Положительные и отрицательные стороны городской реформы 1870
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
- рациональная внутренняя организация (разграничение полномочий Думы и управы, инструктирование, судебная ответственность членов Думы); - широкая самостоятельность городского общественного управления; - явилась реальной посылкой формирования в России муниципального права. | - заимствование прусской избирательной системы; - неравенство представителей в Думе; - одновременное выполнение функций председателя Думы городским головой в большинстве случаев (затруднение критики); - недостаточно последовательно был проведен принцип разграничения исполнительной и распорядительной власти. |
Городская реформа явилась крупным шагом вперед по сравнению как с предшествующим периодом, так и с той обстановкой, в которой оказалось городское самоуправление в конце XIX - начале XX вв.
Будучи построено на идее доверия к общественной самостоятельности, оно вывело российские города из спячки и придало им ту силу и значение, о которых лишь мечтали преобразователи XVIII в [ 23 ].
Среди незаурядных государственных деятелей России начала XX в. особо следует выделить С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.
Сергей Юльевич Витте (1849 - 1915) занимал ряд постов в государственной иерархии (губернатор г. Саратова, управляющий Юго-Западной железнодорожной сетью, министра финансов) [ 9 ].
К заслугам С.Ю. Витте финансов истории относят:
- разработку дифференциальных тарифов на железнодорожные перевозки;
- денежную реформу 1897 г. (укрепление курса рубля вследствие понижения золотого содержания рубля до рыночного курса бумажного рубля);
- введение винной монополии в 1894 г., что принесло государству огромную прибыль;
- привлечение западного капитала с помощью конверсий.
Эти преобразования содействовали бурному промышленному подъему 90-х гг. Известность получила и научно - литературная деятельность Витте, представленная в работах «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», «Курс политэкономики», «Самодержавие и земство», «Воспоминания».
Петр Аркадьевич Столыпин (1862- 1911) занимал должности губернатора Гродненской и Саратовской губерний, министра внутренних дел (с апреля 1906 г.), премьер - министра России (с июля 1906 г.) [ 23 ].
Целью реформаторской деятельности Столыпина было преодоление беззакония, коррупции, взяточничества и других неблагоприятных явлений в российском обществе.
Для достижения данной цели Столыпиным был реализован ряд реформ: аграрная, переселенческая, реформа государственного управления, разработка законопроекта о страховании рабочих. Предлагалось осуществление других реформ (железной дороги, образования, почтовых учреждений, армии).
Проект аграрной реформы и его частичная реализация было крупнейшим социально - экономическим преобразованием земельных отношений в России, затронувшим все стороны социальной, экономической и политической жизни России и благотворно отразившимся на ее поступательном развитии.
Переселенческая реформа повлекла за собой рост показателей эффективности сельского хозяйства и укрепление обороны страны.
В результате реализации реформы государственного управления предполагалось расширение самостоятельности областей Российской империи, использование принципа децентрализации в управлении. Проект Столыпина так и не был утвержден.
П.А. Столыпина современники считали выдающимся организатором, прогрессивным реформатором, великим государственным деятелем, потеря которого была тяжелой и для России, и для всех европейских стран.