Субъекты.

Субъектами ГЭЭ закон определяет государственные органы и экспертные комиссии, а в законе «Об экологической экспертизе» уточняются их полномочия на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, и вводится понятие «специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы» (ст. 13). Таковыми являются: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Минприроды РФ и Федеральная служба по технологическому, экологическому и атомному надзору, которые имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы, и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения ГЭЭ.

Помимо этого, в определении условий природопользования и их согласовании, предшествующем экологической экспертизе, участвуют следующие органы государственного контроля и надзора (на федеральном уровне):

– комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству;

– департамент санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РФ;

– Министерство природных ресурсов РФ (в части геологии и использования недр, а также водных ресурсов);

– Федеральный горный и промышленный надзор России;

– Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности;

– Федеральная служба лесного хозяйства России;

– комитет Российской Федерации по рыболовству;

– департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;

– Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, подчиненная Госкомэкологии РФ.

Закон «Об экологической экспертизе», рассматривая субъекты ЭЭ, впервые определяет понятия «экспертная комиссия ГЭЭ» (ст. 15) и «эксперт ГЭЭ» (ст. 16). Кроме того, этот же закон закрепляет конкретные полномочия в области ЭЭ Президента, Федерального Собрания, Правительства, а также органов судебной власти РФ (ст. 5), определяет вопросы ведения субъектов РФ (ст. 6), а также полномочия, права и обязанности федерального и территориальных специально уполномоченных государственных органов в области ЭЭ (ст. 7 и 8).

В учебно-правовой и другой литературе указывается, что субъектами ЭЭ и ОВОС должны выступать, как правило, не одна, а как минимум три стороны: заказчик, подрядчик (исполнитель) и потребитель.

Заказчиком ОВОС и ЭЭ является уполномоченное физическое или юридическое лицо, которое осуществляет подготовку и реализацию намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Исполнителем работ (подрядчиком)по ОВОС является физическое или юридическое лицо, осуществляющее исследования по ОВОС, подготавливающее материалы ОВОС в составе проектной документации и представляющее их на ЭЭ. Исполнителем ГЭЭ является самостоятельная экспертная комиссия, подобранная территориальным или федеральным органом Минприроды России и утвержденная им, исполнителем ОЭЭ – зарегистрированные в установленном порядке общественные организации (объединения), основным направлением деятельности которых является охрана окружающей природной среды.

Потребителем в данной системе общественных отношений следует считать инициатора деятельности – физическое или юридическое лицо, заявившее о намерении осуществить строительство, реконструкцию, расширение, модернизацию, консервацию или ликвидацию объекта хозяйственной и иной деятельности на конкретной территории и обладающее необходимыми материальными, финансовыми и другими ресурсами. Инициатор деятельности может одновременно быть и заказчиком. Также потребителем ОВОС и ЭЭ является население.

Таким образом, в качестве субъектов ЭЭ и ОВОС можно рассматривать:

– широкую общественность, если и не проводящую ОЭЭ, то хотя бы участвующую в ГЭЭ или при проведении ОВОС в качестве наблюдателей, и представляющую интересы населения;

– работников государственных органов контроля и надзора, а также других организаций и учреждений, выявляющих первичную информацию о нарушениях законов, норм, правил и стандартов в отношении уже действующих объектов ЭЭ или ЭА;

return false">ссылка скрыта

– персонал, работающий на действующих объектах, подлежащих ЭЭ или ЭА.

Объекты ЭЭ и ОВОС, как правило, совпадают. К ним относятся все предплановые (стратегические), предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории РФ, экологические обоснования лицензий и сертификатов и иные виды документации. Также объекты ГЭЭ подразделяются на объекты экспертизы федерального уровня и объекты экспертизы уровня субъектов Федерации в зависимости от уровня значимости объекта.

К предплановым (стратегическим) документам относятся проекты правовых актов РФ и субъектов РФ, а также документы по регламентации хозяйственной деятельности и использования природных ресурсов; материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории РФ и ее субъектов; материалы комплексного экологического обследования участков территорий для придания им правового статуса ООПТ, все виды градостроительной документации.

К предпроектным относятся материалы по обоснованию или выбору земельных участков по размещению (строительству) зданий, сооружений и иных объектов по намечаемой деятельности, а также технико-экономические обоснования объектов намечаемой хозяйственной деятельности.

К проектным материалам относятся проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности.

К материалам экологических обоснований лицензий относятся документы, обосновывающие получение лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую среду.

К материалам экологических обоснований сертификатов относят документацию на новую технику, технологию, материалы, вещества, товары и услуги, подлежащие сертификации и входящие в перечень, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в области ЭЭ.

К иным видам документации можно отнести прочие виды материалов, относящиеся к обоснованию хозяйственной и иной деятельности, реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду.

 

Результатомпроведения ОВОС является пакет материалов и документов, предоставляемый на ЭЭ. Результатом проведения ГЭЭ является заключение, которое может быть положительным или отрицательным. В случае отрицательного заключения заказчик вправе представить материалы на повторную ГЭЭ при условии их переработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в этом заключении.

Контрольные вопросы

1. В чем различие понятий экологическая экспертиза и ОВОС?

2. Охарактеризуйте основные этапы ЭСХД.

3. Перечислите базовые законодательные документы ОВОС и ЭЭ.

4. Являются ли законы в области экологической экспертизы законами прямого действия? Чем дополняется законодательство?

5. Какие документы регулируют ГЭЭ?

6. Какими документами регламентируется реализация оценки воздействия на окружающую среду в России?

7. Что такое экологическое нормирование? Назовите основные виды нормирования.

8. Каковы цели и задачи проведения ОВОС и ЭЭ? В чем их взаимосвязь и отличия?

9. Охарактеризуйте основные принципы ОВОС и экологической экспертизы.

10. Какие государственные органы, юридические и физические лица относятся к субъектам ЭЭ?

11. Что относится к объектам, подлежащим обязательной ЭЭ?

12. В каких случаях и на основании чего проводится повторная ГЭЭ?

Глава 3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ

3.1. Общие экологические требования

Наличие законодательно и административно закрепленных экологических требований к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, собственно эксплуатации, модернизации, консервации и ликвидации предприятий, сооружений обусловливает необходимость их учета, анализа правильности выполнения при проведении ЭЭ и ОВОС. Однако на практике далеко не по всем видам деятельности эти требования реально учитываются, что свидетельствует о недостаточном пока развитии этого экологического регулятора природопользования

Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное неблагоприятное влияние на состояние ОС, закреплены в разделах VI, IV, VII закона РФ «Об охране окружающей природной среды».

Согласно этому закону, разрешать, приостанавливать или запрещать размещение, проектирование, строительство, эксплуатацию и иную хозяйственную деятельность имеют право специально уполномоченные на то государственные органы РФ в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора (далее – госорганы) на основании заключения ГЭЭ.

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию объектов (раздел VI) в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и т. д., которые оказывают прямое либо косвенное влияние на состояние ОС, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, а также предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды. Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление деятельности до устранения недостатков либо полное прекращение деятельности (ст. 40).

3.2. Экологические требования на разных стадиях жизненного цикла объектов хозяйственной и иной деятельности

При размещении (ст. 41 закона «Об охране окружающей среды») предприятий, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований по охране ОС, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов. Должен быть выполнен учет ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий деятельности объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения. Определение мест строительства предприятий, сооружений и иных объектов производится в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса и статьей 11 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и другими нормативно – правовыми нормативно-правовых документов, при наличии положительного заключения госорганов и решения местных органов самоуправления.

Решение о размещении крупных народнохозяйственных объектов принимается соответствующими органами государственной власти Российской Федерации или субъектов в ее составе на основе заключения ГЭЭ.

При технико-экономическом обоснованиипроекта, (ст. 42) проектировании предприятий, сооружений и иных объектов должны учитываться современный уровень научно-технического прогресса и ПДН на окружающую природную среду и предусматриваться надежные и эффективные меры предупреждения, устранения загрязнения окружающей природной среды вредными отходами, их обезвреживание и утилизация, внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий и производств, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, оздоровление окружающей природной среды.

Технико-экономическое обоснование проектов и проекты на строительство предприятий, сооружений и иных объектов проходят ГЭЭ, а при необходимости и ОЭЭ. Проекты, не удовлетворяющие экологическим требованиям, не подлежат утверждению, а работы по их реализации не финансируются.

При строительстве, реконструкции (ст. 43) предприятий, сооружений и иных объектов должны применяться утвержденные проекты, имеющие положительное заключение ГЭЭ, в строгом соответствии с действующими природоохранительными, санитарными, а также строительными нормами и правилами. Нарушение требований Закона, а также требований заключения ГЭЭ влечет за собой приостановление строительных работ до устранения отмеченных недостатков с одновременным прекращением финансирования этих работ.

Запрещается строительство, реконструкция объектов до утверждения проекта и отвода земельного участка. Также не допускается изменение утвержденного проекта или стоимости проектных работ в ущерб требованиям экологической безопасности.

При выполнении строительных работ принимаются меры по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, рекультивации земель и других ресурсов, благоустройству территории и оздоровлению окружающей природной среды.

При вводе в эксплуатацию (ст. 44) предприятий, сооружений и иных объектов учитываются условия выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом и заключением ГЭЭ, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей госорганов (в т.ч. ГЭЭ).

Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня ПДН, средствами контроля за загрязнением окружающей природной среды, без завершения запроектированных работ по охране природы, рекультивации земель, оздоровлению окружающей природной среды. Председатель и члены приемочных комиссий несут персональную ответственность за нарушение порядка приемки объектов в соответствии с законом.

Экологические требования при эксплуатации (ст. 45) предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности (раздел VII) косвенно учитываются в ходе экологических обоснований и ОВОС, а также при проведении ГЭЭ. При проектировании хозяйственных объектов необходимо учитывать правила и меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, обеспечивающие установленные нормативы качества окружающей природной среды. Для этого требуется соблюдение показателей утвержденных технологий, внедрение экологически безопасных технологий и производств, обеспечение надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, планирования мероприятий по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, воспроизводства природных ресурсов.

Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого госорганами. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и согласуются другие условия, обеспечивающие охрану ОС и здоровье человека.

Нарушение установленных нормативов выбросов и сбросов, захоронения вредных веществ и других условий и требований охраны ОС влечет ограничение, приостановление, прекращение деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и здоровью населения с одновременным прекращением финансирования указанной деятельности.

3.3. Экологические требования в различных отраслях хозяйственной и иной деятельности

Экологические требования в сельском хозяйстве (ст. 46 закона «Об охране окружающей среды») аналогичны как при проектировании, так и эксплуатации действующих объектов. И проектировщики, и эксплуатационники обязаны планировать и выполнять комплекс мер по охране почв, водоемов, лесов и иной растительности, животного мира от вредного воздействия стихийных сил природы, побочных последствий применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ, мелиоративных работ и других факторов, ухудшающих состояние окружающей природной среды, причиняющих вред здоровью человека.

Животноводческие фермы и комплексы, предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, поверхностей водосборов водоемов и атмосферного воздуха. Нарушение указанных требований при проектировании, также как и причинение вреда окружающей природной среде и здоровью человека влечет за собой запрет проекта или ограничение, приостановление либо прекращение экологически вредной деятельности сельскохозяйственных и иных объектов в соответствии с заключением ГЭЭ.

Экологические требования при планировании, проектировании, выполнении мелиоративных работ (ст. 47) предписывают принимать все необходимые меры по соблюдению водного баланса, рациональному использованию земель, экономному использованию вод, охране земель, лесов и иной растительности от истощения, затопления, подтопления и предупреждения других вредных последствий для окружающей природной среды.

Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление проектирования, строительства либо эксплуатации этих систем до устранения недостатков или прекращение таких работ после получения соответствующего заключения ГЭЭ с одновременным прекращением финансирования работ.

При размещении, проектировании, строительстве гидроэлектростанций (ст. 48) должны быть полностью учтены реальные потребности в электроэнергии данного региона, рельеф местности для размещения объекта, меры по максимальному сохранению земель и лесов, населенных пунктов, памятников природы, истории и культуры, эффективной охране рыбных запасов, своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа водохранилища, по недопущению отрицательных изменений в окружающей природной среде.

При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации атомных электростанций должны предприниматься меры по обеспечению полной радиационной безопасности окружающей природной среды и населения в соответствии с международными правилами. Запрещается размещение, проектирование, строительство атомных электростанций на территориях с большой концентрацией населения, курортных, рекреационных, лечебно-оздоровительных зон и округов санитарной охраны, в сейсмически опасных зонах, вблизи крупных водоемов республиканского значения, традиционных мест массового отдыха и лечения населения.

При размещении, проектировании и строительстве тепловых электростанций необходимо предусматривать оснащение их высокоэффективными фильтрами и другими средствами для очистки вредных отходов, сбросов и выбросов, использование экологически безопасных видов топлива.

Нарушение указанных требований влечет за собой приостановление проектирования, строительства, работы энергетических объектов до устранения отмеченных недостатков либо прекращение их работы при наличии соответствующего заключения ГЭЭ.

Экологические требования при проектировании, строительстве, реконструкции городов и других населенных пунктов (ст. 49), должны обеспечивать наиболее благоприятные экологические условия для жизни, труда и отдыха населения. Промышленные, транспортные предприятия, сооружения, транспортные магистрали и другие хозяйственные объекты должны размещаться таким образом, чтобы исключить неблагоприятное влияние вредных факторов на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни населения.

При планировании и застройке городов и других населенных пунктов должны предусматриваться санитарная очистка, обезвреживание, утилизация, складирование, экологически безопасное удаление, переработка либо захоронение коммунально-бытовых отходов. В целях охраны окружающей природной среды вокруг крупных городов и промышленных центров, крупных, экологически вредных объектов создаются лесопарковые, зеленые, защитные зоны, изъятые из интенсивного хозяйственного использования, с ограниченным режимом природопользования.

Экологические требования при использовании радиоактивных материалов (ст. 50) касаются как проектирования, так и реализации соответствующих мероприятий, для чего проектировщики, предприятия, организации, граждане обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, использования, утилизации радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений, ядерных материалов), не допускать превышения установленных ПДН радиации. В случаях превышения установленных нормативов немедленно информировать органы, осуществляющие обеспечение радиационной безопасности.

Предприятия, учреждения, организации, граждане, не обеспечивающие соблюдения правил обращения с радиоактивными материалами, на основе заключения ГЭЭ лишаются права реализации проектов или пользования ими либо их деятельность по использованию таких материалов приостанавливается до устранения недостатков. Ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств, затопление, отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и материалов запрещаются.

Экологические требования при использовании химических веществ в народном хозяйстве (ст. 51) учитываются при проектировании и работе многих предприятий, учреждений, организаций. При этом необходимо соблюдать правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве в качестве средств защиты растений, стимуляторов роста, минеральных удобрений, в иных отраслях народного хозяйства, выполнять установленные нормативы их использования и принимать меры к предупреждению вредных последствий их применения для здоровья человека, окружающей природной среды.

Министерством здравоохранения РФ совместно с органами Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ периодически утверждаются списки химических препаратов, разрешенных для применения в сельском хозяйстве, и ПДС остаточных химических веществ в продуктах питания. Применение новых химических веществ, способных оказать прямое или косвенное влияние на здоровье человека, допускается только с разрешения Минздрава России. Запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду, активно воздействующих на организм человека и ОС. Правила охраны ОС в интересах охраны здоровья человека от экологически вредного воздействия химических веществ, применяемых в народном хозяйстве, утверждаются госорганами.

Нарушение указанных правил, создающее угрозу здоровью человека химическим загрязнением ОС, влечет за собой запрещение проектируемых и реализуемых мероприятий по производству, хранению, транспортировке, применению соответствующих химических препаратов по решению госорганов.

Требования охраны ОС от вредного биологического воздействия (ст. 52) необходимо учитывать и соблюдать при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, технологий, оказывающих вредное воздействие на окружающую природную среду. Также должны соблюдаться нормативы предельно допустимых концентраций в природной среде микробов, грибков, вирусов и иных видов микроорганизмов и биологических веществ, которые утверждаются госорганами в области санэпиднадзора.

Должны также обеспечиваться условия для экологически безвредного производства, хранения, транспортировки, использования и удаления микроорганизмов и биологических веществ, разрабатываться и осуществляться мероприятия по предотвращению аварий и катастроф, предупреждению и ликвидации последствий вредного биологического воздействия на ОС, здоровье человека и его генетический фонд. Запрещается применение и разведение биологических объектов, не свойственных природе соответствующего региона, а также полученных искусственным путем, без разработки эффективных мер предотвращения их неконтролируемого размножения.

Наблюдение, учет источников и контроль за уровнем биологического воздействия на окружающую природную среду осуществляются госорганами в области санэпиднадзора. Превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней биологического воздействия на ОС, нарушение порядка производства, хранения, использования биологических видов микроорганизмов и веществ влечет за собой приостановление или прекращение проектирования или работы предприятий, иных объектов, являющихся источниками данного загрязнения (после соответствующей экспертизы).

Требования охраны ОС от шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий (ст. 53) предназначены для предупреждения вредного воздействия и устранения интенсивного производственного шума, вибрации, вредного воздействия магнитных полей и других вредных физических воздействий на окружающую природную среду в производственных, общественных, жилых зданиях, на улицах, во дворах, на площадях городов и других населенных пунктов, в загородных зонах отдыха населения, в местах массового скопления и размножения диких зверей и птиц.

Запрещается превышение нормативов предельно допустимых уровней воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду производственного и транспортного шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий. Меры, гарантирующие соблюдение указанных нормативов, разрабатываются при планировке и застройке городов, других населенных пунктов, проектировании строительства и реконструкции предприятий, цехов, технологических линий, создании и освоении новой техники, реконструкции и проектировании, эксплуатации средств наземного, водного и воздушного транспорта.

Наблюдение, учет источников и контроль за уровнем воздействия на окружающую природную среду физических факторов осуществляются госорганами контроля и надзора. Нарушение указанных нормативов влечет за собой приостановление или прекращение соответствующими госорганами проектирования или работы предприятий, цехов, агрегатов, иного оборудования, эксплуатации транспортных средств, иных источников вредного воздействия шума, вибрации, магнитных полей и других вредных физических воздействий до устранения обнаруженных недостатков.

Требования охраны ОС от производственных и бытовых отходов (ст. 54) также учитываются при планировании, проектировании и осуществлении хозяйственной деятельности. При этом органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные меры по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов, соблюдать действующие экологические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические нормы и правила.

Складирование и захоронение отходов должно производиться в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с госорганами. Запрещается сброс отходов и канализационных стоков в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты.

Захоронение потенциально опасных и особо токсичных отходов также должно производиться с разрешения госорганов. Запрещается размещение токсичных отходов, в том числе отходов атомной промышленности, на территории вблизи городов и других населенных пунктов, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах и иных местах, где может быть создана опасность для здоровья населения и состояния ОС.

Нарушение указанных правил, фиксируемых в выдаваемом разрешении, влечет за собой ограничение, приостановление либо прекращение проектирования и реализации деятельности предприятий и иных объектов.

Существуют специальные экологические требования к военным и оборонным объектам, военной деятельности (ст. 55), которые в полной мере относятся к военным и оборонным объектам, военной деятельности, осуществляемой на территории РФ, к дислокации войск и военной техники (кроме особых ситуаций), точно также как и обычные требования ‑ к проектированию, размещению, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации обычных предприятий, сооружений и иных объектов.

В соответствии с законодательством РФ военные органы обязаны не допускать, а в случае его возникновения ‑ возместить вред, причиненный окружающей природной среде и здоровью человека.

Требованияпо охране озонового слоя Земли (ст. 56) должны соблюдаться как при проектировании, так и при хозяйственной деятельности. Их выполнение обеспечивается:

– планированием и организацией наблюдения, учета и контроля изменения состояния климата, озонового слоя под влиянием хозяйственной деятельности и иных процессов;

– установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние климата и озонового слоя;

– регулированием производства и использования в быту химических веществ, разрушающих озоновый слой; применением мер ответственности за нарушение указанных требований.

В соответствии с международными соглашениями министерства и ведомства, предприятия, учреждения, организации обязаны планировать и сокращать, а в последующем полностью прекратить производство и использование химических веществ, вредно воздействующих на озоновый слой.

Список химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих на состояние озонового слоя Земли, утверждается и контролируется госорганами, о чем сообщается всем министерствам и ведомствам, предприятиям, учреждениям, организациям. Нарушение установленного порядка производства или использования химических веществ, вредно воздействующих на состояние озонового слоя, влечет за собой приостановление либо прекращение проектирования и деятельности предприятий, учреждений, организаций или отдельных цехов, агрегатов, технологических процессов, оборудования (после ГЭЭ).

Требование запрета реализации проектов, существенно влияющих на окружающую природную среду (ст. 57) является одним из наиболее общих и важных экологических требований, касающихся экологической экспертизы. В соответствии с ним запрещается разработка и реализация народнохозяйственных проектов, связанных с нарушением или разрушением высокопродуктивных естественных экологических систем и природного равновесия, неблагоприятного изменения климата и озонового слоя Земли, уничтожением генетического фонда растений и животных, наступлением других необратимых последствий.

Таким образом, все перечисленные выше экологические требования базируются на системе нормирования, регламентируемой в разделе IV закона «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым при нарушении нормативов качества ОС (ПДК, ПДУ и др.), а также нормативов предельно допустимых вредных воздействий ‑ ПДВ, ПДС, ПДН и т.д.) планирование и осуществление выбросов, сбросов и других вредных воздействий на ОС могут быть ограничены, приостановлены или прекращены (после соответствующей ГЭЭ).

Все экологические требования, учитываемые при экологической экспертизе, объединяются в подзаконных нормативно-правовых документах по группам, соответствующим стадиям жизненного цикла объекта экспертизы, к которым относятся:

– разработка самой нормативной документации;

– прединвестиционное обоснование намерений, в т. ч. по размещению объектов на территории (предпроектная стадия);

– обоснования в проектной документации;

– обоснования сертификатов на технику, технологии и материалы; обоснования лицензий разрешений и согласований для различных видов деятельности (послепроектная стадия).

Одним из документов, содержащих наиболее полный свод сгруппированных таким образом экологических требований к обосновывающим документам, является «Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности». Кроме данного документа общего характера существует еще несколько десятков ведомственных нормативных документов, содержащих конкретные экологические и другие, учитываемые при ЭЭ наравне с ними, требования. Перечень этих документов приводится в списке рекомендованной литературы, а также в приложении к Регламенту ГЭЭ и в приложении к приказу Госкомэкологии России от 25.09.97 № 397.

Контрольные вопросы

1. Назовите общие экологические требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которые учитываются при проведении ОВОС и ЭЭ.

2. Каковы требования в области охраны ОС при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов?

3. Каковы экологические требования при проектировании, строительстве и реконструкции зданий, сооружений и иных объектов?

4. Какие требования предъявляются при вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов?

5. Какими экологическими требованиями нужно руководствоваться при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений?

6. С учетом каких специальных требований осуществляется использование радиоактивных и ядерных материалов, в чем их суть?

7. Какие органы власти имеют право приостановить или запретить размещение, проектирование, строительство, эксплуатацию и иную хозяйственную деятельность? Какие причины и решения каких органов являются основанием для этого?

Глава 4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС

4.1. Этапы проведения ОВОС

Национальная политика государства в отношении оценки воздействия на окружающую среду определена в Федеральных законах «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», в положении «Об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» и инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности. Согласно этим документам ОВОС проводится в процессе подготовки материалов по выбору площадки (трассы), технико-экономического обоснования инвестиций и проектов строительства новых, реконструкции, технического перевооружения и расширения действующих народнохозяйственных объектов и комплексов, а также разработке альтернативных вариантов предпроектной, в том числе и прединвестиционной проектной документации.

В соответствии с действующей нормативно-методической базой процесс подготовки инвестиционного проекта включает в себя три основных стадии:

– формирование инвестиционного замысла и подготовку «Декларации о намерениях»;

– обоснование инвестиций (предпроектная стадия);

– подготовку технико-экономического обоснования (проектная стадия).

Подготовка инвестиционного проекта начинается с формирования инвестиционного замысла. По результатам этого этапа заказчик разрабатывает Декларацию о намерениях и представляет ее в органы местного самоуправления. В Декларации должны быть отражены основные цели инвестирования и параметры намечаемой деятельности, в частности, краткие сведения о предполагаемом влиянии намечаемой деятельности на окружающую среду. Форма Декларации о намерениях установлена СП 11-101-95. Декларация является основным документом, на основании которого органы государственной власти и местного самоуправления принимают решения на ранних стадиях подготовки инвестиционного проекта. В Декларации о намерениях должно быть отражено возможное влияние предприятия, сооружения на окружающую среду, включая виды воздействия на компоненты природной среды и возможность аварийных ситуаций. «Рекомендации по экологическому сопровождению» предлагают при подготовке Декларации осуществлять природно-экологическую оценку района размещения объекта. По результатам рассмотрения Декларации о намерениях органом местного самоуправления заказчик принимает решение о разработке предпроектной документации – Обоснований инвестиций. На этом этапе принимаются решения, определяющие облик будущего проекта: обосновываются тип проекта (если возможны принципиально разные альтернативы достижения цели намечаемой деятельности), предварительный выбор места размещения будущего объекта и т. п. В ходе разработки Обоснований инвестиций заказчик взаимодействует со службами местной администрации, органами управления и контроля, получает от них исходные данные и технические условия для проектирования.

Кроме того, на основании разрабатываемых материалов Обоснований инвестиций осуществляется согласование основных характеристик намечаемой деятельности (предпроектных решений) с этими органами. Составной частью этого процесса является согласование условий природопользования. Если речь идет о строительстве нового объекта, согласование намечаемой деятельности с государственными органами осуществляется в процессе предварительного согласования места размещения будущего объекта. Порядок предварительного согласования места размещения объекта регулируется Земельным кодексом РФ. При выборе участка обязательное участие принимают сельские (поселковые) Советы народных депутатов, собственники земли, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, представители соответствующих государственных служб, предприятий, учреждений и организаций, заинтересованных в отводе земель. При этом учитываются экологические и другие последствия предполагаемого занятия земель, перспективы использования данной территории и ее недр. Результаты работы оформляются актом выбора земельного участка для размещения объекта, а в необходимых случаях и его санитарной (охранной) зоны. Сложившаяся практика предполагает создание комиссии, включающей представителей всех согласующих органов, которая и подписывает Акт выбора земельного участка. Окончательное решение о предварительном выделении земельного участка принимает орган местного самоуправления, утверждая Акт. Земельный кодекс также требует от органов местного самоуправления проведения определенных мероприятий по участию общественности.

Для некоторых типов проектов ГЭЭ обоснования инвестиций является обязательной стадией (если это предусмотрено отраслевыми нормативными актами). Так, например, для объектов атомной энергетики такой порядок предусмотрен «Правилами принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения». При наличии необходимых согласований и заключений экспертиз, а также решения о предварительном согласовании земельного участка заказчик утверждает Обоснование инвестиций как основу для разработки проектной документации.

Содержание Обоснования инвестиций должно быть достаточным для проведения необходимых согласований и экспертиз, для принятия решения о выборе земельного участка, а также для принятия заказчиком решения о целесообразности дальнейшего инвестирования. В частности, в его состав входит раздел ОВОС. В соответствии с новым «Положением…», ОВОС должна проводиться на всех стадиях подготовки инвестиционного проекта. Материалы раздела «ОВОС», разрабатываемого в составе Обоснования инвестиций, должны, среди прочей информации, содержать:

• информацию о природных условиях и состоянии компонентов окружающей среды в зоне возможного воздействия объекта, современном и перспективном использовании территории, ее природных и исторических особенностях;

• характеристику намечаемой деятельности, информацию об источниках воздействия;

• предварительную оценку воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, которая, в частности, должна включать:

• оценку изученности территории и достаточности исходной информации о состоянии компонентов природной среды;

• прогнозную оценку изменений в природной среде, а также последствий этих изменений для человека.

Раздел должен содержать предложения по составу природоохранных мероприятий, а также по организации производственного экологического мониторинга. Кроме того, раздел должен включать рекомендации по разработке экологического обоснования на следующем этапе подготовки проекта (в проектной документации), а также, в случае необходимости, предложения по дальнейшему изучению природных особенностей территории.

После получения положительного заключения необходимых экспертиз, в том числе ЭЭ, разрабатывается проектная документация – Технико-экономическое обоснование (ТЭО). Задача ТЭО – детализация решений, отраженных в Обосновании инвестиций, и уточнение основных технико-экономических показателей намечаемой деятельности. Заказчик также обращается в орган местного самоуправления с ходатайством об изъятии предварительно согласованного земельного участка и предоставлении его для строительства объекта. Природоохранные органы выдают заказчику разрешение на комплексное природопользование с указанием видов хозяйственной деятельности, объемов и лимитов на использование природных ресурсов, а также экологических требований, при выполнении которых допускается их использование. Необходимым условием выдачи разрешения является положительное заключение ГЭЭ. На основе этого разрешения между заказчиком и органом местного самоуправления заключается договор на комплексное природопользование.

На следующем этапе подготовки инвестиционного проекта в составе ТЭО разрабатывается раздел «Охрана окружающей среды». Несмотря на название этого раздела, он должен содержать не только описание и обоснование природоохранных мероприятий, но и характеристику окружающей среды и объектов историко-культурного наследия, прогноз изменений в окружающей среде и экосистемах, более детальный по сравнению с разделом ОВОС. В целом, многие выводы раздела «Охрана окружающей среды», согласно Инструкции по экологическому обоснованию, могут рассматриваться как уточнение и детализация выводов раздела ОВОС.

В национальной процедуре ОВОС при непосредственном проектировании намечаемой хозяйственной или иной деятельности выделяются три последовательных стадии (табл. 1):

– стадия разработки технического задания на проведение ОВОС;

– стадия описания исходного состояния окружающей среды и исследований воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду с выявлением экологических социальных, экономических последствий и прогнозов, которая завершается составлением «Предварительных материалов по оценке воздействия»;

– стадия выработки окончательного варианта «Материалов по оценке воздействия».