Оформление результатов ОЭЭ.

Результатом проведения ОЭЭ является Сводное заключение экспертной комиссии. Требований к форме и содержанию заключения ОЭЭ‚ установленных нормативными документами, нет. Учитывая, что заключение ОЭЭ приобретает юридическую силу после утверждения органом власти в области ЭЭ, оно должно быть подготовлено с учетом основных требований, предъявляемых к заключению ГЭЭ.

Прежде всего, сводное заключение ОЭЭ готовится на основе индивидуальных заключений экспертов. Сводное заключение должно отражать вопросы правового и процедурного характера, оценку качества проектной документации, оценку допустимости реализации намечаемой деятельности.

Обязательность отражения в сводном заключении правовых и процедурных аспектов диктуется необходимостью проверки проектной документации на соответствие действующим законодательным актам и соблюдение процедурных норм. Очень полезно участие в подготовке заключения ОЭЭ юриста-эколога, который бы хорошо разбирался с природоохранным законодательством и понимал процедурные аспекты разработки проекта. Это связано с тем, что любой проект объекта хозяйственной деятельности готовится с использованием широкого спектра правовых нормативных документов: от федеральных законов до ведомственных инструкций. Кроме того, законы требуют выполнения процедур по оценке намечаемой деятельности на ОС и, в том числе, процедуры согласования проектов с общественностью.

От качества проектной документации зависит экологическая обоснованность всех планируемых решений. Необходимо оценить в сводном заключении ОЭЭ достаточность и достоверность сведений о состоянии компонентов ОС территории, материалов и расчетов для оценки прогнозируемого воздействия на ОС и допустимости реализации проекта.

Оценка допустимости реализации намечаемой деятельности является важной частью сводного заключения ОЭЭ. Она отражает точку зрения всей экспертной комиссии относительно экологической опасности намечаемой деятельности и допустимости ее реализации на основе анализа экологической обоснованности проекта, соблюдения обязательных процедур при подготовке проекта и достаточности планируемых мер по предотвращению последствий, связанных с негативными воздействиями намечаемой деятельности.

Заключение ОЭЭ должно базироваться на аргументах научного, инженерного и юридического характера. Следует избегать доводов, недостаточно обоснованных или эмоционально выраженных, так как это снижает значимость общественной экспертизы и ставит под сомнение выводы ее заключения. Не нужно увлекаться отражением в заключении ОЭЭ в большей степени общественного мнения.

Заключение, основанное только на общественном мнении, окажется не убедительным для органов, принимающих решение о намечаемой деятельности. Ведь, прежде всего, при проведении любой ЭЭ должен быть выполнен объективный и независимый анализ фактов и документов.

Заключение ОЭЭ должно содержать, как и заключение ГЭЭ, однозначные выводы о допустимости или недопустимости реализации проекта намечаемой деятельности. Стремление экспертных комиссий ОЭЭ к выводам запретительного характера, как правило, не приносит положительных результатов для общества. Если основным выводом ОЭЭ является категорическая недопустимость реализации намечаемой деятельности, то целесообразно предложить заказчику детально проработать альтернативные проектные решения. Если все же комиссия считает принципиально допустимой намечаемую деятельность, но необходимо сформулировать замечания по доработке значимых проектных решений. Во многих случаях полезно включить в заключение ОЭЭ предложения по условиям природопользования, как на стадии реализации проекта, так и дальнейшей эксплуатации хозяйственного объекта.

Общественная организация, которая осуществила проведение ОЭЭ, направляет заключение ОЭЭ в орган власти в области ЭЭ, заказчику документации, органам, принимающим решение о реализации объектов ОЭЭ, органам местного самоуправления и может передавать другим заинтересованным лицам. Общественная организация обязана известить население о результатах проведения ОЭЭ, и может опубликовать заключение ОЭЭ в средствах массовой информации.

Если орган власти в области ЭЭ утверждает заключение ОЭЭ, то оно приобретает юридическую силу и становится обязательным для выполнения его требований заказчиком и других заинтересованных лиц. В этом случае руководитель и члены экспертной комиссии ОЭЭ несут ответственность, предусмотренную законодательством об ЭЭ, за достоверность и обоснованность выводов заключения.

Контрольные вопросы

1. На основании чего и при каких условиях проводится ГЭЭ?

2. Каковы сроки проведения экологической экспертизы? От чего они зависят?

3. Перечислите материалы, представляемые для ГЭЭ.

4. За счет каких средств проводится ГЭЭ? Как определяется ее стоимость?

5. Кратко охарактеризуйте порядок проведения ГЭЭ.

6. Каков порядок работы экспертной комиссии ГЭЭ и ее состав?

7. Как оформляется заключение ГЭЭ, в каких случаях оно может быть аннулировано, когда оно приобретает юридическую силу?

8. Каковы особенности организации и проведения ОЭЭ?

9. Опишите проблемы, возникающие при получении материалов от заказчика для ОЭЭ, возможные пути их решения.

10. Как оформляются результаты ОЭЭ?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках принятой (1996) Российской Федерацией Концепции перехода государства к устойчивому развитию и национальной Экологической доктрины (2002) основополагающей целью политики государства в области экологии являются сохранение природных систем (ландшафтов и экосистем), поддержание целостности их жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улуч­шения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности России.

Среди важнейших средств реализации государственной политики в области экологии названы:

– развитие государственного нормирования и контроля качества окружающей среды и установление единых требований к хо­зяйствующим субъектам;

– совершенствование механизма и усиление роли государствен­ной и общественной экологической экспертизы проектов, тех­нологий и государственных программ;

– внедрение оценки воздействия на окружающую среду и ана­лиза ее состояния в масштабах страны и регионов.

Таким образом, одним из механизмов, в значительной мере способствующих достижению этой цели, является экологическое сопровождение хозяйственной или иной намечаемой деятельности. Осуществляясь практически на всех этапах деятельности (предпроектный, проектный и постпроектный), этот механизм способствует принятию управленческих и иных решений, направленных на предотвращение или минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.

Другой важной стороной процесса перехода к устойчивому развитию является привлечение широкого круга общественности к обсуждению экологических проблем, возникающих при проектировании, строительстве, реконструкции или перепрофилировании промышленных предприятий. Тем самым повышается уровень экологической грамотности населения, без которого невозможен переход к устойчивому развитию. Ясно, что этот процесс также невозможен без развития экологического образования, в структуре которого изучение экологической оценки играет немаловажную роль.

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ