Новые исторические тенденции менеджмента

Рост уровня международной конкуренции, активизация процессов глобализации оказали влияние на деятельность многих компаний. Основными принципами деятельности стали повышение стандартов качества, эффективности, снижение уровня издержек, увеличение скорости реакции на внешние изменения, повышения уровня обслуживания, постоянные инновации.

Возникла потребность в изменении подходов к управлению, обозначились тенденции менеджмента: наделение работников властью, вовлечение их в процесс принятия решений, ориентация на групповую работу, управление тотальным качеством, возникновение обучающихся организаций.

Управление тотальным качеством (комплексное управление качеством) включает в себя методы менеджмента, направленные на представление потребителям возможности приобретать наиболее качественные продукты, когда качество рассматривается как основной приоритет всеми сотрудниками, всеми функциями внутри компании.

В управлении качеством выделяют четыре основных элемента:

1) вовлечение работников;

2) фокусирование внимания на покупателях;

3) контрольные сравнения - сопоставление достигнутых результатов с достижениями конкурентов и использование полученных данных для усовершенствования своих методов работы. Сравнению подвергаются товары, услуги, принципы ведения бизнеса. Конечная цель контрольных сравнений - повышение эффективности деятельности организации;

4) постоянные усовершенствования - проведение небольших постепенных изменений во всех сферах деятельности организации [ 6, с. 72 ].

Внимание к качеству всех процессов и постоянные усовершенствования – неотъемлемые атрибуты обучающейся организации. Глобализация, многообразие рабочей силы, обострение конкурентной борьбы изменяют как саму природу работы менеджера, так и маршруты его продвижения по карьерной лестнице. Изменения требуют от менеджеров развития организационных способностей к обучению, компании обращаются в обучающиеся организации. Единой модели такой организации нет, это философия, это отношение к организации и роли ее сотрудников. Каждый их них может принять участие в определении и разрешении проблем. Это позволяет постоянно экспериментировать, совершенствоваться, использовать вновь открывающиеся возможности. Все организационные усилия направлены на повышение качества товаров и услуг. В обучающейся организации основной упор делается на команды и системы, а не на иерархию.

К основным признакам обучающейся организации можно отнести:

- менеджеры, занимающие высшие посты, должны быть лидерами, видение будущего которых разделяют все сотрудники. Такие менеджеры разрабатывают миссию, цели и базовые культурные ценности, формирующие поведение и отношение работников у труду;

- единственный способ существования компании в высокотурбулентной внешней среде - наделение властью сотрудников всех организационных уровней. Сотрудники не только наделяются властными полномочиями. Менеджментом должен быть осознан и раскрыт потенциал сотрудников;

- более эффективными становятся новые, более плоские структуры управления, которые обеспечивают поддержку самоуправляемых конкурирующих команд, включающих представителей разных отделов и разных уровней управления;

- ключ к успеху рабочих команд - взаимообмен информацией. Данные о бюджетах, прибылях и расходах открыты для всех. Это способствует формированию в организации атмосферы доверия, чувства принадлежности компании;

- планирование продвижения менеджеров по служебной лестнице превращается в бессмысленное задание. Менеджеры перемещаются в горизонтальном направлении чаще, чем в вертикальном. В плоских организациях особо ценятся сотрудники, умеющие работать над реализацией проектов [ 6, с. 40-41 ].