Краниометрические методы исследования.

Система краниометрических методов включает антропометри­ческое и фотометрическое изучение головы и ряд других методов.

При антропологическом исследовании изучаются размеры головы, размеры и форма лица и отдельных его частей, а также взаимосвязь размеров и формы лицевого отдела черепа и зубоаль-веолярных дуг. При этом ориентируются на расположение различ-


______ Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей

и i.i х антропометрических точек (костных точек и соответствующих и м точек на коже лица).

При фотометрическом исследовании готовятся черно-белые и in 1етныефотографии (с применением специальных приспособле-п и и для установки головы пациента в пространстве в декартовой РИстемекоординат - фотостатов различных конструкций). Перед ф( > i осъемкой на лице пациента обозначаются специальные крани-i рические точки. На готовых фотографиях используются кра­ниометрические точки, по которым проводятся линии, позволяю­щие определить форму головы и тип лица, выявить клинические симптомы зубочелюстных аномалий при функциональных и мор­фологических отклонениях в челюстно-лицевой области, а также и лучить особенности осанки, взаимосвязанной с наклоном головы.

Эти методы и приемы ортодонтического обследования позво-ЛЯЮТболее точно диагностировать аномалии зубочелюстной сис­темы, наметить пути исправления выявленных анатомических де­формаций и коррекции сопутствующих им функциональных на­рушений, а также прогнозировать результаты применяемых ле­чебно-профилактических мероприятий.

Вследствие того, что в дальнейшем, после проведения клини-ко-педагогической диагностики детей, имеющих нарушения фо­нетической стороны речи и анатомические дефекты органов арти­куляции, логопедическая коррекция должна проводиться парал­лельно с ортодонтическим лечением и эти два направления в рабо­те по устранению такого комплексного дефекта рассматриваются как две взаимосвязанные и взаимообусловленные части единого коррекционно-развивающего процесса, актуальным становится вопрос, касающийся адаптации общих представлений о видах ано­малий зубочелюстной системы и ротовой полости к логопедичес­кой практике. На основе анализа литературы и совместно прове­денного клинико-педагогического исследования мы выделили ряд терминологических понятий, касающихся аномалий зубочелюст­ной системы и ротовой полости, которые не исключают термины, уже имеющиеся в педагогике, а расширяют и систематизируют ранее используемые понятия: «прогнатия», «прогения», «глубо­кий прикус», «открытый прикус» и т.д. в соответствии с современ­ным уровнем развития логопедии и ортодонтии.