Синтетические учения об управлении

После Второй мировой войны возникла необходимость во внедрении более сложных методов руководства, так как появились новые чрезвычайно сложные проблемы поддержания благосостояния всего мира. Менеджмент стал рассматриваться как наука («новая школа»).

Основные положения «новой школы» разработали Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, Н. Джорджесску – Реган, Р. Калман, Л. Клейн, Р.Люс, Д. Форрестер. В принятии управленческих решений широко стали применяться математические и статистические методы и другие количественные дисциплины. Возникла новая концепция менеджмента – исследование операций (использование методов количественного анализа для решения проблем управления).

В «новой школе» сформировалась самостоятельная научная дисциплина – теория управленческих решений, в рамках которой разрабатываются методы математического моделирования процессов выработки решений, алгоритмы выработки оптимальных решений, количественные прикладные и абстрактные математические модели экономических явлений. Относительно новой областью менеджмента являются управленческие информационные системы, призванные своевременно и эффективно обеспечивать менеджеров необходимыми сведениями.

Особенно актуальны эти методы стали при развитии децентрализации в экономике, стратегического управления, прогнозировании деятельности фирм и др.

«Одномерные» учения об управлении имели один основной недостаток – отсутствие комплексности исследования проблем организации. Это и было причиной возникновения школы «социальных систем» или системного подхода в управлении.

Представителями данной школы являются П. Дракер, Д. Моуч, Г. Саймон, А. Этциони и др.

С позиций системного подхода организация рассматривается как многоплановое явление, связывающее в единое целое цели, ресурсы и процессы, протекающие в организации и вне её. При этом в управленческой деятельности должно учитываться влияние множества внутренних и внешних факторов, а также системный эффект, выражающийся в том, что целое всегда качественно отличается от простой суммы составляющих их частей [ 17 ].

Питер Дракер, профессор Нью - Йорского университета, а затем профессор Высшей школы Кларемонт в Калифорнии, автор многих книг по управлению, первым создал систематизированное учение об управлении. Его имя связывают с преодолением кризиса в компании «Форд», с внедрением в «Дженерал электрик» системы децентрализованного управления и др.

Дракер выдвинул концепцию управления по целям (50-е гг. ХХ в.) До этого внимание менеджеров было сконцентрировано на функциях и процессе управления. Идея Дракера о том, что управление должно начинаться с выработки целей, а потом переходить к формированию функций, системы взаимодействия и процесса, в корне перевернула логику управления.

Дракер критически относился к идеям школы человеческих отношений, бихевиористским идеям, т.к. главной задачей менеджмента, по его мнению, является повышение производительности труда работников, достижение экономических результатов, а не создание «радости для работников».

Главной и самой важной своей идеей в области управления Дракер считал идею самоуправляющегося трудового коллектива (избрание органа из рабочих и служащих для решения социальных вопросов, что, несомненно, должно повысить ответственность персонала за деятельность предприятия). П. Дракер выдвинул также идею об исключительной роли и исключительном значении профессиональных менеджеров, которые являются основой бизнеса и должны играть ведущую роль в развитии современного бизнеса и современного общества [ 4, с. 55 ].

Методы системного анализа были впервые разработаны и применены в США для отбора и планирования систем вооружения, позже - в государственных учреждениях и крупных фирмах США.

Системный анализ включает:

- анализ и описание принципов работы и построения системы;

- анализ особенностей элементов систем, их взаимосвязей;

- установление сходства и различия изучаемой системы и других систем;

- перенос свойств модели на свойства изучаемой системы.

Системный подход может быть использован в следующих типичных ситуациях: выявление и четкое формулирование проблемы в условиях неопределенности, выбор стратегий исследования и разработок, выявление целей развития и функционирования системы, выявление функций и состава системы.

Итак, системный подход позволяет устранить недостаток подходов различных школ управления - акцентирование внимания на каком - то одном важном элементе. Системный подход позволяет проводить анализ не в отдельности, а в определенной связи элементов.

Среди «синтетических» учений об управлении заметное место занимают ситуационные теории, суть которых заключается в том, что результаты одних и тех же управленческих воздействий и в одних и тех же ситуациях могут существенно отличаться друг от друга. Следовательно, при управлении необходимо учитывать особенности сложившейся ситуации. Ситуационный подход основывается на принципе конкретных обстоятельств, когда возникшие в определенный момент времени в организации факторы рассматриваются как уникальные. В каждом случае нужно принять решение о применении наиболее эффективных воздействий. Главное, что нужно сделать менеджеру - идентифицировать основные характеристики сложившейся ситуации.

Методология ситуационного подхода состоит из следующих этапов:

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность; он должен понимать процесс управления, индивидуальное и групповое поведение, системный анализ, методы планирования и контроля, количественные методы принятия решений.

2. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия от применения каждой конкретной методики.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию, выделить наиболее важные факторы, предвидеть эффект, который может повлечь за собой устранение одной или несколько переменных.

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы.

Одной из наиболее популярных в 80-е годы системных концепций управления является теория «7 - S», разработанная исследователями- консультантами Томасом Питерсом, Робертом Уотерманом, Ричардом Паскалем, Энтони Атосом. Суть данной теории заключается в следующем: эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных шести.

Ключевыми составляющими являются:

- стратегия - планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей;

- структура - внутренняя композиция организации, состав подразделений, их иерархическая субординация и распределение власти;

- системы- процедуры и процессы, протекающие в организации;

- штат- ключевые группы персонала организации;

- стиль- способ управления, организационная культура;

-квалификация - отличительные возможности ключевых людей в организации;

- разделенные ценности- смысл и содержание основных направлений деятельности.

return false">ссылка скрыта

Эффективной является организация, в которой менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему из семи составляющих [ 4, с. 55 ].

Несмотря на то, что ситуационный подход нашел признание, многие ученые- управленцы пытались найти универсальный подход управления. Эти идеи были особенно популярны в 50-60 гг. В 1981 г. американский профессор Уильям Оучи выдвинул теорию «Z», основанную на японском опыте управления.

Данная концепция основана на положении о том, что человек - это основа любой организации, от которого в первую очередь зависит успех организации.

Элементы теории «Z»:

- долгосрочный наем кадров;

- групповое понятие решений;

- индивидуальная ответственность;

- медленная оценка кадров и умеренное продвижение;

- неопределенный, неформальный контроль четкими формализованными методами;

- неспециализированная карьера;

- всесторонняя забота о работниках.