Участие зрителей в дебатах
Роль зрителей в процессе проведения дебатов очень велика.
Во-первых, именно для них и проводятся дебаты. Зрители должны принять по результатам дебатов то или иное решение, присоединиться к мнению первой или второй команды.
После завершения дебатов тренер встает и предлагает собравшимся определить поднятием рук, какая команда победила в дебатах. Могут быть заданы два вопроса: Кто лучше провел дебаты? и Кто, по-вашему, прав? Взависимости от результатов голосования определяется победитель дебатов. Эффективно проведение дебатов с участием других групп, посторонних зрителей, которых приглашают для участия в голосовании. Можно проводить дебаты в «чужой» группе, на другом факультете. Команду-победителя могут определять и приглашенные эксперты - жюри.
Всего дебаты при соблюдении установленного регламента занимают примерно 30 мин.
В ходе дебатов участники, выступающие в качестве зрителей, получают задание: разделить лист бумаги на две половины, записать защищаемые командами тезисы и в каждой колонке по ходу дебатов записывать аргументы сторон, нумеруя их по порядку. Записи зрителей, содержащие перечень аргументов, могут быть обсуждены сразу после дебатов с выделением наиболее сильных аргументов или проверены преподавателем как письменная работа. Можно предложить зрителям обсудить аргументы дома и дополнить их, а также ранжировать аргументы по силе, переписать и оформить, сопроводив их своим заключением о том, кто прав в ходе дебатов. Окончательное решение можно отложить на следующее занятие, это сделает мнение участников более обдуманным и аргументированным.
Особенности спора
Знание предмета спора входит в содержание понятия «полемическое мастерство», которое включает понимание сущности публичного спора и его разновидностей, соблюдение основных требований культуры спора, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента, использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника.