Бихевиористкое направление менеджмента
Бихевиористский научный подход как одна из областей гуманистического менеджмента предполагает использование научных методов и исследований для изучения поведения людей. Данное направление основывается на социологии, психологии, антропологии, экономике и других дисциплинах.
Главная задача приверженцев бихевиоризма – идентификация и анализ движущих мотивов поведения работника и его взаимодействия с другими людьми в организационной среде.
К данному управленческому течению относились такие ученые как В.Д. Скотт, М.П. Фоллет, Ф. Герцберг, Лайкерт, Д. Карнеги, Р.А. Маккензи, М. Вудкок, М. Смолл, М.А. Робер, Ф. Тильман,упомянутые нами ранееА. Маслоу и Д. Мак - Грегори др.
Преподаватель Северо–Западного университета (г. Чикаго) Вальтер Дилл Скотт(1869- 1955) выступал за то, что менеджеры должны смотреть на рабочих не только сквозь призму их экономических интересов, но и социальных, с точки зрения общественного признания их заслуг, включения их в группы т.п.
Известный теоретик менеджмента Мэри Паркер Фоллет (1868- 1933) считала, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формальных взаимодействий с рабочими, быть менеджером, признанным рабочими, а не опирающимся на должностную власть.
По мнению М.П. Фоллет, менеджмент - это «искусство добиваться результатов посредством действий других». Менеджер должен исходить из ситуации и управлять в соответствии с тем, что диктует ситуация, а не с тем, что предписано функцией управления [ 4, с. 46-47 ].
Элементы бихевиористского подхода можно обнаружить в любой компании. В соответствии с данным подходом отношения современных менеджеров к стратегии и структуре организации было во многом сформировано влиянием социальных и экономических факторов. Психология же определяет такие аспекты деятельности менеджеров, как мотивация, коммуникация, лидерство, общие принципы управления людьми.
Многие концепции менеджмента возникли и развивались под влиянием бихевиористского научного подхода, хотя в этой сфере много неразработанных вопросов. Многие проблемы, имеющие место в практической жизни, не получили теоретического обоснования. Например, в теории управления практически не учитывается деление работников по темпераменту, не изучены специфические возможности коллектива в зависимости от вероисповедания, возраста, пола, образования. Поведенческая школа носит скорее эмпирический, чем теоретический характер.
Итак, представители поведенческого подхода в управлении считали, что предметом психологии является не сознание, а поведение как реакция на воздействие среды, что правильное применение науки о поведении всегда приводит к повышению эффективности. Хотя очевидно, что в практической деятельности политика человеческих отношений эффективна для отдельных людей и только в определенных ситуациях.