Характеристика детей с умственной отсталостью.
1. Недоразвитие познавательных процессов.
Дети с умственной отсталостью меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании.
Известный исследователь Сеген говорил: олигофрен ничего не знает, не может и не хочет.
Их опыт крайне беден. Они имеют неполное, иногда искаженное представление об окружающей действительности. Новый материал усваивается только после многочисленных повторений.
2. Восприятиечасто страдает из-за снижения слуха, зрения, недоразвития речи. Но и в случае сохранности анализаторов нарушена обобщенность восприятия.
Восприятие характеризуется замедленным темпом – требуется больше времени, чтобы воспринять картинку, текст. Из-за умственного недоразвития с трудом выделяют главное, не понимают внутренних связей между частями, персонажами.
Восприятие недостаточно дифференцировано. При обучении это проявляется в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т.п.
Характерна узость объема восприятия. Умственно отсталые дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал.
Нарушена избирательность восприятия. Восприятие недостаточно активно; пассивность восприятия заключается в том, что дети не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать картинку, им требуется постоянное понуждение. Поэтому снижается возможность дальнейшего понимания материала. Восприятием умственно отсталого ребенка необходимо управлять; в учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание.
Умственно отсталые дети испытывают трудности восприятия пространства и времени, что мешает ориентироваться в окружающем:
-Часто даже в 8-9 лет не различают правую и левую стороны, не могут найти свой класс, туалет, столовую в школе;
-ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года.
-Дети плохо распознают отношения событий во времени и пространстве; понятия «раньше», «позже», «правее», «левее» улавливаются ими с трудом.
Умственно отсталые дети значительно позже своих нормально развивающихся сверстников начинают различать цвета; особую трудность представляет различение оттенков цвета.
3. Мышление. Мыслительные процессы тугоподвижны и инертны.
Абстрактное мышление не развивается вообще, дети остаются на уровне конкретных понятий. Понятия чаще обобщают несущественные признаки предметов и явлений. Большие трудности представляет понимание отвлеченных связей, не основывающихся на непосредственном восприятии, а также последовательности событий.
Дети не понимают причинно-следственных связей между предметами и явлениями, им доступно понимание связей между явлениями, основанное на наглядном опыте.
Слабость логического мышления проявляется в низком уровне развития обобщения и сравнения предметов и явлений по существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор, в неумении оперировать родовыми и видовыми понятиями.
Все мыслительные операции недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты:
Анализ проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части, затрудняются определить связи между частями предмета.
Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в них отдельные части, дети не устанавливают связи между ними, а, следовательно, затрудняются составить представление о предмете в целом.
Не умея выделить главное в предметах и явлениях, проводят сравнение по несущественным признакам, а часто – по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее – в отличающихся.
Н-р, сравнивая ручку и карандаш, говорят: «Похожи тем, что длинные, и еще у них кожа одинаковая».
Обычное задание для младших школьников: сравнить 2 сходных предмета по величине, объему, весу – дебильным ребенком не выполняется. Для того, чтобы добиться положительного результата, нужно оба предмета дать ему в руки, приложив их один к другому.
Легче воспринимают сходство предметов, чем их различие в силу слабости дифференцировочного торможения. Прежде всего, усваивают сходные и наиболее конкретные признаки предметов, н-р, их назначение. Чтобы перейти от такого наглядно-действенного обучения к наглядно-образному, оперирующему не самими предметами, а представлениями о них, требуется несколько лет.
Мышление некритично - невозможность самостоятельно оценить свою работу; они часто не замечают своих ошибок. Особенно ярко это проявляется у имбецилов – они не понимают своих неудач, довольны собой, своей работой.
Слабая регулирующая роль мышления: обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. Решая задачу, дети часто подменяют задачу нецеленаправленной манипуляцией исходными данными.
Темп мышления замедлен, отсутствует возможность переноса усвоенного способа действия в новые условия.
Недоразвитие мышления сказывается на развитии других познавательных процессов. Из-за нарушения аналитико-синтетической деятельности мозга в восприятии, внимании, памяти страдают функции обобщения и отвлечения. В эмоционально-волевой сфере это проявляется в недостаточности сложных эмоций и произвольных форм поведения.
4. Память.Дети с умственной отсталостью лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки.
Труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание. Слабость памяти проявляется не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько в трудностях ее воспроизведения, т.к. воспроизведение – процесс, требующий волевой активности и целенаправленности.
Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Дети испытывают наибольшие трудности при воспроизведении словесного материала.
Слабо развита опосредованная, смысловая память.
Особенность памяти умственно отсталых детей – эпизодическая забывчивость, которая связана с переутомлением нервной системы из-за ее общей слабости.
Чаще, чем у нормальных сверстников, у умственно отсталых наступает состояние охранительного торможения.
Испытывают трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений. Представления характеризуются недифференцированностью, фрагментарностью.
5. Воображениеотличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью из-за бедности жизненного опыта, несовершенства мыслительных операций.
6. Речь. Недостатки развития речи имеют своей физиологической основой нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами.
Недостаточное восприятие и понимание речи окружающих связано с медленно развивающимися условными связями в области речеслухового анализатора (долго не различают звуки речи, не дифференцируют слова окружающих). Т.к. развитие речевой моторики, так же как и общей, замедленно, запаздывает развитие артикуляционных движений.
Страдают все стороны речи – фонетическая, лексическая, грамматическая, семантическая.
У умственно отсталых детей широко распространены фонетические нарушения (от 65 до 85%) по причинам общего познавательного недоразвития, недоразвития речевой моторики (параличи, парезы – частичный паралич рук ног, гиперкинезы – непроизвольные движения) и фонематического восприятия (неразличение фонем), аномалий артикуляционного аппарата (неба, губ, зубов).
Активный словарь гораздо меньше пассивного: речь младших школьников состоит в основном из существительных и обиходных глаголов. Имена прилагательные, наречия, союзы встречаются редко.
Отсутствует дифференциация в обозначении сходных предметов: пальто, шубу, плащ называют словом пальто. Это связано с трудностями различения самих предметов.
Медленно усваиваются закономерности языка, речевые обобщения. У многих детей отсутствуют слова обобщающего характера (мебель, посуда, одежда, фрукты, овощи).
В младшей школе они используют незначительное количество слов, которые обозначают признаки предметов: цвета – красный, синий, зеленый, желтый; величины – большой, маленький; вкуса – сладкий, горький.
Дети испытывают трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, следовательно, наблюдаются различные расстройства письма, трудности овладения техникой чтения.
Снижена потребность в речевом общении.
7. Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью.
В основном недоразвито произвольное внимание, хотя страдает и непроизвольное внимание. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолеть, а, как правило, бросают работу. Если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения.
Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания. Дети не могут сосредоточиться на каком-то одном объекте или виде деятельности.
8. Эмоционально-волевая сфера.
Эмоции недоразвиты: нет оттенков переживаний.
Эмоции неустойчивы: состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех слезами.
Переживания неглубокие, поверхностные.
У некоторых детей эмоциональные реакции неадекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, причем как со знаком «+», так и со знаком «-» (эйфория «+» – повышенное настроение, довольства, которое не соответствует реальности; дисфория «-» – раздражительность, озлобленность со склонностью к агрессии), то выраженного эмоционального спада (апатия).
Для умственно отсталых детей актуальны лишь непосредственные переживания, они часто не могут оценить возможные последствия тех или иных событий и поступков.
Для эмоций, так же как и для мышления, характерна инертность и недостаточная переключаемость.
Волевая сфера характеризуется слабостью собственных намерений, побуждений, большой внушаемостью. В работе умственно отсталые предпочитают легкий путь, не требующий волевых усилий.
В деятельности часто наблюдается подражание, импульсивные поступки, неумение подавлять непосредственные влечения.
Отсутствует самостоятельность, целеустремленность, инициативность. Из-за непосильности требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.