Обучение детей умению задавать простые вопросы и отвечать на них. Формирование разговорной речи в беседе
В работе педагог использует положительные эмоции в качестве стимула речевого общения, сочетание речевой активности с различными видами деятельности (игра, труд, рисование, лепка, конструирование). Для освоения разговорно-диалогической речи необходимо научить детей выслушивать вопросы, реплики собеседника, соотносить с ними свои ответы и высказывания. Педагог следит за грамматическим оформлением ответов, реплик, проводит работу над интонацией, выразительностью речи.
Диалог, разговор следует строить вокруг интересных предметов, по поводу яркого события. Наиболее доступная форма усвоения диалога - игра.
Дидактические игры: «Гуси - гуси», «Светофор», «Зайцы», «Телефон», «Кто умеет?», «Ты куда?», «Давайте знакомиться».
Инсценированные диалоги: «В магазине», «На приеме у врача», «На почте», «Разговор по телефону», «Приглашение в гости».
Чтение шуток и прибауток по ролям. Выяснение смысла.
- Ты конфеты съел?
- Нет, не я.
- А вкусные были?
- Очень.
- Ты что делаешь?
- Ничего!
- А ты что?
- Да ему помогаю.
- Тит, поди молотить!
- Живот болит.
- Тит, поди кашу есть!
- А где моя большая ложка?
Приемы обучения
Ведущий прием - вопрос. Вопросы поискового и проблемного характера требуют умозаключений о связях между объектами: Почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Для чего? Как узнать?
Вопросы стимулирующего характера: Про каких же ребят можно сказать - это друзья?
Простые, репродуктивные вопросы: Где? Сколько? Кто?
Последовательность предъявления вопросов в беседе: сначала репродуктивные для оживления памяти и опыта детей, затем 1 - 2 поисковых вопроса, в заключение -1-2 обобщающих вопроса.
Построение беседы
Начало беседы. Цель - вызвать, оживить в памяти детей впечатления. Используются вопросы-напоминания, загадки, стихи, картины, фотографии, предметы.
Основная часть беседы. Выделяются микротемы, этапы. Например, в беседе «О здоровье» выделены этапы:
1. Свежий воздух (в помещении, на прогулках).
2. Утренняя зарядка.
3. Чистота рук.
4. Закаливание.
Конец беседы. Эта часть кратка, эмоциональна, практически действенна, может содержать пожелания детям к их дальнейшим наблюдениям.