В основе методики диагностического обследования детей со звукопроизносительными расстройствами, сочетающимися с анатомическими деформациями органов артикуляции

При разработке методики диагностического обследования мы опирались на следующие теоретические положения.

1. Современное учение об анатомо-физиологических основах
речевой деятельности.

Процесс звукопроизношения осуществляется энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным), резона-торным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.

Для того чтобы этот процесс был полноценным, необходимы максимально точные артикуляционные движения. Это возможно при условии нормального функционирования органов дыхатель­ного и голосообразовательного отделов, отсутствия нарушений строения и подвижности органов артикуляционного отдела, а так­же при сохранной их иннервации (Б.М. Гриншпун, М.А. Писку­нов, Д.В. Гамова и др.).

Учитывая данные аспекты, особое внимание при проведении диагностического обследования рекомендуется уделять оценке со­стояния органов зубочелюстной системы, ротовой и носовой поло­стей, выявлению нарушений физиологического и речевого дыха­ния, голосообразовательных функций.

2. Положение о взаимообусловленности особенностей строе­
ния челюстно-лицевой области и функционального состоя­
ния ее нервно-мышечного аппарата.

Полнота кинестетических ощущений, поступающих от мышц в центральную нервную систему, влияет на развитие двигатель­ных зон коры головного мозга.

Деформации строения зубочелюстной системы и ротовой по­лости обуславливают ограничение подвижности активных органов челюстно-лицевой области, участвующих в процессах жевания,


 

 


_________ Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей

мимики и артикуляции, что отрицательно влияет на количество и качество кинестетических ощущений, поступающих от мышц этих органов в двигательные центры коры.

Клинические исследования Ф.Я. Хорошилкиной, Ю.М. Ма­лыгина, Л.С. Персинаи др. выявили ряд нарушений жевательной, мимической и артикуляционной функций, сопутствующих анома­лиям прикуса, укорочению уздечек языка и губ и т.д.

В работах В.П. Окушко, Л.В. Ильиной-Маркосян указывает­ся и на обратную зависимость, когда органические или функцио­нальные расстройства нервно-мышечного аппарата челюстно-ли-цовой области, проявившиеся в детском возрасте, отрицательно сказывались на формировании зубочелюстной системы и обуслав­ливали развитие аномалий прикуса, нарушение роста челюстей и деформации зубных рядов.

Принимая во внимание данное положение, мы включили в диагностическую методику обследование состояния речевой и ми-мической моторики, а также процессов жевания и глотания.

3. Представления о развитии речи в детском возрасте (в час­тности, о механизмах формирования звукопроизносительно-го компонента речи) в норме.

Освоение устной речи ребенком происходит в течение дош­кольного периода. Формирование произносительной стороны осу­ществляется при тесном взаимодействии процессов развития ар-тикуляторной базы языка (языковой системы средств произнесе­ния фонетических единиц) и перцептивной базы языка (языковой у системы средств восприятия фонетических единиц) (Л.С. Выготс­кий, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, М.Е. Хватцев, v Л.Г. Парамонова и др.).

Положение о функциональном единстве фонематического и ) фонетического компонентов речевой деятельности, обусловленном ( взаимодействием речеслухового иречедвигательного анализаторов, <; которое также учитывалось при разработке методики диагностичес- j кого обследования, было сформулировано в работах Н.Х. Швачки-на, А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина, О.А. Токаревой и др.

Ребенок овладевает фонетической системой языка постепен­но, на основе слухового восприятия звучащей речи окружающих

2'-2894


Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

через поиск необходимых артикуляторных движений под контро­лем фонематического восприятия собственного произношения.

Становление фонетического компонента речи в норме заверша­ется в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту ребенок име­ет пропорционально сформировавшийся артикуляционный аппа­рат, а также достаточно развитые фонематические процессы и ар­тикуляционную моторику. (А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Н.Х. Швач-кин, В.И. Бельтюков, В!К...Орфинская, Н.И. Жинкин и др.).

Учитывая данные теоретические предпосылки, при исследо­вании речевого статуса выбранного контингента детей следует под­робно изучать характер нарушений звукопроизношения (в частно­сти, особенности фонетического строя), сформированность арти­куляторных навыков, состояние артикуляционной моторики и уровень развития фонематических процессов.

4. Положение о взаимовлиянии формирования ручной мото­
рики и развития речевой деятельности.

Данные исследований Н.А. Берштейна, В.М. Бехтерева, М.М. Кольцовой, В.П. Дудьева, Л.В. Фоминой и др. указывают на тесное взаимодействие между становлением речевой функции и развитием тонких дифференцированных движений кистей и паль­цев рук.

Учитывая данное положение, при разработке диагностичес­кой методики особое внимание уделялось определению уровня сформированности ручной моторики.

5. Положение о необходимости проведения всестороннего ме­
дико-педагогического анализа речевого расстройства для оп­
ределения его природы.

Нарушения звукопроизношения могут возникать вследствие различной этиологии и проявляться при разных формах речевых расстройств. Для правильного определения патогенеза и струк­туры дефекта речи недостаточно только педагогического обсле­дования, необходимо привлечение данных клинических исследо­ваний (проводимых врачами: психоневрологом или детским не­вропатологом, отоларингологом, окулистом, стоматологом-орто­донтом и др.).


Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей

Эти данные имеют важное значение для разработки методи-i || дифференцированного коррекционно-педагогического воздей-СТВИЯи выбора необходимых медико-педагогических мероприя­тии , направленных на устранение речевого расстройства (С.С. Ля-пмдовский, Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.Н. Мастюкова и др.).

Принимая во внимание данный аспект, мы посчитали целе­сообразным проведение в рамках диагностического обследования мл|>аллельно с исследованием состояния речевой функции рассмат-I >п каемого нами контингента детей анализ их физического статуса (поданным осмотров педиатра, отоларинголога, окулиста и анам­нестическим данным, полученным в ходе ознакомления с меди­цинской документацией каждого ребенка и в беседе с родителя­ми), неврологического статуса (по данным психоневрологическо­го осмотра) и состояния органов артикуляции (по результатам об-С и'дования ротовой полости и зубочелюстной системы стоматоло­гом-ортодонтом).


Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей