Краткие выводы
Несмотря на то, что первые примеры осознанного управления относятся к IV тысячелетию до н.э., когда в Самарии и Египте появились централизованные органы власти, менеджмент как наука сформировался сравнительно недавно в период так называемого классического направления менеджмента (XIX - нач. XX вв.).
Формирование фабричных производственных систем поставило перед руководством организаций новые проблемы: оснащение заводов оборудованием, организация управленческих структур, обучение работников, составление графиков сложных технологических процессов, забастовки и др. Менеджеры индустриальной Америки искали и находили возможные пути решения этих проблем.
Эволюцию менеджмента можно рассматривать как историю возникновения и развития различных школ и подходов в управлении.
Учения об управлении условно можно разбить на три группы: «одномерные», «синтетические», новейшие исторические тенденции в управлении.
«Одномерные» учения концентрируют внимание на решении одной из проблем управления: задачи, люди, организация управленческой деятельности. К ним относятся классическое направление менеджмента (школа научного управления), основанная Тейлором, концепция бюрократических организаций, выработанная Вебером, концепция административных принципов Файоля) и гуманистическое направление (концепция человеческих отношений,человеческих ресурсов, бихевиористское направление).
«Синтетические» учения об управлении рассматривают управление организацией во всем его многообразии. К таким учениям можно отнести следующие направления: менеджмент как наука, теория систем, ситуационный подход.
И наконец, динамическое развитие экономической, политической и социальной среды потребовали новых подходов к управлению. Возникли такие концепции менеджмента, как управление тотальным качеством, обучающаяся организация.
Тест 1
1. Чему было уделено основное внимание представителями школы человеческих отношений:
1) разработке основ научной организации трудовых процессов;
2) изучению влияния межличностных отношений на деятельность организации;
3) изучению структуры потребностей;
2. Кто из ученых- управленцев является представителем школы научного управления:
1) Мэйо;
2) Ганнт;
3) Герцберг;
4) Файоль;
3. Кто разработал теорию администрации:
1) Тейлор;
2) Маслоу;
3) Файоль;
4) Ганнт;
4. Кто разработал концепцию бюрократических организаций:
1) Эмерсон;
2) Гилбрет;
3) Маслоу;
4) Вебер;
5) Урвик;
5. Кто из ученых-управленцев разработал систему оперативного управления:
1) Тейлор;
2) Ганнт;
3) Гилбрет;
4) Эмерсон;
6. Кто считал необходимым разрабатывать гибкие, ориентированные на внешние изменения программы действий:
1) Тейлор;
2) Гилбрет;
3) Файоль;
4) Мэйо;
5) Урвик;
7. Кто является представителем бихевиористского подхода в управлении:
1) Маслоу;
2) Тейлор;
3) Файоль;
8. Выделите принципы управления Файоля:
1) дисциплина;
2) диспетчирезация;
3) нормирование;
4) единоличие;
5) иерархия;
6) учет;
9. Кто разработал функции управления:
1) Тейлор;
2) Ганнт;
3) Файоль;
4) Маслоу;
5) Форд;
10. Кто разработал четырнадцать принципов производительности труда :
1) Тейлор;
2) Файоль;
3) Эмерсон;
4) Маслоу.
11. Кто разработал первую дифференциальную систему оплаты труда :
1) Ганнт;
2) Тейлор;
3) Эмерсон;
4) Мэйо;
12. Постулатов какой школы управления придерживался Форд:
1) школы научного управления;
2) административной школы управления;
3) школы человеческих отношений;
4) школы поведенческих наук;
13. Какой принцип управления в большей степени использовался в компаниях Форда:
1) стратегическое управление предприятием;
2) человек - основной объект управления;
3) принцип социальной ответственности менеджеров;
4) перевод производства на машинные способы;
14. Какова сущность концепции управления « новая школа »:
1) использование системного подхода;
2) использование количественного подхода;
3) учет межличностных отношений в управлении.