Тема 5. Создание и государственная регистрация юридических лиц в сфере предпринимательства
1. Порядок создания юридических лиц: распорядительный, нормативно-явочный, разрешительный.
2. Подготовка и утверждение (подписание, принятие) учредительных документов - применительно к отдельным видам юридических лиц. Учредительные документы.
3. Формирование уставного (складочного) капитала, порядок его оплаты.
4. Государственная регистрация юридических лиц. Органы государственной регистрации. Порядок регистрации. Документы, необходимые для регистрации. Основания отказа в регистрации.
5. Момент создания юридического лица. Единый государственный реестр юридических лиц.
Взависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы образования юридических лиц.
Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. Именно в таком порядке в СССР возникало подавляющее большинство государственных предприятий и учреждений. Главенствующая роль государства в системе плановой экономики, его доминирование над гражданским обществом позволяли обойтись без особой процедуры государственной регистрации создаваемого юридического лица. В странах рыночной экономики место распорядительного порядка заступает, как правило, явочный порядок образования юридических лиц. Для него также характерно отсутствие специальной государственной регистрации организаций, которые создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица.
Статья 51 ГК РФ не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно полагать, что распорядительный, а также явочный способы образования организаций в настоящее время в России не применяются.
Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. В СССР в таком порядке создавалось большинство общественных и кооперативных организаций, причем в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК), но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц (в частности, создание объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций) требует согласия федерального антимонопольного органа. То же согласие в ряде случаев требуется для создания или реорганизации юридического лица коммерческой направленности).
При нормативно-явочном порядке для образования юридического лица согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Такой порядок образования юридических лиц наиболее распространен и в России, и за рубежом.
Правовой основой деятельности любого юридического лица наряду с законодательством являются его учредительные документы. Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам.
Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.
Учредительный договор — это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Его можно рассматривать как разновидность договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), хотя существует и мнение о том, что это — самостоятельный договорный тип. Учредительный договор требует обязательной письменной формы (простой или нотариальной) и подписания его всеми учредителями. Если у юридического лица единственный учредитель (гражданин или юридическое лицо), учредительный договор, естественно, не заключается.
Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается учредителями. Однако это отличие не носит принципиального характера и связано лишь с различной процедурой принятия документа. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Как и учредительный договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида (например, первичные профсоюзные организации) или общего устава общественного объединения (это может касаться отделений общественных организаций, являющихся юридическими лицами). Однако это не относится к коммерческим организациям, которые всегда должны иметь собственные учредительные документы.
Содержание учредительных документов в общем виде определяется ст. 52 ГК РФ, а для отдельных видов юридических лиц — в соответствующих разделах ГК РФ и специальных нормативных актах .
Завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом, является государственная регистрация юридического лица. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления. В силу п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
Государственная регистрация юридических лиц. Осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ с изменениями от 23 июня 2003г. В соответствии с этим законом по единым правилам регистрируются и коммерческие, и некоммерческие организации - юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.
В принципе, чтобы создать юридическое лицо, достаточно уплатить госпошлину, подать заявление в налоговую инспекцию с приложением учредительных документов и не позднее пяти рабочих дней получить свидетельство о государственной регистрации юридического лица. Однако на практике принцип «единого окна» пока полностью не выдерживается. Обычно после государственной регистрации юридического лица нужно получить коды статистики, изготовить печать и др.
return false">ссылка скрытаЗакон никак не решил вопрос о возможности регистрировать юридические лица с одинаковыми названиями, поэтому нельзя отказывать в регистрации - даже если уже есть фирма с таким же наименованием и даже с такой же организационно-правовой формой, если нет реальной опасности введения в заблуждение третьих лиц (например, если они занимаются качественно разной деятельностью). Они всё равно будут различаться и по другим параметрам - по местонахождению, по ИНН, по дате регистрации, номерам банковских счетов.
При обращении за государственной регистрацией вновь создаваемого юридического лица заявитель – физическое лицо обязательно предъявляет паспорт. Следует отметить, что в настоящее время в стране значительное количество юридических лиц регистрируется по подлинным или чужим (утерянным, украденным) паспортам. Определенные преграды этому создаются. В Министерстве налоговой службы внедрен программный комплекс для проверки паспортных данных физических лиц в специально создаваемой им федеральной базе утерянных, украденных, недействительных паспортов, паспортов умерших граждан (общее количество таких паспортов по стране измеряется десятками тысяч). Теперь перед регистрацией юридического лица паспорта физических лиц, представивших документы на регистрацию юридического лица, предварительно проверяются по базе данных, причем в рамках России в целом, а не только, например, в пределах Омской области, если юридическое лицо регистрируется в омской области.
Ранее органы УВД тоже проверяли документы учредителей юридических лиц, но уже после государственной регистрации. И предприимчивые жулики иногда успевали зарегистрировать юридическое лицо, после этого за два-три дня провернуть мошеннические сделки, наделать долгов и скрыться. А по фальшивому паспорту найти их весьма проблематично.
Правда, и сейчас можно зарегистрировать юридическое лицо по вполне действительному паспорту какой-нибудь пенсионерки, наделать долгов и исчезнуть, а с заявительницы (она же – официальный учредитель) получить долги вряд ли удастся.
Законом о государственной регистрации регламентируются два тесно связанных между собой круга правоотношений. Это, во-первых, непосредственно вопросы регистрации юридических лиц, а во-вторых, - вопросы ведения Государственного реестра юридических лиц.
Структура Закона складывается из девяти глав, посвященных соответственно: общим положениям; государственному реестру; порядку государственной регистрации; государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации; государственной регистрации изменений учредительных документов и сведений государственного реестра; отказу в государственной регистрации и ответственности, а также переходным положениям.
Государственная регистрация юридических лиц определяется в Законе как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с Законом.
Государственная регистрация преследует цели осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности юридических лиц (в частности, за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконным предпринимательством), проведением налогообложения, получения сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики, предоставления всем участникам гражданского оборота информации о зарегистрированных юридических лицах.
В самом Законе не был решен вопрос о том, какой же орган будет осуществлять государственную регистрацию. Сказано лишь, что это должен быть орган федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" (ст. 2).
Такая нерешительность в четком определении органа государственной регистрации юридических лиц необъяснима в свете предписаний п. 1 ст. 51 ГК РФ, где уже установлено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции.
Регистрационный орган был определен в изданном на основании Закона Постановлении Правительства РФ от 17 мая 2002г. - это Министерство РФ по налогам и сборам как федеральный орган исполнительной власти (за некоторыми исключениями, касающимися в основном некоммерческих организаций, в частности, общественных объединений и политических партий. Непосредственно регистрацией по этому постановлению должны заниматься налоговые органы (инспекции) административных округов - по месту государственной регистрации юридического лица. Раньше этим обычно занимались специально созданные для того Регистрационные палаты.
Министерство по налогам и сборам было избрано в качестве регистрирующего органа на том основании, что, во-первых, это позволит одновременно ставить возникающие юридические лица на налоговый учет, а во-вторых, учитывалось наличие у Министерства по налогам и сборам территориальных подразделений налоговой службы во всех субъектах Российской Федерации, что необходимо для регистрации, (пожалуй, ещё только у Сбербанка есть такая разветвленная сеть территориальных подразделений).