В конце XIX в. – начале XXв.
Вследствие влияния благоприятных социально-экономических факторов (неприкосновенности права собственности, стабильности рубля и финансовой системы, наличия дешевой рабочей силы) предпринимательство в пореформенной России (после 1861) развивалось быстро. Этому содействовал также комплекс регулирующих , в т.ч. законодательных мер со стороны государственных органов управления. Торгово-промышленное законодательство России представляло собой уставы, регламентирующие экономические, технические, юридические, этические нормы и правила предпринимательской деятельности.
В России был узаконен разрешительный порядок создания акционерных обществ и кредитных учреждений с целью «оградить промышленность от легкомыслия и необходимой предприимчивости». Для получения разрешения требовалось согласование с губернским начальством и уведомление министра торговли и промышленности. Но и само право «разрешать» было ограничено законом [ 9 ].
Разрешительный порядок имел как недостатки, так и достоинства. К недостаткам можно отнести «неудобства», созданные предпринимателям, которые вынуждены были искать протекции, покровительства. Вместе с тем разрешительный порядок побуждал к обстоятельной подготовке проектов и уставов компаний. Уставы должны были пройти экспертизу на предмет соответствия общим законам и правилам, правам и интересам участников компании, третьих лиц. Учитывались также такие факторы, как важность компании, ожидаемая от нее польза государству, значительность потребных капиталов (народнохозяйственный социально - экономический эффект).
Устав компании получал статус закона, авторитет которого вызывал доверие вкладчиков, являлся гарантом экономической независимости предприятия.
Система органов, регулирующих предпринимательскую деятельность в России, представлена на рис. 3.
Одним из важных факторов развития предпринимательской деятельности было умеренное промысловое налогообложение. Его положительное значение состояло в необременительности начисляемых налоговых сумм и отсутствии заметного влияния на цены производимой продукции.
Успех предпринимательской деятельности в значительной мере определялся взаимоотношениями между предпринимателями и наемными работниками, которые регулировались Уставом о промышленном труде[ 24 ].
Устав о промышленном труде позволял при соблюдении взаимных прав, обязанностей и интересов не допускать или на законном основании разрешать конфликтные ситуации между предпринимателями и наемными рабочими, а следовательно, способствовал взаимовыгодной производственной деятельности.
Устав включал четыре раздела:
1. О надзоре за промышленными предприятиями.
2. Об условиях труда на промышленных предприятиях.
3. О взысканиях за нарушения постановлений о промышленном труде и о порядке производства дел по сим нарушениям.
4. О видах обеспечения рабочих и служащих в промышленных предприятиях.
- изыскивание мер на пользу торговли и промышленности; - разъяснение вопросов по делам управления; - совещательный орган; - обсуждение проектов законодательных решений; - выработка рекомендаций по вопросам устройства и содержания фабрик; - составление обзоров о положении дел и о ходе торговли и промышленности; - совещательные органы; - разработка и реализация комплексных программ развития регионов.
|
Рис. 3. Органы регулирования предпринимательской деятельности