Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей


 


       
   
 
 


щечные бугры (поверхность зуба, соприкасающаяся со щекой) 1-го нижнего моляра

Для правильного понимания вводимой терминологической системы зубочелюстных аномалий необходимо иметь представле­ние о прикусе1, соответствующем норме- В специальной литерату­ре в качестве нормы рассматривается ортогнатический прикус со следующими характеристиками:

• верхняя зубная дуга имеет форму полуэллипса, нижняя - па­раболы (рис. 1, 2);


фиссурно-бугровый одноименные
контакт зубы


передне-щечный бугор 1-го верхнего моляра


 






6-8 мес

Резцы

Моляры

СРОКИ ПОЯВЛЕНИЯ

сроки появления

Моляры

Моляры

Рис. 1. Временные зубы (молочный прикус - 20 зубов)

Рис.2. Постоянные зубы (постоянный прикус - 32 зуба)

• каждый зуб имеет два антагониста (для зубов верхней челюс­
ти это одноименный зуб и позадистоящий) (рис. 3);

• передне-щечный бугор I верхнего моляра лежит в попереч­
ной борозде - фиссуре - между щечными буграми I нижнег<
моляра (рис. 3, 4);

1 Прикус — взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей] при их смыкании.


Рис. 3. Смыкание верхних и нижних зубов бокового отдела при ортогнати-ческом прикусе

- бугры зуба

бугры зуба

продольная . поперечная фиссура (борозда) фиссура (борозда)

Рис.4. Расположение бугров и борозд боковых зубов

 

• остальные зубы устанавливаются в фиссурно-бугровом кон­
такте (рис. 3);

• в вертикальном (или верхне-нижнем) направлении верхние
резцы смыкаются с нижними резцами и перекрывают их на
1/3 коронки.

Состояние зубочелюстной <• истемы в ортодонтии рассмат­ривается всегда в трех направле-КИЯХ (взаимно перпендикуляр-пых плоскостях) (рис. 5):

Рис.5. Направления в пространстве, на основе которых производится оценка состояния зубочелюстной системы

1 - в верхне-нижнем на­
при нлении (вертикальная плос­
кость);

2 - в передне-заднем на­
правлении (сагиттальная плос­
кость);

3 - в боковом направлении
(горизонтальная или трансвер-
:шльная плоскость).


 




т


Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

В связи с этим диагноз в ортодонтии ставится исходя из соче­тания этих трех направлений и является комплексным понятием -это необходимо учитывать и в логопедической работе.

В группу негрубых, но достаточно выраженных дефектов зу-; бочелюстной системы и ротовой полости, предрасполагающих к по­явлению недостатков фонетического строя речи или осложняющих имеющиеся звукопроизносительные расстройства, мы включили следующие анатомические деформации.