В конце XIX в. – начале XXв.

Вследствие влияния благоприятных социально-экономических факторов (неприкосновенности права собственности, стабильности рубля и финансовой системы, наличия дешевой рабочей силы) предпринимательство в пореформенной России (после 1861) развивалось быстро. Этому содействовал также комплекс регулирующих , в т.ч. законодательных мер со стороны государственных органов управления. Торгово-промышленное законодательство России представляло собой уставы, регламентирующие экономические, технические, юридические, этические нормы и правила предпринимательской деятельности.

В России был узаконен разрешительный порядок создания акционерных обществ и кредитных учреждений с целью «оградить промышленность от легкомыслия и необходимой предприимчивости». Для получения разрешения требовалось согласование с губернским начальством и уведомление министра торговли и промышленности. Но и само право «разрешать» было ограничено законом [ 9 ].

Разрешительный порядок имел как недостатки, так и достоинства. К недостаткам можно отнести «неудобства», созданные предпринимателям, которые вынуждены были искать протекции, покровительства. Вместе с тем разрешительный порядок побуждал к обстоятельной подготовке проектов и уставов компаний. Уставы должны были пройти экспертизу на предмет соответствия общим законам и правилам, правам и интересам участников компании, третьих лиц. Учитывались также такие факторы, как важность компании, ожидаемая от нее польза государству, значительность потребных капиталов (народнохозяйственный социально - экономический эффект).

Устав компании получал статус закона, авторитет которого вызывал доверие вкладчиков, являлся гарантом экономической независимости предприятия.

Система органов, регулирующих предпринимательскую деятельность в России, представлена на рис. 3.

Одним из важных факторов развития предпринимательской деятельности было умеренное промысловое налогообложение. Его положительное значение состояло в необременительности начисляемых налоговых сумм и отсутствии заметного влияния на цены производимой продукции.

Успех предпринимательской деятельности в значительной мере определялся взаимоотношениями между предпринимателями и наемными работниками, которые регулировались Уставом о промышленном труде[ 24 ].

Устав о промышленном труде позволял при соблюдении взаимных прав, обязанностей и интересов не допускать или на законном основании разрешать конфликтные ситуации между предпринимателями и наемными рабочими, а следовательно, способствовал взаимовыгодной производственной деятельности.

Устав включал четыре раздела:

1. О надзоре за промышленными предприятиями.

2. Об условиях труда на промышленных предприятиях.

3. О взысканиях за нарушения постановлений о промышленном труде и о порядке производства дел по сим нарушениям.

4. О видах обеспечения рабочих и служащих в промышленных предприятиях.

 

Комитеты торговли и мануфактуры в городах и местностях
  Совет торговли и мануфактур
Министерство торговли и промышленности
- наделялись властными и распорядительными полномочиями;

- изыскивание мер на пользу торговли и промышленности;

- разъяснение вопросов по делам управления;

- совещательный орган;

- обсуждение проектов законодательных решений;

- выработка рекомендаций по вопросам устройства и содержания фабрик;

- составление обзоров о положении дел и о ходе торговли и промышленности;

- совещательные органы;

- разработка и реализация комплексных программ развития регионов.

 

 

Рис. 3. Органы регулирования предпринимательской деятельности