В основе методики диагностического обследования детей со звукопроизносительными расстройствами, сочетающимися с анатомическими деформациями органов артикуляции
При разработке методики диагностического обследования мы опирались на следующие теоретические положения.
1. Современное учение об анатомо-физиологических основах
речевой деятельности.
Процесс звукопроизношения осуществляется энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным), резона-торным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.
Для того чтобы этот процесс был полноценным, необходимы максимально точные артикуляционные движения. Это возможно при условии нормального функционирования органов дыхательного и голосообразовательного отделов, отсутствия нарушений строения и подвижности органов артикуляционного отдела, а также при сохранной их иннервации (Б.М. Гриншпун, М.А. Пискунов, Д.В. Гамова и др.).
Учитывая данные аспекты, особое внимание при проведении диагностического обследования рекомендуется уделять оценке состояния органов зубочелюстной системы, ротовой и носовой полостей, выявлению нарушений физиологического и речевого дыхания, голосообразовательных функций.
2. Положение о взаимообусловленности особенностей строе
ния челюстно-лицевой области и функционального состоя
ния ее нервно-мышечного аппарата.
Полнота кинестетических ощущений, поступающих от мышц в центральную нервную систему, влияет на развитие двигательных зон коры головного мозга.
Деформации строения зубочелюстной системы и ротовой полости обуславливают ограничение подвижности активных органов челюстно-лицевой области, участвующих в процессах жевания,
_________ Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей
мимики и артикуляции, что отрицательно влияет на количество и качество кинестетических ощущений, поступающих от мышц этих органов в двигательные центры коры.
Клинические исследования Ф.Я. Хорошилкиной, Ю.М. Малыгина, Л.С. Персинаи др. выявили ряд нарушений жевательной, мимической и артикуляционной функций, сопутствующих аномалиям прикуса, укорочению уздечек языка и губ и т.д.
В работах В.П. Окушко, Л.В. Ильиной-Маркосян указывается и на обратную зависимость, когда органические или функциональные расстройства нервно-мышечного аппарата челюстно-ли-цовой области, проявившиеся в детском возрасте, отрицательно сказывались на формировании зубочелюстной системы и обуславливали развитие аномалий прикуса, нарушение роста челюстей и деформации зубных рядов.
Принимая во внимание данное положение, мы включили в диагностическую методику обследование состояния речевой и ми-мической моторики, а также процессов жевания и глотания.
3. Представления о развитии речи в детском возрасте (в частности, о механизмах формирования звукопроизносительно-го компонента речи) в норме.
Освоение устной речи ребенком происходит в течение дошкольного периода. Формирование произносительной стороны осуществляется при тесном взаимодействии процессов развития ар-тикуляторной базы языка (языковой системы средств произнесения фонетических единиц) и перцептивной базы языка (языковой у системы средств восприятия фонетических единиц) (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, М.Е. Хватцев, v Л.Г. Парамонова и др.).
Положение о функциональном единстве фонематического и ) фонетического компонентов речевой деятельности, обусловленном ( взаимодействием речеслухового иречедвигательного анализаторов, <; которое также учитывалось при разработке методики диагностичес- j кого обследования, было сформулировано в работах Н.Х. Швачки-на, А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина, О.А. Токаревой и др.
Ребенок овладевает фонетической системой языка постепенно, на основе слухового восприятия звучащей речи окружающих
2'-2894
Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей
через поиск необходимых артикуляторных движений под контролем фонематического восприятия собственного произношения.
Становление фонетического компонента речи в норме завершается в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту ребенок имеет пропорционально сформировавшийся артикуляционный аппарат, а также достаточно развитые фонематические процессы и артикуляционную моторику. (А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Н.Х. Швач-кин, В.И. Бельтюков, В!К...Орфинская, Н.И. Жинкин и др.).
Учитывая данные теоретические предпосылки, при исследовании речевого статуса выбранного контингента детей следует подробно изучать характер нарушений звукопроизношения (в частности, особенности фонетического строя), сформированность артикуляторных навыков, состояние артикуляционной моторики и уровень развития фонематических процессов.
4. Положение о взаимовлиянии формирования ручной мото
рики и развития речевой деятельности.
Данные исследований Н.А. Берштейна, В.М. Бехтерева, М.М. Кольцовой, В.П. Дудьева, Л.В. Фоминой и др. указывают на тесное взаимодействие между становлением речевой функции и развитием тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
Учитывая данное положение, при разработке диагностической методики особое внимание уделялось определению уровня сформированности ручной моторики.
5. Положение о необходимости проведения всестороннего ме
дико-педагогического анализа речевого расстройства для оп
ределения его природы.
Нарушения звукопроизношения могут возникать вследствие различной этиологии и проявляться при разных формах речевых расстройств. Для правильного определения патогенеза и структуры дефекта речи недостаточно только педагогического обследования, необходимо привлечение данных клинических исследований (проводимых врачами: психоневрологом или детским невропатологом, отоларингологом, окулистом, стоматологом-ортодонтом и др.).
Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей
Эти данные имеют важное значение для разработки методи-i || дифференцированного коррекционно-педагогического воздей-СТВИЯи выбора необходимых медико-педагогических мероприятии , направленных на устранение речевого расстройства (С.С. Ля-пмдовский, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.Н. Мастюкова и др.).
Принимая во внимание данный аспект, мы посчитали целесообразным проведение в рамках диагностического обследования мл|>аллельно с исследованием состояния речевой функции рассмат-I >п каемого нами контингента детей анализ их физического статуса (поданным осмотров педиатра, отоларинголога, окулиста и анамнестическим данным, полученным в ходе ознакомления с медицинской документацией каждого ребенка и в беседе с родителями), неврологического статуса (по данным психоневрологического осмотра) и состояния органов артикуляции (по результатам об-С и'дования ротовой полости и зубочелюстной системы стоматологом-ортодонтом).
Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей