Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей
щечные бугры (поверхность зуба, соприкасающаяся со щекой) 1-го нижнего моляра |
Для правильного понимания вводимой терминологической системы зубочелюстных аномалий необходимо иметь представление о прикусе1, соответствующем норме- В специальной литературе в качестве нормы рассматривается ортогнатический прикус со следующими характеристиками:
• верхняя зубная дуга имеет форму полуэллипса, нижняя - параболы (рис. 1, 2);
фиссурно-бугровый одноименные
контакт зубы
передне-щечный бугор 1-го верхнего моляра
6-8 мес |
Резцы |
Моляры |
СРОКИ ПОЯВЛЕНИЯ |
сроки появления |
Моляры |
Моляры |
Рис. 1. Временные зубы (молочный прикус - 20 зубов) |
Рис.2. Постоянные зубы (постоянный прикус - 32 зуба)
• каждый зуб имеет два антагониста (для зубов верхней челюс
ти это одноименный зуб и позадистоящий) (рис. 3);
• передне-щечный бугор I верхнего моляра лежит в попереч
ной борозде - фиссуре - между щечными буграми I нижнег<
моляра (рис. 3, 4);
1 Прикус — взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей] при их смыкании.
Рис. 3. Смыкание верхних и нижних зубов бокового отдела при ортогнати-ческом прикусе
- бугры зуба
бугры зуба
продольная . поперечная фиссура (борозда) фиссура (борозда)
Рис.4. Расположение бугров и борозд боковых зубов
• остальные зубы устанавливаются в фиссурно-бугровом кон
такте (рис. 3);
• в вертикальном (или верхне-нижнем) направлении верхние
резцы смыкаются с нижними резцами и перекрывают их на
1/3 коронки.
Состояние зубочелюстной <• истемы в ортодонтии рассматривается всегда в трех направле-КИЯХ (взаимно перпендикуляр-пых плоскостях) (рис. 5):
Рис.5. Направления в пространстве, на основе которых производится оценка состояния зубочелюстной системы |
1 - в верхне-нижнем на
при нлении (вертикальная плос
кость);
2 - в передне-заднем на
правлении (сагиттальная плос
кость);
3 - в боковом направлении
(горизонтальная или трансвер-
:шльная плоскость).
т
Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей |
В связи с этим диагноз в ортодонтии ставится исходя из сочетания этих трех направлений и является комплексным понятием -это необходимо учитывать и в логопедической работе.
В группу негрубых, но достаточно выраженных дефектов зу-; бочелюстной системы и ротовой полости, предрасполагающих к появлению недостатков фонетического строя речи или осложняющих имеющиеся звукопроизносительные расстройства, мы включили следующие анатомические деформации.