первая часть команды всегда подается правому борту.

4. «Весла в воду!». Подается для уменьшения хода шлюпки при ее подходе к кораблю, к бочке или к стенке. Гребцы, закончив гребок, опускают лопасти ребром в воду на одну треть и держат вальки на высоте груди, нажимая на них грудью и наклоняясь корпусом в сторону кормы. При большом ходе лопасти верхней кромкой слегка разворачиваются к носу. После того как скорость хода шлюпки резко уменьшится, командуют: «Суши весла!» или «Шабаш!».

5.«Весла по борту!». Подается при временном прекращении гребли, чтобы не задеть веслами за стенку, бочку, другую шлюпку при проходе узкостей или при расхождении шлюпок. По этой команде гребцы, не вынимая весел из уключин, быстро относят лопасти к корме и подводят их вплотную к борту так, чтобы они легли по наружному борту шлюпки, придерживая весло за валек ближайшей к борту рукой.

6. «Весла на укол!». Подается при снятии шлюпки с мели или при движении в мелководной узкости, ширина которой не позволяет грести. По этой команде гребцы встают ногами на рыбины, вынимают весла из уключин и, упираясь рукоятями весел в грунт, протягивают шлюпку в нужном направлении.

После снятия с мели для продолжения гребли подается команда «Весла!», по которой гребцы вынимают весла из воды в вертикальном положении, проводя рукояти над планширем. Затем гребцы поворачиваются вместе с веслами лицом в корму, опускают рукояти на дно шлюпки и садятся на банки. Потом припод­нимают весла и опускают их в уключины.

7. «Весла на валек!». Подается при проходе узких мест и линии финиша на гребных гонках. По этой команде гребцы, не вставая с мест, нажимают одной рукой на рукоять и, подхватывая другой под валек, поднимают весла лопастями вверх и ставят их между ног вертикально на дно шлюпки. Затем разворачи­вают лопасти вдоль шлюпки и выравнивают их. При этом рука, обращенная к борту, должна быть вытянута горизонтально и перпендикулярно к борту и держать весло у кожи, а другая рука — ниже за валек. Корпус у гребцов должен быть прямым, а голова повернута в сторону кормы. Чтобы опустить весла, подается команда «Весла!», по которой гребцы вертикально поднимают весла, переносят руку с валька на рукоять, а другой, согнутой в локте, подхватывают валек у кожи, укладывают весла в уключины.

8. «Легче грести!». Команда подается для уменьшения скорости хода. Гребцы делают слабую проводку весел в воде, не замедляя темпа гребли.

9. «Навались!» Подается для увеличения скорости хода шлюпки. По этой команде гребцы начинают грести сильнее, наваливаясь на весла, не увеличивая темпа гребли.

10. «Береги весла!». Подается в случае опасения, что весла могут задеть за стенку, борт, бочку, веху. По этой команде каждый гребец внимательно следит за лопастью своего весла и, если нужно, несколько втягивает весло внутрь шлюпки.

11. «Весла под рангоут!». Подается для отдыха гребцов. По этой команде гребцы закладывают рукояти весел под рангоут, оставляя весла в уключинах. Лопасти должны быть при этом выровнены вертикально.

12. «Шабаш!». Эта команда подается при подходе к кораблю, при изменении рода движения и т. д„ для прекращения гребли и уборки весел внутрь шлюпки всеми или частью гребцов. В последнем случае подается команда «Правая (левая) шабаш!».

По команде «Шабаш!» гребцы, подложив одну руку под валек и другой нажимая на рукоять, вынимают весла из уключин, заносят их горизонтально лопастями к носу и, стараясь не шуметь, укладывают к борту, начиная с носа; загребные кладут свои весла последними, сверху остальных. Когда весла уложены, гребцы бесшумно вынимают уключины и их штертами прихватывают весла к борту.

 

 

Глава 3. Управление шлюпкой на веслах

Талантливые русские флотоводцы адмиралы М.П.Лазарев, П.С.Нахи-мов, В.А.Корнилов, Г. И.Бутаков и С.О.Макаров считали управление шлюпкой первоначальной школой моряка.

Наш отечественный флот издавна славился отличной морской выучкой личного состава, а высокое мастерство русских и советских моряков в управлении шлюпками обеспечивало им на международных шлюпочных гонках заслуженные победы (Гаванна, 1872; Сидней 1882, Севастополь, 1947).

Умение управлять шлюпкой составляет обязанность каждого военного моряка.

 

 

8. Отход и подход шлюпки к трапу

Отход и подход шлюпки к трапу (стенке) в тихую погоду производятся с разрешения старшего начальника или вахтенного офицера, а от стенки — с разрешения старшего из офицеров, находящихся на шлюпке. Для отхода шлюпки старшина командует: «Отваливай!». По этой команде гребцы, протягиваясь вперед, дают шлюпке ход, отталкивают крюком нос, вставляют уключины и разбирают весла, а старшина шлюпки постепенно перекладывает руль на тот борт, в сторону которого должна идти шлюпка. Когда шлюпка выйдет на свободную воду, подаются команды «Весла!» и «На воду!». Одновременно с этим старшина шлюпки проверяет положение Военно-морского флага и следит, чтобы за бортом не висели кранцы и концы.

Подход на шлюпке к трапу производится с кормы корабля под углом 40° к его диаметральной плоскости. За 15—20 м (в зависимости от скорости шлюпки) до трапа подается команда «Шабаш!». Старшина шлюпки постепенным перекладыванием руля подводит корму шлюпки к трапу и командует: «Задержаться!». По этой команде загребной ближнего к кораблю борта отпорным крюком удерживает шлюпку, а баковые принимают поданный с корабля конец и крепят его. Подобным же образом производится подход на шлюпке к стенке.

При стоянке шлюпки у трапа в свежую погоду на шлюпку подается конец, который проходит вдоль ближайшего к кораблю борта шлюпки и крепится за загребную банку шлюпочным узлом. Перед отходом шлюпки матросы на корабле по команде «Отваливай!» выбирают конец и придают шлюпке ход вперед с помощью отпорных крюков.

При отходе шлюпки от трапа последовательно подаются следующие команды: «Отваливай!», «Уключины вставить!», «Весла разобрать!», «Отдать конец!». По этим командам баковый отпорным крюком отводит нос шлюпки от борта, гребцы разбирают весла и одновременно отдают конец. После этого подаются и исполняются команды «Весла!» и «На воду!».

При подходе к трапу в свежую погоду следует подходить против ветра и волны, параллельно борту корабля.

Шлюпка, подойдя на траверз трапа и держась около него на веслах, принимает с корабля конец, который крепится за банку, после чего старшина шлюпки командует: «Шабаш!» и шлюпку при помощи этого конца подтягивают к трапу. При особенно свежей погоде рекомендуется приставать не к трапу, а на бакштов, так как при стоянке корабля носом к ветру за кормой всегда значительно тише, чем у борта.

 

 

9. Отход и подход шлюпки к выстрелу

Отход шлюпки от выстрела производится по команде «Отдать конец!», подаваемой старшиной после посадки гребцов в шлюпку.

Базовые отдают носовой конец, старшина ставит кормовой флаг и подает команды: «Уключины вставить!», «Весла разобрать!».

Если шлюпка на выстреле стоит среди других шлюпок, то после отдачи конца шлюпку сначала руками и отборными крюками выводят на свободную воду, а затем начинают движение на веслах. Подход шлюпки к выстрелу производится следующим образом. Получив указание от вахтенного офицера стать на определенное место правого или левого выстрела, старшина шлюпки правит против ветра и волны на соответствующий шкентель или штормтрап. При подходе к выстрелу, в зависимости от скорости хода шлюпки, подаются команды: «Суши весла!», «Весла по борту!», «Шабаш!», после чего шлюпку устанавливают на указанное место.

Отход шлюпки от бакштова может выполняться двумя способами: с предварительной проводкой шлюпки и без проводки. В первом случае подаются команды: «Отдать бакштов!», «Протянуться!». По этой команде гребцы, подтягиваясь за бакштов, проводят шлюпку вперед и затем выбрасывают бакштов за борт, который ближе к кораблю. В этот момент подаются команды: «Уключины вставить!», «Весла разобрать!», «Весла!» и т.д. Во втором случае при отходе шлюпки без проводки бакштов отдается по команде«Отдать бакштов!», а когда его отдадут, командуют: «Уключины вставить!» и т.д.

 

 

10. Отход и подход шлюпок к берегу во время прибоя

Управление гребной шлюпкой при подходе к берегу и отходе от него во время прибоя отличается сложностью и должно производиться по особым правилам. Во всех случаях движения шлюпки через прибой под банками должны быть укреплены пустые закрытые анкерки для увеличения плавучести шлюпки, а гребцы обязаны надеть спасательные нагрудники и грести очень внимательно. При этом гребцы должны грести чаще, а весла поднимать выше обычного, не задевая за гребень волны, а опускать их несколько глубже, чтобы уходящая волна не обнажала весла.

При подходе к берегу во время прибоя шлюпка должна идти точно в разрез волны и никуда не уклоняться носом от заданного направления. Если это условие не будет соблюдено, то шлюпка может быть поставлена лагом к волне и опрокинута.

Так как руль при движении шлюпки с попутным прибоем работает плохо, то его надо снять и управление шлюпкой производить с помощью кормового весла. В целях безопасности управления шлюпкой в этих условиях необходимо, уменьшая ее скорость хода, стараться пропускать очередной вал под шлюпкой. Для уменьшения скорости хода шлюпки существуют следующие способы:

1) до вступления в полосу прибоя шлюпку поворачивают носом к морю и табанят, двигаясь к берегу, а при подходе очередного вала делают навстречу ему несколько гребков;

2) вступив в полосу прибоя, идут носом к берегу, а при подходе очередного вала к корме табанят, пропуская вал под шлюпкой. После этого продолжают грести носом к берегу;

3) продолжая идти носом к берегу, с кормы выпускают на якорном канате плавучий якорь, балластину, парусиновое ведро или просто якорный канат. Это уменьшает скорость хода шлюпки, удерживает ее корму в одном положении и не дает шлюпке становиться лагом к волне.

Если в шлюпке имеются грузы, то они должны располагаться в той части шлюпки, которая обращена к морю, но не в самой оконечности.

Способ высадки на берег зависит от уклона дна. При подходе к пологому берегу и касании дна килем шлюпки гребцы должны быстро выскочить из нее и, расположившись по бортам каждый против своей банки, вытащить шлюпку на берег носом вперед. Если берег крут, то к нему подходят на веслах до последнего момента с постоянной скоростью и у самого берега шлюпку ставят лагом к волне, которая ее выбрасывает на берег. Затем гребцы быстро оттаскивают шлюпку в глубь берега.

При наличии нескольких шлюпок, идущих с попутным прибоем к берегу, одна из шлюпок становится на якорь вне полосы прибоя и к ней крепят якорный канат, по которому остальные шлюпки, табаня, сдаются к берегу кормой. Этим способом также может сдаваться и табанить от своего якоря любая шлюпка.

При отходе шлюпки от берега во время прибоя для безопасности плавания необходимо, чтобы шлюпка имела хороший ход и шла точно вразрез волн. Однако ход шлюпки на волне должен быть уменьшен для того, чтобы шлюпка при спуске с волны не зарывалась в воду. В таких случаях для уменьшения скорости хода шлюпки подают команду «Легче гресть!» или «Табань!».

Если волны прибоя так велики, что их гребни заливают или сбивают шлюпку с курса, то следует изменить ее ход так, чтобы валы разбивались, не доходя до носа шлюпки.

Можно преодолеть прибой и отойти от берега, выбирая якорный канат ранее отданного, за полосой прибоя шлюпочного якоря.

 

 

11. Подход и отход шлюпки от швартовой бочки

При постановке корабля на швартовную бочку к ней посылают шлюпку для крепления якорной цепи или стального троса. Перед спуском на шлюпку основывают походный конец, обносят его снаружи борта корабля и пропускают через канифас-блок, подвешенный на баке. Спуск шлюпки с находящимися в ней гребцами производят на ходу корабля для того, чтобы она пришла к бочке раньше корабля. Во время спуска шлюпки подают команды: «Уключины вставить!», «Весла разобрать!». Как только шлюпка днищем коснется воды, обтягивают походный конец, выкладывают гаки шлюпочных талей и специально выделенные матросы бегом тянут по кораблю походный конец, из-за чего шлюпка быстро проходит к носу корабля. В это время старшина шлюпки рулем удерживает шлюпку на определенном расстоянии у борта. С подходом шлюпки к носу корабля отдают походный конец, командуют: «Весла!», «На воду!» и подходят к бочке. Подходить к бочке и находиться около нее надо так, чтобы бочка была расположена между кораблем и шлюпкой. Подойдя к бочке скулой, подают команду «Шабаш!» и высаживают двух человек на бочку. Один из них накладывает петлей носовой фалинь шлюп­ки на рым бочки и передает эту петлю баковому гребцу, который держит ее на руках. Для отхода шлюпки от бочки достаточно выдернуть петлю фалиня из рыма бочки. После постановки корабля на бочку забирают с нее людей и командуют: «Отдать фалинь!», «Протянуться!», «Уключины вставить!», «Весла разобрать!» и т. д.

 

 

12. Подход на шлюпке к идущему кораблю

Для подхода к идущему кораблю шлюпка ложится близко к створу мачт корабля на одинаковый с ним курс с расчетом подхода с подветренного борта. Когда корабль приблизится, шлюпка должна идти параллельно с ним. На шлюпке принимают поданный с корабля конец и крепят его за носовую банку шлюпочным узлом. Затем подают команду «Шабаш!», выбрасывают с ближнего к кораблю борта кранцы и правят рулем так, чтобы шлюпка не ударялась о борт корабля.

При отходе шлюпки от идущего корабля посадка гребцов производится перед спуском шлюпки с корабля. Во время спуска шлюпки подаются команды: «Уключины вставить!», «Весла разобрать!». Как только шлюпка днищем коснется воды, на корабле обтягивают походный конец, на котором шлюпка некоторое время буксируется. Буксировка шлюпки на конце позволяет выложить гаки талей, после чего под действием ранее переложенного и закрепленного в этом положении руля шлюпка на конце отходит от борта. Когда расстояние между кораблем и шлюпкой будет достаточным для использования весел, походный конец отдают и отвязывают румпель. После этого подается команда «Весла!» и т. д.

 

 

13. Проход узкостей на шлюпке

Если длина узкости невелика, то при подходе к ней подают команду «Навались!», затем «Шабаш!» или «Весла по борту!», «Весла на валек!» и правят рулем так, чтобы шлюпка свободно прошла узкость. Для движения шлюпки в мелководной узкости подают команду «Весла на укол!». В случае если глубина узкости большая, то шлюпку протягивают отпорными крюками, которые закладывают за выступающие части береговых сооружений или кораблей, образующих узкость.

Можно провести шлюпку через узкость, если буксировать ее за фалинь, идя по берегу.

 

 

14. Снятие шлюпки с мели

При посадке шлюпки на мель необходимо отпорным крюком или веслом промерить вокруг нее глубину, чтобы узнать, в каком направлении шлюпку надо стаскивать с мели. Затем подается команда «Весла на укол!», и если шлюпка с мели не сходит, то ее кренят, продолжая работать веслами на укол. В крайнем случае гребцы, надев спасательные нагрудники, входят в воду и, толкая облегченную шлюпку, снимают ее с мели. Если шлюпка осталась на отмели при отливе и снять ее пока невозможно, то в ожидании прилива шлюпку надо поставить на киль с помощью подпор.

 
 

При снятии шлюпки с мели (рис. 14) надо под киль подкладывать круглые бревна 1 и тянуть за форштевень гак, чтобы он, двигаясь вперед, одновременно приподнимался.

Рис. 14. Снятие шлюпки с мели

 

Если шлюпку тянуть за фалинь 2 (см. рис. 14, а), то сила ОС будет вдавливать нос шлюпки в грунт, что затрудняет снятие ее с мели. Для облегчения снятия шлюпки с мели ее следует тянуть за обнесенный вокруг нее и подвешенный на штертах 4 якорный канат 3, при этом сила ОС будет приподнимать нос шлюпки (см. рис. 14,б).

 

 

15. Постановка шлюпок на якорь и съемка с якоря

При подходе к месту якорной стоянки подаются команды: «Баковые, шабаш!», «Якорь к отдаче изготовить!». По этим командам баковые гребцы убирают свои весла, ставят на место и стопорят чекой шток якоря. Затем они крепят якорный канат ходовым концом к скобе якоря, а коренным — к носовому подъемному рыму и укладывают на носовом решетчатом люке бухту якорного каната длиною в полторы глубины. Когда баковые гребцы доложат: «Готов якорь к отдаче!», подается команда «На отдаче якоря стоять!». При этом баковые гребцы кладут якорь на планширь и следят, чтобы якорный канат был чист. После этого шлюпка веслами разворачивается носом против ветра и волны и подается команда «Обе табань!». Когда шлюпка получит задний ход, подается команда «Отдать якорь!». Баковые сбрасывают за борт лежащую на носовом люке бухту, отдают якорь и травят канат до нужных пределов по указанию старшины шлюпки. Для сохранения каната от перетирания во время стоянки под канат на планширь кладется мат.

Для съемки шлюпки с якоря подается команда «Приготовиться сняться с якоря!». Гребцы садятся по местам, кроме баковых, которые берут канат на руки. Затем подается команда «Поднять якорь!», по которой баковые гребцы выбирают якорный канат. В момент отрыва якоря от грунта баковые докладывают: «Встал якорь», после чего якорь поднимают и вместе с канатом очищают от ила, водорослей и укладывают в шлюпку. После этого подается команда «Уключины вставить!» и другие, которые выполняются всеми гребцами, кроме баковых. Баковым подается команда «Якорь уложить, канат окружить!». Баковые отдают канат, кружат его в бухту и связывают штертами, а затем разоружают якорь и укладывают его вместе с канатом на штатное место. После уборки якоря и каната баковые гребцы садятся на свои места, разбирают весла и гребут вместе со всеми.