V. Логопедическое обследование
0 Контактность(соответствующее подчеркнуть): легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность (N); контакт избирательный; в контакт вступает не сразу, с большим трудом, не проявляет заинтересованности в контакте; контакт формальный (чисто внешний); в контакт не вступает.
0 Эмоционально-волевая сфера:активность, бодрость, позитивное отношение к происходящему; пассивность, инертность, равнодушное отношение к происходящему; неадекватное поведение; избалованность; капризность; конфликтность; колебания настроения.)
0 Реакция на одобрение:адекватная (радуется одобрению, ждет его); неадекватная (на одобрение не реагирует, равнодушен к нему).
0 Реакция на замечание:адекватная (исправляет поведение в соответствии с замечанием); адекватная (обижается); нет реакции на замечание; негативная реакция (делает назло).
Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей
- Фонематический анализ (сформирован; недостаточен; не
сформирован):
• определение места ударного гласного в слове (в начале, в
середине, в конце);
• выделение ударного гласного в начале слова;
• определение места заданного согласного звука в слове (в
начале, в середине: между гласными или в стечении со
гласных, в конце);
• определение согласного звука по месту в слове (в начале:
перед гласными или в стечении согласных; в середине:
между гласными или в стечении согласных; в конце: пос
ле гласных или в стечении согласных);
• определение места звука в слове по отношению к другим
звукам.
- Фонематический синтез (сформирован; недостаточен; не
сформирован):
• составление слов из последовательно предъявляемых звуков.
- Фонематические представления (сформированы; недоста
точны; не сформированы):
• нахождение картинки или предмета, в названии которых
есть заданный звук;
• подбор слов с заданным звуком;
• составление предложения, все слова которого начинают
ся на заданный звук;
• определение звука, преобладающего в словах предъявля
емой фразы (предложения, текста).
0 Состояние фонетического строя речи:
Ф'
Приложение 2. Схема клинико-
педагогичс
Фонема | Изолированное произнесение | В слогах | В словах | Во фразах | Общая характеристика дефекта | |||
Вначале | В середине | В конце | В стечении согласных | |||||
А | ||||||||
О |
Л -------- _™ л | к | 1- = | к | ---------- ----------- i | - = |
Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей
- Общая характеристика состояния звукопроизношения:
фонетический строй сформирован достаточно (N); изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи. Фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения - искажения:
• усредненность гласных;
• недостаток произношения свистящих;
• недостаток произношения шипящих;
• недостаток произношения сонорных;
• недостаток произношения губно-губных;
• недостаток произношения губно-зубных;
• недостаток произношения средненёбных;
• недостаток произношения заднеязычных;
• недостаток произношения твердых согласных;
• недостаток произношения звонких согласных.
Фонологические дефекты (нарушения дифференциации звуков):
• замены;
• смешения.
- Степень разборчивости речи: разборчивость речи не наруше
на (N); разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая;
речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих.
0 Дыхание.
- Тип физиологического дыхания: носовое (N); ротовое; сме
шанное.
- Вид физиологического дыхания: ключичное/верхнегруд
ное;диафрагмальное; брюшное/нижнереберное; смешанное.
- Нарушения дыхания: отсутствуют, дыхание свободное (N);
затрудненное; поверхностное; неровное, неритмичное.
- Дифференциация ротового и носового выдоха: сохранна
(N); нарушена; ротовой выдох укорочен, вдох неглубокий.
- Речевое дыхание: объем речевого выдоха (нормальный; не
достаточный); длительность и интенсивность (норма; недоста
точная); ритмичность (сохранна; нарушена); синхронность
(сохранна; нарушена); плавность (сохранна; нарушена).
ования |
Приложение 2. Схема клинико-педагогического обслед
0 Голос.
— Основные голосовые характеристики.
Голос сильный, звонкий (N).
Способность модулировать голос по высоте и силе: сохранна (N); нарушена.
Нарушения силы голоса: чрезмерно громкий; тихий; слабый; истощающийся.
Нарушения тембра голоса: глухой; сдавленный; хриплый; резкий; фальцет на фоне грудного регистра; назализованный; напряженный; дрожащий.
- Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции.
Сохранна (N). Нарушена.
0 Просодическая организация звукового потока (просодика).
- Мело дико-интонационная сторона речи: не нарушена
(N); слабая выраженность голосовых модуляций (голос моно
тонный, маломодулированный); отсутствие голосовых моду
ляций (голос не модулированный); нарушение интонацион
ного оформления речи.
- Темп речи: нормальный (N); ускоренный (тахилалия); за
медленный (брадилалия); запинки; заикание.
- Ритм речи: нормальный (N); дисритмия: растянутый, скан
дированный, зависит от проявления гиперкинезов.
- Паузация (правильность расстановки пауз в речевом пото
ке): сохранна (N); нарушена.
- Выразительность: тембр (эмоциональная окраска выска
зывания); интонирование (способность употреблять основные
виды интонации: повествовательную, восклицательную, вопро
сительную); употребление ударения (словесного, логического).
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
111
Приложение
Аномалии зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки1, предрасполагающие к нарушению звукопроизношения (или наиболее часто осложняющие определенные виды недостатков фонетического строя речи)
Нарушения звукопроизношения | Аномалии аубочелюстной системы | Аномалии строения органов ротовой полости и носоглотки, а также органически обусловленные нарушения их функции |
Снгматизмы группы свистящих звуков (С, С, 3, 3 , Ц) Межзубный сигматизм | Нейтральный прикус с протрузией верхних резцов; нейтральный фронтальный открытый прикус; дисталь-ный прикус с протрузией верхних резцов; дистальный фронтальный открытый прикус; мезиальный фронтальный открытый прикус; ранняя потеря молочных зубов | • Аденоидные разращения, затрудняющие носовое дыхание (у ребенка постоянно приоткрыт рот); массивный недостаточно пластичный, малоподвижный язык. • Парез мышц языка |
Боковой сигматизм | Односторонний или двусторонний нейтральный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний дистальный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний мезиальный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний перекрестный прикус | • Узкий язык, приводящий к отсутствию смычки боковых краев языка с верхними зубами. • Парез мышц языка |
Призубный сигматизм | Глубокий прикус в сочетании с нейтральным, дистальным или мезиаль-ным прикусом; прямой прикус в сочетании с нейтральным, дистальным или мезиальным прикусом | Парез мышц языка |
Губно-зубной сигматизм | Дистальный прикус с протрузией верхних зубов | Парез мышц языка |
Шипящий сигматизм | Мезиальный прикус и его разновидности | Парез мышц языка |
Носовой сигматизм | • Аденоидные разращения; нарушение функции мягкого нёба вследствие удаления аденоидов; искривление носовой перегородки; хронические риниты, тонзиллиты; увеличение нёбных миндалин вследствие хронического воспалительного процесса. • Парез мышц мягкого нёба | |
Сигматизмы группы шипящих звуков (Ш, Ж, Щ, Ч) Межзубный сигматизм | Нейтральный прикус с протрузией верхних резцов; нейтральный фронтальный открытый прикус; дистальный прикус с протрузией верхних резцов; дистальный фронтальный открытый прикус; мезиальный фрон- | • Аденоидные разращения, затрудняющие носовое дыхание (у ребенка постоянно приоткрыт рот); массивный недостаточно пластичный, малоподвижный язык; укороченная уздечка языка. |
Приложение 4. Аномалии зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки
тальный открытый прикус; ранняя потеря молочных зубов | • Парез мышц языка | |
Боковой сигматизм | Односторонний или двусторонний нейтральный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний дистальныйбоковой открытый прикус; односторонний или двусторонний мезиальный боковой открытый прикус; односторонний или двусторонний перекрестный прикус | • Узкий язык, приводящий к отсутствию смычки боковых краев языка с верхними зубами. • Парез мышц языка |
Призубный сигматизм | Глубокий прикус в сочетании с нейтральным, дистальным или мезиальным прикусом; прямой прикус в сочетании с нейтральным, дистальным или мезиальным прикусом | • Укорочение уздечки языка. • Парез мышц языка |
Губно-зубн ой сигматизм | Дистальный прикус с протрузией верхних зубов | Парез мышц языка |
Шипящий сигматизм | Мезиальный прикус и его разновидности | Парез мышц языка |
Носовой сигматизм | - | • Аденоидные разращения; нарушение функции мягкого нёба вследствие удаления аденоидов; искривление носовой перегородки; хронические риниты, тонзиллиты; увеличение нёбных миндалин вследствие хронического воспалительного процесса. • Парез мышц мягкого нёба |
Свистящий сигматизм (чаще встречается при нарушении фонематического восприятия) | Мезиальный прикус и его разновидности | • Укороченная уздечка языка, затрудняющая подъем языка к нёбу. • Парез мышц языка |
Ламбдацизм(Л, Л) | • Укороченная уздечка языка. • Парез мышц языка; парез мышц мяг- | кого нёба, обуславливающий назали- ; зацию звука | |
Ротацизм (Р, Р) | • Короткая уздечка языка; узкое и ' высокое твердое нёбо; чрезмерно узкий или массивный, недостаточно пластичный язык. • Парез мышц языка; парез мышц мягкого нёба, обуславливающий назализацию звука | |
Дефекты группы заднеязычных звуков: каппацизмы (К, К'), гаммацизмы (Г, Г), хитизмы (X, X) | • Слишком высокое и узкое («готическое») твердое нёбо, что затрудняет образование смычки между ним и ЯЗЫКОМ.• Парез мышц языка; парез мышц мягкого нёба | |
Межзубное произнесение звуков (Т, т\д,д\н,Н) | Нейтральный прикус с протрузией верхних резцов; нейтральный фронтальный открытый прикус; дистальный прикус с протрузией верхних резцов; дистальный фронтальный открытый прикус; мезиальный фронтальный открытый прикус; ранняя потеря молочных зубов | • Короткая подъязычная связка, зат- j рудняющая поднятие языка к верхним зубам; аденоидные разращения, затрудняющиеносовое дыхание (у ре- . бенка постоянно приоткрыт рот); массивный недостаточно пластичный, малоподвижный язык.' • Легкий парез мышц языка |
1 В таблице не рассматриваются расщелины губы и нёба. 138
Рекомендуемая литература
Рекомендуемая литература
Блыскина И.В., Ковшиков ВЛ. Массаж в коррекции артику-ляторных расстройств. - СПб.: Сатис, 1995.
Волкова JI.С, Лалаева Р.И, Мастюкова Е.М., Гриншпун Б.М., Чиркина Г.В., Лаврова Е.В., Волкова ГЛ., Селиверстов В.И., Шаховская С.Н., Бурлакова М.К., Парамонова Л.Г., Филиче-ва Т.Б., Белякова Л.И. Логопедия. - В 2 т. - М.: Просвещение: Владос, 1995.
ВараваГ.М., Стрелковский К.М. Ортодонтия и протезирование в детском возрасте. - М.: Медицина, 1979.
Григоренко Н.Ю., Синяева М.Л. Логопедический и медицинский аспекты органической дислалии и способы ее коррекции // Дефектология. - 2000. - № 4. - С. 22-31.
Дедюхина Г.В., Могучая Л Д., Яньшина ТЛ. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3—5 лет, страдающими детским церебральным параличом. - М.: Гном-Пресс, 1999.
Зубкова Л.П., Хорошилкина ФЛ. Лечебно-профилактические мероприятия в ортодонтии. - Киев: Здоров1я, 1993.
Илъина-Маркосян Л.В. Морфологические изменения прикуса, возникающие в связи с ранней потерей зубов и нарушениями мышечного равновесия в челюстно-лицевой области // В сб. «Морфология и физиология в ортопедической стоматологииой области // В сб. «Морфология и физиология в ортопедической стоматологии». - Рига, 1968.
КалвелисДЛ., Ортодонтия. Зубочелюстные аномалии в клинике и эксперименте. - Элиста: АПП «Джангар», 1994.
Камышева Л.И., Теблоева Л.Т., Сашенкова Т.П. Этиология зубочелюстных аномалий. Связь с заболеваниями матери и ребенка. - М.: Изд-во МСХА, 1993.
Окушко В.П. Зубочелюстные аномалии, связанные с вредными привычками, и их лечение. Канд. дис. - М., 1965.
Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967.
Панченко И.И. Дизартрические и анартрические расстройства речи у детей с церебральными параличами и особенности логопедической работы с ними. Канд. дис. - М., 1974.
Патологическая анатомия болезней плода и ребёнка: Руководство для врачей / Под ред. Т.Е. Ивановской и Л.В. Леоновой. -В 2 т. - М.: Медицина, 1989.
Пискунов МЛ. Анатомо-физиологические основы и терапия косноязычия. - М.: МЕДГИЗ, 1962.
Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Владос, 1997. Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1969.
Романенко Е.В. Особенности звуковой стороны речи детей с церебральными параличами второго года жизни и методика логопедической работы. Канд. дис. - М., 1984г. Руководство по ортодонтии / Под ред. Ф.Я. Хорошилкиной. -М.: Медицина, 1999.
Тератология человека: Руководство для врачей / Под ред. Г.И. Лазюка. — М.: Медицина, 1991.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Просвещение, 1989.
Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. - М.: Аквариум; СПб.: Дельта, 1996.
Чучалина Л.Н. Взаимосвязь и взаимообусловленность строения и функции речевого аппарата при зубочелюстных аномалиях // Дефектология. - 1976. - № 5. - С. 34-36.