Уведомление, первичная оценка и составление технического задания на проведение ОВОС.

Первый этап проведения ОВОС начинается одновременно с разработкой концепции намечаемой деятельности. В процессе проведения ОВОС на этом этапе решаются следующие задачи:

– выявление возможности дополнительной антропогенной нагрузки на ОС данной территории;

– определение допустимых масштабов вовлечения в переработку природных ресурсов и энергии на данной территории;

Таблица 1

Этапы проведения ОВОС

Органы власти Заказчик Исполнитель Общественность
I. Уведомление, первичная оценка и составление ТЗ на ОВОС
1. Анализ вариантов размещения объекта 2. Определение участников ОВОС 3. Резервирование земельного участка 4. Предложения по программе изысканий 1. Уведомление о намерениях органов власти 2. Информирование общественности о намерениях 3. Разработка ТЗ по ОВОС 1. Первичная оценка воздействия на окружающую среду 2. Подготовка материалов для Уведомления о намерениях и ТЗ 1. Ознакомление с информацией по объекту 2. Определение формы участия в обсуждении материалов 3. Предложения по программе изысканий
II. Проведение исследований, подготовка предварительного варианта материалов по ОВОС
1. Согласование программы экологического мониторинга 1. Ознакомление общественности с предварительным вариантом материалов ОВОС 2. Предоставление программы экологического мониторинга на согласование 1. Исследования по ОВОС в соответствии с ТЗ 2. Подготовка предварительного варианта материалов ОВОС 3. Разработка программы экологического мониторинга 1. Обсуждение предварительного варианта материалов ОВОС, проведение общественных слушаний 2. Выработка замечаний и предложений по материалам ОВОС
III. Подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС
1. Проведение ГЭЭ объекта 2. Решение о реализации объекта ОВОС 1. Утверждение окончательного варианта материалов ОВОС 2. Представление материалов в ОЭЭ и ГЭЭ 1. Разработка окончательного варианта материалов ОВОС 1. Проведение ОЭЭ объекта (по желанию общественности) 2. Участие в проведении ГЭЭ

 

– рассмотрение альтернативных путей улучшения экологической обстановки, в том числе за счет уменьшения техногенной нагрузки других источников воздействия;

– формирование проектных предложений по осуществлению намечаемой деятельности;

– составление технического задания на проведение оценки установленного содержания.

Основой разработки концепции намеченной деятельности могут являться схемы размещения и развития производительных сил, схемы размещения и развития отраслей промышленности и другие заменяющие их документы. На стадии разработки концепции намечаемой деятельности учитываются возможности достижения определенных в этих документах показателей в привязке к конкретному объекту, более детально прорабатываются вопросы о возможности воздействия на ОС с учетом динамики фактической экологической обстановки в регионе. Обосновывается необходимость и целесообразность реализации проектного замысла с выявлением, анализом и оценкой реальных альтернатив развития деятельности на данной территории. В концепции обязательно оцениваются альтернативные источники сырья и энергии, вторичные сырьевые и энергетические ресурсы и отходы производства, проводится поиск новых областей применения отходов будущего объекта. Другим ключевым вопросом концепции является обеспечение экологической безопасности, в том числе решение задач локализации и ликвидации последствий аварий и катастроф. Концепция должна предусмотреть оценку технологического уровня проекта и исключить технологические решения, которые могут устареть к моменту окончания строительства объекта. Особое внимание при разработке концепции намечаемой деятельности уделяется оценке прогрессивности решений с учетом возможных изменений технико-экономических показателей, ужесточения отраслевых природоохранных нормативов воздействия на ОС, изменения цен на ресурсы и платежей за загрязнение ОС.

Таким образом, ОВОС начинается, когда заказчик планируемой деятельности формирует предложение по осуществлению какого-либо проекта или программы (концепции намечаемой деятельности). По результатам этого этапа заказчиком готовится «Уведомление о намерениях», которое содержит:

1) предварительный список намерений заказчика по характеру планируемой деятельности, включающий планы предполагаемых действий, предварительную оценку воздействия на ОС и осуществления природоохранных мероприятий, специфику ежегодных планов этих работ, перечень средств обеспечения инфраструктуры и т. д.;

2) перечень реальных и целесообразных альтернатив рассматриваемого проекта (одной из альтернатив обязательно является вариант отказа от осуществления деятельности).

На основании результатов первичной ОВОС заказчик составляет техническое задание на проведение ОВОС. При составлении технического задания заказчик учитывает требования специально уполномоченных органов по охране ОС, а также мнения других участников процесса по их запросам; оно доступно общественности в течение всего времени проведения оценки. Задание является частью материалов по ОВОС.

Местные органы власти и управления после получения от заказчика и рассмотрения «Уведомления о намерениях» выдают (или не выдают) ему разрешение на проектирование и изыскания.

Проведение исследований по ОВОС и подготовка предварительного варианта соответствующих материалов.

Целью второго этапа проведения ОВОС является выявление всех возможных воздействий будущего хозяйственного или иного объекта на ОС с учетом природных условий конкретной территории. Исследования проводятся заказчиком (исполнителем) в соответствии с техническим заданием, с учетом альтернатив реализации, целей деятельности, способов их достижения.

Второй этап проведения ОВОС представляет собой систематизированную обоснованную оценку экологических аспектов проектного предложения на основании использования полной и достоверной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок в соответствии с законодательством РФ,

Исследование включает определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности); анализ состояния территории , на которую может оказать влияние намечаемая деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т. п.); выявление возможных воздействий намечаемой деятельности на ОС с учетом альтернатив; ОВОС деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий); определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценку их эффективности и возможности реализации; оценку значимости остаточных воздействий на ОС и их последствий; подготовку предварительного варианта материалов по ОВОС намечаемой деятельности (включая краткое изложение для неспециалистов) и ряд других вопросов.

return false">ссылка скрыта

Заказчик предоставляет общественности возможность ознакомиться с предварительным вариантом посредством «Заявления о воздействии на окружающую среду» (ЗВОС). ЗВОС состоит из следующих разделов:

1) цель и необходимость намечаемой деятельности;

2) анализ альтернатив;

3) обоснование места и времени реализации намеченной деятельности;

4) ресурсная обеспеченность;

5) анализ технологий;

6) экологическая обстановка на территории;

7) социально-экономические и хозяйственные аспекты;

8) основные характеристики воздействия.

ЗВОС предъявляется для обсуждения заинтересованными сторонами, включая:

– государственные органы власти, управления и контроля;

– профессиональные сообщества;

– экологически ориентированную общественность;

– местное население.

Основная цель ОВОС на 2-м этапе – значимые последствия реализации намечаемой деятельности для разработки мер и мероприятий по предотвращению отрицательных последствий и определения направлений дальнейших исследований по ОВОС.

Подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС.

Целью третьего этапа проведения ОВОС является осуществление корректировки проектов, прошедших стадию ЗВОС.

Подход, предлагаемый к использованию на данном этапе, заключается в поэтапном принятии решений:

1) по проектам, не требующим проведения дополнительных научных исследований;

2) по проектам, требующим лишь незначительных исследований;

3) по комплексным и сложным проектным предложениям, нуждающимся в привлечении обширных научных исследований.

Многие проектные предложения могут рассматриваться по аналогии с уже имеющими место на выбранной территории или на территории со сходными природными условиями. В таких случаях применяются методы экспертной оценки и аналогий. Анализируется предварительный вариант материалов, и учитываются замечания, предложения и информация, поступившие от участников процесса оценки на стадии обсуждения. В окончательный вариант материалов по оценке должны включаться также протоколы общественных слушаний (если такие проводились).

Заказчиком намечаемой деятельности совместно с разработкой проекта на данном этапе готовится «Заявление об экологических последствиях» (ЗЭП), представляющее документ, содержащий гарантии заказчика обществу о недопущении отрицательных экологических и связанных с ними экономических и других последствий в случае реализации проекта.

ЗЭП рассматривается как отчет разработчика проектной документации о проделанной работе по ОВОС намечаемой деятельности и представляется заказчиком на ГЭЭ в составе проектной документации. ЗЭП оформляется отдельным документом и включает:

1) титульный лист;

2) список организаций и конкретных разработчиков, принимавших участие в проведении ОВОС;

3) основные разделы исследований, выполняемые на всех этапах проведения ОВОС:

– цель и необходимость реализации намечаемой деятельности,

– технологический анализ проектных предложений,

– анализ природных условий территорий и существующей техногенной нагрузки,

– анализ и оценка источников и виды воздействия,

– выявление особо значимых общественных позиций,

– прогноз изменений ОС по экологически значимым позициям;

4) выводы, сделанные на основе научных исследований, изысканий и общественных слушаний ЗВОС;

5) экологические последствия воздействия на ОС, здоровье населения и его жизнедеятельность;

6) обязательства заказчика по реализации мер и мероприятий, изложенных в проектной документации, в соответствии с экологической безопасностью и гарантирующие выполнение этих обязательств на весь период жизненного цикла объекта.

ЗЭП передается заказчиком всем заинтересованным сторонам, участвующим в обсуждении ОВОС, а именно:

– государственным органам власти, управления и контроля;

– общественности и заинтересованным сторонам, осуществляющим контроль за выполнением обязательств, взятых на себя заказчиком при принятии решения о реализации намеченной деятельности.

Окончательный вариант материалов утверждается заказчиком, используется при подготовке соответствующей документации и, таким образом, представляется на ГЭЭ, а также на ОЭЭ (если такая проводится).

4.2. Структура и содержание разделов ОВОС

Различаются два аспекта структуры ОВОС – горизонтальная и вертикальная (рис. 3). Горизонтальная предполагает последовательное рассмотрение всех элементов и факторов, взаимодействие которых ожидается в результате осуществления проекта. Сюда относятся как виды и источники возможного воздействия, так и факторы природной (атмосфера, гидросфера, биота, литосфера) и социальной среды.

Вертикальная структура призвана проанализировать и понять природные (спонтанные) закономерности многочисленных процессов, протекающих в данном регионе, оценить существующий уровень нарушений и изменений, что будет служить исходным фоном для планирования деятельности. Затем на основе этого анализа требуется сделать прогнозные оценки, что и является главной задачей разработки ОВОС. Таким образом, вертикальная структура каждого «горизонтального» раздела ОВОС включает в себя три уровня:

1. Спонтанные особенности и закономерности.

2. Существующее состояние.

3. Прогноз последствий планируемой деятельности.

Горизонтальная структура
Вертикальная структура
Вид / источник воздействия
Фактор окружающей среды
Спонтанные особенности и закономерности
Существующее состояние
Прогноз последствий планируемой деятельности

Рис. 3 Структура основных разделов ОВОС

В каждом разделе рассматриваются как прямые воздействия, так и опосредованные другими факторами, из чего вытекает необходимость использования данных и выводов каждого раздела для всех остальных, чем и достигается комплексность оценок.

ОВОС обязательно должна содержать характеристики вероятности возникновения и тяжести аварий (оценка риска), прогноз их возможных последствий для окружающей среды, а также меры по их ликвидации. Согласно существующим международным соглашениям предусматривается ряд страховок на случай тяжелых аварий, наносящих ущерб окружающей среде. В последнее время страхование предусматривается и для объектов федерального значения, что должно быть отражено в ОВОС. Также при разработке ОВОС необходимо предусмотреть мероприятия по ликвидации объекта по истечении срока его эксплуатации.

Содержание разделов ОВОС определяется приложением 2 к «Положению по ОВОС» 2000 г. Согласно этому документу, материалы ОВОС должны содержать:

1.Общие сведения.

1.1. Заказчик деятельности с указанием официального названия организации, адрес, телефон, факс.

1.2. Название объекта и планируемое место его реализации.

1.3. ФИО, телефон контактного лица.

1.4. Характеристика типа обосновывающей документации: ходатайство (Декларация) о намерениях, обоснование инвестиций, технико-экономическое обоснование (проект), рабочий проект (утверждаемая часть).

2. Пояснительная записка по обосновывающей документации.

3. Цель и потребность реализации намечаемой деятельности.

4. Описание альтернативных вариантов достижения цели намечаемой деятельности, включая предлагаемый и «нулевой вариант» (отказ от деятельности).

5. Описание ОС, которая может быть затронута намечаемой деятельностью в результате ее реализации (по альтернативным вариантам).

6. Описание возможных видов воздействия на ОС намечаемой деятельности по альтернативным вариантам.

7. Оценка воздействия на ОС намечаемой деятельности по альтернативным вариантам, в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий намечаемой деятельности.

8. Меры по предотвращению и/или снижению возможного негативного воздействия намечаемой деятельности.

9. Выявленные при проведении оценки неопределенности в определении воздействий намечаемой деятельности на ОС.

10. Краткое содержание программ мониторинга и послепроектного анализа.

11. Обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и иной деятельности из всех рассмотренных альтернативных вариантов.

12. Материалы общественных обсуждений, проводимых при проведении исследований и подготовке материалов по ОВОС намечаемой деятельности, в которых указывается:

12.1. Способ информирования общественности о месте, времени и форме проведения общественного обсуждения.

12.2. Список участников общественного обсуждения с указанием их ФИО и названий организаций, а также адресов и телефонов этих организаций или самих участников обсуждения.

12.3. Вопросы, рассмотренные участниками обсуждений; тезисы выступлений, в случае их представления участниками обсуждения; протокол(ы) проведения общественных слушаний (если таковые проводились).

12.4. Все высказанные в процессе проведения общественных обсуждений замечания и предложения с указанием их авторов, в том числе по предмету возможных разногласий между общественностью, органами местного самоуправления и заказчиком.

12.5. Выводы по результатам общественного обсуждения относительно экологических аспектов намечаемой деятельности.

12.6. Сводка замечаний и предложений общественности, с указанием, какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком и в каком виде, какие – не учтены, основание для отказа.

12.7. Списки рассылки соответствующей информации, направляемой общественности на всех этапах ОВОС.

13. Резюме нетехнического характера.

Рассмотрим вышеуказанные основополагающие разделы ОВОС, составляющих суть этой процедуры.

Описание альтернативных вариантов достижения цели намечаемой деятельности.

Под альтернативными вариантами понимают взаимоисключающие способы достижения цели. Они могут существенно отличаться по своим техническим и экономическим характеристикам, характеру и масштабу воздействия на окружающую среду. Рассмотрим в качестве примера ситуацию, когда темпы развития экономики региона сдерживаются недостатком электроэнергии. Решить эту проблему возможно мероприятиями по сбережению и более эффективному использованию энергии, строительством электростанции, импортом энергии из другого региона. Кроме того, возможны различные комбинации указанных решений. Включение рассмотрения альтернатив в процесс ОВОС заключается в том, чтобы сделать их оценку и сравнение систематическим и доступным для заинтересованных сторон, а также обеспечить учет экологических критериев при выборе оптимального варианта. Кроме того, рассмотрение альтернатив играет важную роль и в оценке значимости и приемлемости воздействий, что позволяет сравнить уровень воздействий не только с тем или иным стандартом или пороговой величиной, но и с воздействиями при других вариантах осуществления намечаемой деятельности.

Можно выделить следующие основные варианты альтернатив, которые могут рассматриваться в ходе экологической оценки:

1. Отказ от намечаемой деятельности. Рассмотрение этой альтернативы предполагает описание состояния окружающей среды в случае полного отказа от намечаемой деятельности.

2. Принципиально различные подходы к достижению цели. Примером может служить обсуждавшийся выше выбор между мероприятиями по энергосбережению, сооружением электростанции и импортом энергии из другого региона.

3. Различные площадки для осуществления намечаемой деятельности. Воздействия и их значимость в значительной мере зависят от конкретного места ее реализации. Значительная часть конфликтов, возникающих вокруг намечаемой деятельности, связана именно с выбором мест размещения хозяйственного объекта. Поэтому очень важным является своевременное рассмотрение вариантов размещения с участием заинтересованных сторон.

4. Масштаб намечаемой деятельности в значительной мере определяется ее целью, и существенное его изменение может фактически означать отказ от достижения цели. Тем не менее, в некоторых ситуациях могут быть рассмотрены варианты осуществления деятельности, различающиеся по этому показателю. Это может быть, например, выбор между сооружением двух или нескольких полос движения на проектируемом мостовом переходе или автодороги. Варианты размера и емкости полигона для размещения отходов, масштаба предполагаемых работ по разработке полезных ископаемых также могут быть предметом сравнительного рассмотрения в процессе ОВОС.

5. Различные типы производственного процесса и оборудования. Это широкая группа альтернатив, которые могут рассматриваться на различных этапах проектного цикла. С одной стороны, к этой группе можно отнести варианты типа объекта (ГЭС, АЭС или ТЭЦ). С другой стороны, в нее входят и варианты конкретного производственного процесса, реализуемого в одном из цехов.

6. План площадки, размещение и конструкция объектов в некоторой степени определяют воздействие намечаемой деятельности. Так, например, производственные здания могут быть большей или меньшей высоты (с чем связано большее или меньшее визуальное воздействие). Значимость выбросов загрязняющих веществ может существенно зависеть от того, расположен ли цех, вносящий в них основной вклад, ближе к жилым кварталам или дальше от них, или каким образом он расположен относительно розы ветров в районе строительства.

7. Режим функционирования объекта также может влиять на величину и значимости воздействий. Так, режим эксплуатации объекта может предусматривать движение тяжелых грузовиков только в рабочее время или круглосуточно. Время строительства может быть выбрано так, чтобы не создавать препятствий для миграции животных или нереста рыб.

Также следует упомянуть различные варианты смягчения воздействий. Они рассматриваются тогда, когда первоначальный прогноз воздействий уже выполнен, и перед проектировщиками и исполнителями ЭО встает задача их уменьшения или полного предотвращения. К этой группе могут относитьсяствий уже выполнен, и перед проектировщиками и исполнителями ЭО встает задача их уменьшения или полного предотвращения. К этой группе могут относиться как альтернативы, относящиеся к перечисленным выше типам (варианты производственного процесса или режима функционирования объекта), так и варианты специальных мероприятий, например строительство очистных сооружений того или иного типа.

Рассмотренные варианты и решения должны быть увязаны с эколого-экономической оценкой осуществления различных вариантов инвестиционного проекта. Результаты проведения оценки должны сопровождаться экономическими расчетами. При этом следует учитывать затраты на реализацию различных вариантов проекта, компенсационные выплаты, размер платежей и выплат за использование природных ресурсов и сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, затраты на производство и сбыт продукции, на содержание объектов социально-бытовой сферы и другие расходы, связанные с осуществлением намечаемой деятельности. По всем вариантам намечаемой деятельности должна быть рассчитана в соответствии с требованиями нормативных документов экономическая эффективность затрат, связанных с реализацией инвестиционного проекта, а также рассмотрен вариант «отказа от проекта».