ВВЕДЕНИЕ

Министерство образования Российской Федерации

Хабаровская государственная академия экономики и права

Кафедра экономики предприятия и менеджмента

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА И ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Часть I. История менеджмента

Учебное пособие

 

 

Хабаровск 2002

ББК У9 (2) 21

Н 63

 

Основы менеджмента и история менеджмента. Часть I. История менеджмента: Учебное пособие / Сост.: Л.А. Никонорова. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2002.

 

Рецензенты: Е.Б. Любаева, Т.Н. Бондаренко

 

 

Утверждено издательско-

библиотечным советом

академии в качестве учебного

пособия для студентов

 

 

© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2002

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..…………… 4

 

Эволюция зарубежного менеджмента.

1.1. Истоки менеджмента. Возникновение и развитие школы научного управления. ….6

1.2. Классическая административная школа управления. ……...………………………..13

1.3. Концепция бюрократических организаций. …………………...……………………. 18

1.4. Гуманистическое направление менеджмента. Школа человеческих отношений. ...19

1.5. Концепция человеческих ресурсов. …...……………………………………………. 20

1.6. Бихевиористское направление менеджмента. ……………………...……………….. 22

1.7. Синтетические учения об управлении. …………………………...…………………. 22

1.8. Новые исторические тенденции менеджмента. ………………………...……………25

1.9 Тесты к разделу 1. ……………………………………………………………………....27

 

Эволюция российского менеджмента в дореволюционный период.

2.1. Развитие управления в России в XVII – XVIII вв. …………………...………………29

2.2. Развитие управления в России в XIX- начале XX в. ………………………….……..32

2.3. Государственное регулирование экономики Российской империи ...………………36

в конце ХIX- начале ХХ в.

2.4. Тесты к разделу 2. ……………………………………………………………………...40

 

Развитие управленческой мысли в России в послереволюционный период.

3.1. Развитие управления в России в 20-30 гг. XXв. …………………………………...…43

3.2. Развитие управления в СССР в послевоенный период. ………………………...…...51

3.3. Реформы управления экономикой 1965 г. и 1979 г. ………………………….……...52

3.4. Управление в России в период перестройки. ………………………………...………55

3.5. Тесты к разделу 3. …………………………………………………………………….. 58

 

Ответы……………………………………………………………………………………...60

4. Задания к зачету по дисциплине……………………………………………...………61

Итоговый тест……………………………………………………………………………...61

 

Индивидуальные задания………………………………………………………………..64

Заключение …………………………………………………………………………………65

Глоссарий …………………………………………………………………………………..66

Именной указатель……………………………………………………………….……….67

Библиографический список………………………………………………………..…….68

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Любая деятельность человека имеет свою историю. Без знания истории трудно правильно подойти к решению современных проблем и выявлению перспективных тенденций. Именно исторические исследования позволяют избежать допущенных когда - то в прошлом ошибок, а некоторые некогда найденные, но со временем забытые решения тех или иных проблем могут быть использованы в настоящем.

Интерес к истории вмещает в себя понятия более ёмкие, чем немедленная «практическая польза», более сложные, чем просто любовь к старине. Интерес к истории представляет собой также нравственную категорию, позволяющую человеку представлять свою жизнь продолжением жизни предыдущих поколений, сознавать свою ответственность перед поколениями будущего.

Общее размышление об истории имеет актуальное значение и в понимании истории управления, в т.ч. одного из его современных типов – истории менеджмента. Наука об управлении в настоящее время утвердилась как особая область знаний, оформилась в основных концептуальных положениях. Ее дальнейшее развитие и практическое использование во многом определяется знанием истории.

Анализ исторических тенденций имеет огромное значение для всех руководителей. Многие компании (Polaroid, Warner Brothers и др.) специально обращались к ученым- историкам с просьбой проанализировать прошлое организаций. Основатель компании Hewlett- Packard Дэйв Паккард утверждал, что « знание истории является одним из основных инструментов развития компании».

Изучение менеджмента предполагает не столько ознакомление с фактами и современными концепциями, сколько получение навыков оценки перспектив, тенденций развития. Изучение истории менеджмента - это не только упорядочивание в хронологическом порядке давно свершившихся событий, но и понимание влияния социальных общественных сил на деятельность организаций в динамике, обучение стратегическому мышлению, умению взглянуть на происходящее со стороны, улучшение концептуальных навыков.

Развитие управления определяется развитием производства и экономики. Именно практика обнаружила потребность больше внимания уделять управлению. Преставление о роли и месте управления организаций, о содержании и методах управленческой деятельности неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемый в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации. Менялась практика управления - изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следователя за практикой менеджмента. Более того, выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления и новые подходы к осуществлению управления, обычно знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике управления.

Развитие менеджмента в западных странах - наиболее разработанная часть истории менеджмента. Но она не отражает всех тенденций развития управления, так как менеджменту присущи как общие черты, так и национальные особенности, обусловленные культурой, уровнем экономического развития, природными и этническими особенностями существования человека.

Незнание истории отечественной управленческой мысли нередко порождает преувеличенные, излишне восторженные представления о достижениях западного менеджмента.

Отечественные ученые выдвинули и обосновали идеи не менее плодотворные, чем концепции их зарубежных коллег, поэтому нельзя игнорировать собственное историческое наследие.

Итак, изучение истории менеджмента имеет важное научное и практическое значение, влияет на перспективы и тенденции развития управления экономики и всего общества в целом.

Исследование истории управления позволяет найти ответы на вопросы:

- когда возникло управление;

- как развивалось управление;

- какие факторы влияли на развитие теории и практики управления;

- как изменения, происходящие в управлении, влияли на самого человека, его производственную деятельность и общество в целом;

- каковы особенности развития зарубежного и российского менеджмента.

«История менеджмента» является первым разделом комплексной учебной дисциплины «Основы менеджмента и история менеджмента». Для ее изучения необходим соответствующий уровень знаний по дисциплинам «История экономики», «История России», «История экономических учений» и др. Учебное пособие предназначено для студентов специальности 061100 «Менеджмент организации», обучающихся с использованием дистанционных технологий.