Контрольные работы

Проверка текущих знаний студентов проводится в форме контрольных работ. Контрольные работы даются после того, как соответствующая тема прочитана на лекциях.

 

2.1. Контрольная работа 1. Земля как планета.

Состоит из 11 вопросов.

1. Пояснить, что изучает одна из следующих наук о Земле: биогеография, вулканология, гелиобиология, геоботаника, география, геология, геоморфология, геотектоника, геофизика, геохимия, гидрогеология, гидрология, гляциология, землеведение, инженерная география, инженерная геология, историческая геология, климатология, криолитология, ландшафтоведение, литология, метеорология, минералогия, океанология, палеонтология, петрография, почвоведение, рекреационная география, топонимика.

Или: на основе приведенного определения указать, о какой науке идет речь.

 

2. Дать определение одному из терминов или понятий: аккреция, аномалии магнитного поля, аномалии силы тяжести, антропогенное землетрясение, астероид, астроблема, атмосферное электричество, афелий, вариации магнитного поля, гелиотермический слой, гелиоцентрическое расстояние, географический полюс, геоид, геотермическая ступень, геотермический градиент, геотермический слой, гипоцентр, гравитационное поле Земли, землетрясение, естественный радиационный фон, изогоны, изоклины, карликовые планеты, кометы, космическое вещество, корональные дыры на Солнце, литораль, магнитное наклонение, магнитное поле Земли, магнитное склонение, магнитосфера, магнитный полюс, магнитуда, межпланетное вещество, метеор, метеорит, метеоритный кратер, микрометеорит, наведенное землетрясение, напряженность магнитного поля, нутация, огни Святого Эльма, перигелий, планетезималь, планеты Солнечной системы, полярные круги, полярные сияния, пояс астероидов, пояс Койпера, прецессия, радиационное поле Земли, сейсмическое поле Земли, сейсмическое районирование, солнечная активность, Солнечная система, солнечные вспышки, солнечные протуберанцы, солнечные пятна, солнечный ветер, спутники планет, тепловое поле Земли, тропики, фотопериодизм, фотосфера Солнца, фульгурит, циклы солнечной активности, экватор, эксцентриситет, электрическое поле Земли, эллипсоид вращения, эпицентр.

 

3-4. Сравнительная характеристика планет Солнечной системы. Например,

Меркурий по сравнению с Землёй:

а) находится ближе к Солнцу

б) имеет более плотную атмосферу

в) больше по размерам

г) сложен более плотным веществом

д) имеет более высокую температуру

е) имеет больше спутников

ж) имеет более длительный период обращения вокруг Солнца

 

5. Решение задачи на отклоняющее действие силы Кориолиса. Например,

Морское течение движется из района 22° ю. ш., 38° з. д. в район 38°ю. ш., 40° з. д. В каком направлении оно будет отклоняться силой Кориолиса?

Или:

Величина силы Кориолиса меньше:

а) у Южного полюса

б) в средних широтах

в) у экватора

 

6-7. Решение задач на географические следствия наклона земной оси, вращения Земли вокруг Солнца и своей оси. Например,

22 декабря самый длинный день на (в)

1) Сиднее

2) экваторе

3) Каире

4) Архангельске

5) Москве

Или

Над южным тропиком Солнце бывает в зените ... раз (а) в году.

1) 3

2) 4

3) 2

4) 1

5) 5

6) 12

Или

Если бы наклон земной оси к плоскости орбиты составлял 59°, то где бы располагались (их широта):

1) Северный тропик;

2) Южный полярный круг;

3) Южный полюс.

 

8-9. Ответить на вопросы о географических следствиях положения Земли в Солнечной системе и ее орбитальных характеристик. Например:

Каково географическое значение орбитального движения Земли?

Как возникает сила Кориолиса и в чем она проявляется?

10-11. Ответить на вопросы о гипотезах происхождения Земли, стадиях развития Земли, физических полях Земли. Например:

Влияние гравитационного поля на живые организмы проявляется в следующем: …

Перечислить оптические проявления электрического поля.