Введение
Развитие рыночных отношений и усиление конкуренции диктуют необходимость постоянного повышения удовлетворенности потребителей производимой продукции. Одним из наиболее эффективных путей достижения этой цели является приведение системы управления предприятием в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000. Внедрение системы менеджмента качества (СМК) позволяет добиться стабильности и экономичности бизнес-процессов организации, и, как следствие, высокого качества продукции и услуг, которые она поставляет на рынок, при снижении их себестоимости.
Опыт подготовки предприятий к сертификации систем менеджмента качества (СМК) показывает, что разработка эффективной системы в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2000 является нетривиальной задачей. Это характерно не только для предприятий, впервые приступающих к построению системы, но и для тех, которые уже сертифицировали ее по моделям ИСО серии 9000:1994 и готовятся к повторной сертификации.
Версия стандартов 2000 года содержит множество существенных изменений. С точки зрения тематики настоящей статьи наиболее важными представляются необходимость реализации процессного и системного подходов к управлению предприятием.
Процессный подход
Системный подход требует рассматривать всю организацию как систему взаимосвязанных и взаимодействующих процессов. Реализация процессного подхода приводит к систематической идентификации и управлению бизнес-процессов организации. Это дает возможность организации прозрачно контролировать свою деятельность.
Одной из главных задач, возникающих при построении СМК, является идентификация, описание и управление процессами деятельности - бизнес-процессами. Согласно стандарту [1] при построении СМК следует решить следующие задачи:
· определить процессы, необходимые для СМК, их последовательность и взаимодействие;
· определить критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении процессами;
· обеспечить наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки процессов и их мониторинга;
· осуществлять мониторинг, измерение и анализ процессов;
· принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения процессов.