Краниометрические методы исследования.
Система краниометрических методов включает антропометрическое и фотометрическое изучение головы и ряд других методов.
При антропологическом исследовании изучаются размеры головы, размеры и форма лица и отдельных его частей, а также взаимосвязь размеров и формы лицевого отдела черепа и зубоаль-веолярных дуг. При этом ориентируются на расположение различ-
______ Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей
и i.i х антропометрических точек (костных точек и соответствующих и м точек на коже лица).
При фотометрическом исследовании готовятся черно-белые и in 1етныефотографии (с применением специальных приспособле-п и и для установки головы пациента в пространстве в декартовой РИстемекоординат - фотостатов различных конструкций). Перед ф( > i осъемкой на лице пациента обозначаются специальные крани-i рические точки. На готовых фотографиях используются краниометрические точки, по которым проводятся линии, позволяющие определить форму головы и тип лица, выявить клинические симптомы зубочелюстных аномалий при функциональных и морфологических отклонениях в челюстно-лицевой области, а также и лучить особенности осанки, взаимосвязанной с наклоном головы.
Эти методы и приемы ортодонтического обследования позво-ЛЯЮТболее точно диагностировать аномалии зубочелюстной системы, наметить пути исправления выявленных анатомических деформаций и коррекции сопутствующих им функциональных нарушений, а также прогнозировать результаты применяемых лечебно-профилактических мероприятий.
Вследствие того, что в дальнейшем, после проведения клини-ко-педагогической диагностики детей, имеющих нарушения фонетической стороны речи и анатомические дефекты органов артикуляции, логопедическая коррекция должна проводиться параллельно с ортодонтическим лечением и эти два направления в работе по устранению такого комплексного дефекта рассматриваются как две взаимосвязанные и взаимообусловленные части единого коррекционно-развивающего процесса, актуальным становится вопрос, касающийся адаптации общих представлений о видах аномалий зубочелюстной системы и ротовой полости к логопедической практике. На основе анализа литературы и совместно проведенного клинико-педагогического исследования мы выделили ряд терминологических понятий, касающихся аномалий зубочелюстной системы и ротовой полости, которые не исключают термины, уже имеющиеся в педагогике, а расширяют и систематизируют ранее используемые понятия: «прогнатия», «прогения», «глубокий прикус», «открытый прикус» и т.д. в соответствии с современным уровнем развития логопедии и ортодонтии.