Закрепление продуктивных способов словообразования существительных, глаголов, относительных прилагательных
Примерные задания.
Задание 1. Учить правильно употреблять приставочные глаголы.
а) по демонстрируемому действию;
б) по картинкам.
Задание 2. Составление словосочетаний
доехал остановки
дошел до двери
добежал ручья
побежал | воде | |
поплыл | по | снегу |
пошел | дороге |
перейти речку
перешагнуть через канаву
переплыть мост
пролезть столом
пройти под окном
пробежать дождем
Задание 3. Учить образовывать прилагательные от существительных.
стекло - стеклянный
железо - железный
бумага - бумажный
кожа - кожаный
мех - меховой
резина - резиновый
шелк - шелковый
осень - осенний
зима - зимний
весна - весенний
лето - летний
лес - лесной
снег - снежный
вода - водяной
дерево - деревянный
Задание 4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Работа над темами «Части тела», «Мебель», «Одежда», «Посуда».
Задание 5. Использование существительных с суффиксами -онок (енок), -ата (ята).
Темы «Домашние животные и их детеныши»,
«Дикие животные и их детеныши».
Задание 6. Использование существительных с суффиксами - щик (чик), - ик, - ица, - ка, - ист.
Темы «Люди разных профессий».
«Спорт и люди спорта).
«Кто чем занимается».
Шестой этап. Обогащение грамматического строя речи детей
Задачи:
1. Понимание сложных предложений.
2. Обучение пересказу простого текста
3. Обучение рассказыванию с опорой на восприятие
4. Обучение рассказыванию с опорой на память.
Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на VI этапе.
1. Обучение пониманию сложных предложений Основные виды работ:
1) Оречевление ряда последовательно выполненных действий.
2) Чтение коротких рассказов. Беседа по содержанию.
3) Подготовленная беседа на определенную тему.
4) Сюжетно - ролевые игры.
5) Дидактические игры.
6) Работа с сериями сюжетных картин.
Приемы работы с картинами:
1)Рассматривание сюжетных картин. Рассказ взрослого по одной из них. Дети находят соответствующую картинку.
2)Рассказ взрослого по серии картин. Подбор детьми предметных картинок к сюжетным.
3)Чтение взрослым рассказа, выставление картинок на наборном полотне. Затем самостоятельное раскладывание детьми серии картинок.