Причины, диагностика, коррекция

Внешние проявления трудностей Уровни детерминации (причины) Задания для психодиаг-ностики и коррекции   Рекомендации
педагогический психологический психофизиоло-гиический
Замена букв согласных, близких по акустическим или артикуляционным признакам (напр., «зуки» вместо «жуки», «шапаги» вместо «сапоги», «панка» вместо «банка»)   Недоразвитие фонетико-фонематического анализа     20, 21, 85, 86  
  Несформированность звукобуквенных ассоциаций     30, 36  
  Недостатки в произношении       23, 24 Консультация логопеда
Пропуск букв гласных, согласных, слогов, недописывание слов и предложений (напр., «трва» вместо «трава», «кродил» вместо «крокодил», «жвт» вместо «живет», «сдт» вместо «сидит», «красны» вместо «красный», «набухл» вместо «набухли», «слад» вместо «склад»)   Недостаточность звукобуквенного анализа    
  Неустойчивость внимания    
    Снижение работоспособ-ности   Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение «разгрузочного дня»)  
    Индивидуально-психологичес-кие особенности темперамента (излишняя торопливость, высокая скорость письма при холерическом темпераменте и стремление «сэкономить» на письме, убыстрить его при флегматическом темпераменте)   Повысить концентрацию внимания, усилить самоконтроль, обеспечить удобный темп работы
Перестановка букв и слогов в словах (напр., «звял» вместо «взял», «перерисал» вместо «переписал», «уманя» вместо «умная», «бывор» вместо «выбор», «спетени» вместо «степени»)     Недостаточность зрительного анализа   3-5, 25, 30, 34, 48  
  Недостаточность звукобуквенного анализа   Консультация логопеда (при недостатках произношения)
  Неустойчивость произвольного внимания    
Вставка букв гласных (напр., «галака» вместо «галка», «тарава» вместо «трава», «клюкива» вместо «клюква», «кувашин» вместо «кувшин»)   Несформированность звукобуквенного анализа    
  Неустойчивость произвольного внимания    
Недостаточное артикулирова-ние при письме       Четкое прошептыва-ние слова перед его написанием
Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных (напр., «васелки» вместо «васильки», «кон» вместо «конь», «смали» вместо «смяли»)   Недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа   20, 21, 85, 86  
  Не развито умение дифференцировать слухоречедвигательные мышечные ощущения разной степени напряжения   85, 86  
Не усвоены правила правописания       Ликвидиро-вать пробелы в знаниях
Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова   Несформированность фонетико-фонематического анализа   20 , 21, 85, 86  
  Недостаточность развития анализа пространственных отношений   31, 32  
Трудности при выделении предложения из текста, слова из предложения     Недостатки в развитии вербального анализа    
Трудности при определении количества названных слов   Недостатки в развитии вербального анализа      
Не сформировано понятие числа     50, 51  
Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных (находящихся в сильной позиции)   Недоразвитие фонетико-фонематического анализа     20, 21, 85, 86 Консультация логопеда
  Недостатки в развитии звукового анализа    
Затруднения при определении последовательности звуков в слове   Недостатки в развитии звукового анализа      
  Слабое развитие слуховой памяти     13, 14  
Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б – в, н – п, м – л, ш – т, б – д и др.)     Недостаточность зрительного анализа       5, 25, 30, 34, 48  
  Несформированность анализа пространственных отношений     31, 32  
Недоговаривание, добавление звуков   Недоразвитие фонетико-фонематического анализа     20, 21, 85, 86  
  Недостаточность процессов звукового анализа      
Недостатки в артикуляции       Консультация логопеда
При письме сращивание и расщепление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание приставок (напр., «виситнастне», «подорожке», «при летели», «в зела» вместо «взяла», « живет» вместо «живет», «жвлсу» вместо «живет в лесу», «послдаж» вместо «после дождя»)       Несформированность вербального анализа      
  Недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза     3-5, 25, 30, 34, 48  
  Недостаточное развитие анализа пространственных отношений   31, 32  
«Зеркальное» написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде   Недостаточность зрительного анализа   3, 4, 30 Конструиро-вать букву из ее элементов  
  Недостаточное развитие анализа пространственных отношений     31, 32  
  Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами букв      
Замена букв по пространственному сходству (с – е, б – д, и – п, н – п)   Недостаточное развитие анализа пространственных отношений     31, 32  
  Недостаточность зрительного анализа   3-5, 25, 30, 34, 48  
Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки   Слабо развита тонкая моторика руки    
  Не сформированы зрительно-двигательные координации     8, 87  
  Недостаточное развитие анализа пространственных отношений     31, 32  
Не усвоено понятие «рабочая строка»        
Расположение букв при списывании в обратной последовательности; копия располагается слева от образца Не сформирована однонаправлен-ность считывания слева направо        
  Недостаточно развит анализ пространственных отношений     31, 32  
Расположение учебного материала на строках страницы снизу вверх (продолжение текста расположено на строчке, находящейся выше его начала; копия располагается на строчке, находящейся выше образца; продолже-ние учебного материала располагается за границей рабочей строки)     Недостаточно развит анализ пространственных отношений   31, 32  
Не отработано правило размещения учебного материала в направлении сверху вниз     6, 7  
Затруднения при усвоении правильного начертания букв, затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр   Недостаточность зрительного анализа     3-5, 25, 30, 34, 48  
  Недоразвитие микромоторики      
  Несформированность зрительно-двигательных координаций     8, 87  
  Несформированность дифференцированных зрительных образов букв и цифр      
Неправильный выбор образца при написании буквы (цифры)        
Неряшливое письмо, грязь в тетради, неумение правильно «надавливать» на ручку или карандаш   Недоразвитие макро и микромоторики      
  Неумение дифферен-цировать мышечные усилия     33(9)  
  Несформированность зрительно-двигательных координаций     8, 87  
Не сформированы личностные качества аккуратности и прилежности       Выработка соответствующих качеств
Очень медленный темп письма   Несформированность зрительно-двигательных координаций     8, 87  
  Недостаточное развитие микромоторики      
  Трудности в произвольном управлении движениями     9, 11  
    Индивидуально-типологические особенности нервной системы (инертность нервных процессов) Предоставить возможность работать в доступном темпе; отводить больше времени для выполнения заданий; проводить тренировоч-ные игры на быстроту реакции, работу в заданном темпе и ритме; выполнять задания с ограниче-ниием времени работы; формировать личностные качества (собранность, организованность, умение быстро сосредота-чиваться)
  Несформированность прочных ассоциативных связей между звуковой и графической формами букв      
  Затруднения в осуществлении звукобуквенного анализа      
Ошибки при списывании (с доски, из учебника, с карточки и др.)   Несформированность процессов зрительного анализа   3-5, 25, 30, 34, 48  
  Неустойчивость произвольного внимания      
Неумение поэлементно воспроизводить образец (плохо копирует образец)       4, 49  
  Слабое развитие кратковременной зрительной памяти    
Недостаточно проговаривает записываемое слово       Четкое прошептыва-ние слова перед его написанием
Не умеет копировать образец (воспроизводит образец с ошибками)   Слабая дифференци-рованность восприятия (не замечает мелкие детали)   1а, 5, 25  
  Несформированность процессов зрительного анализа   1а, 3-5, 25  
  Неустойчивость произ-вольного внимания   2, 5  
  Низкий уровень непос-редственного зритель-ного запечатления   34, 35, 38  
Не сформирова-но понятие вза-имнооднозначного соответствия       4, 49 Формировать умение поэле-ментного вос-произведения
Искажение почерка (нестабильность графических форм, постоянные колебания наклона и высоты букв)   Недостатки в развитии зрительно-двигатель-ных координаций   8, 87  
  Недостаточное развитие процессов зрительного анализа   1, 3-5, 25, 30, 34, 48  
  Отсутствие прочной связи между зритель-ным и двигательным образами буквы    
  Несформированность анализа простран-ственных отношений   31, 32  
    Не сформирован графомоторный компонент письма  
Затруднения при переводе звука в букву и наоборот   Несформированность звукобуквенного анализа      
  Не выработаны прочные ассоциативные связи между звуковой и графической формами буквы      
Не усвоены понятия «звук» и «буква» и их соотношение       20, 30  
    Дислексия   Занятия с дефектологом
Трудности в удержании и воспроизведении элементов речи (звуков, слов, предложений)   Недостатки в развитии непосредственной кратковременной памяти (зрительной, слуховой)     12-14, 90  
  Поверхностная смысловая обработка материала при запоминании     16, 18  
  Недостатки в развитии произвольного внимания      
Сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот   Недостаточность развития процессов зрительного анализа     3-5, 25, 30, 34,48  
  Недостаточная отдифференцирован-ность зрительных образов печатных и письменных букв      
  Недостаточное развитие зрительной памяти      
Замена письменных букв печатными   Недостаточная отдифференцирован-ность зрительных образов печатных и письменных букв    
  Недостаточное развитие зрительной памяти     12-14  
  Недостатки в развитии психомоторной сферы (зрительно-двигательных координаций)   8, 87  
Предвосхищение (антиципация) букв («покловок» вместо «попловок») Недостаточное артикулирова-ние записываемого словесного материала       Четкое прошептыва-ние слова перед его написанием
  Недостатки в развитии звукового анализа   22, 85  
    Слишком быстрый темп письма   Замедлить процесс письма, предлагая каждую букву писать два раза
  Недостаточное развитие процессов зрительного анализа   1, 3-5, 25, 30, 34, 48  
  Недостаточность процессов самоконтроля   9, 10,40  
Тремор (дрожание руки) при письме   Трудности в произвольном управлении микромоторикой    
  Неумение дифференцировать мышечные усилия   33 (9)  
  Недостатки в сформированности зрительно-двигательных координаций   8, 87  
    Функциональные нарушения нервно-психической сферы (астения)   Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение «разгрузочного дня»)
Появление или возрастание ошибок к концу работы   Недостаки в развитии процессов самоконтроля (постепенное ослабление    
  Недостаточный уровень развития процессов саморегуляции    
  Ослабление процессов произвольного внимания    
    Астеническое состояние   Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение «разгрузочного дня»)
    Индивидуально-типологические особенности нервной системы (слабость нервных процессов)   Представлять возможность перерывов в работе для кратковремен-ного отдыха
Количественные ошибки (преувеличение или преуменьшение количества букв, слогов и элементов букв; например «бабабушка», «ш» вместо «и», «п» вместо «т»)   Недостаточность зрительного анализ     3-5, 25, 30, 34, 48  
Несформиро-ванность понятия числа     50, 51  
  Индивидуально-типологические особенности нервной системы (преобладание возбудительного процесса в случае преувеличения буквенных элементов и преждевременное затормаживание повторяющихся движений руки при их преуменьшении)   Повысить концентрацию внимания, усилить самоконтроль
Смешение графически сходных букв   Недостаточность зрительного анализа     3-5, 25, 30, 34, 48  
  Недостатки в развитии пространственных представлений   31, 32  
  Не усвоены зрительно-двигательные образы соответствующих букв      
Плохая ориентировка в пространстве листа тетради   Недостаточность развития анализа пространственных отношений (право-лево, верх-низ)     31, 32  
  Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля      
Трудности в усвоении алфавита   Недостатки в развитии непосредственной произвольной памяти     12,  
  Недостаточная дифференциация букв, сходных по написанию или близких по звучанию     20, 30  
  Несформированность звукобуквенного анализа      
Затруднения в употреблении заглавной буквы в начале предложения   Недостаточное развитие вербального анализа (невыделение первого слова в предложении)     26 б  
  Недостаточная гибкость мыслительной деятельности     15, 81, 84  
Не усвоено соответствую-щее правило         Ликвидиро-вать пробелы в знаниях
Неправильное употребление заглавной буквы в именах собственных (маленький мальчик – саша, большой мальчик – Саша)     Конкретность мышления    
Не усвоено соответствую-щее правило       Ликвидиро-вать пробелы в знаниях
  Недостаточная гибкость мыслительной деятельности   15, 81, 84  
Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений   Несформированность вербального анализа (неумение выделить законченную мысль)     26 б, 27,  
  Недостаточное развитие процессов зрительного анализа (синкретичность восприятия)     1, 5, 27  
Трудности при определении слова как части речи (напр., «бег», «пение» называет глаголами, «лежать», «молчать» – не глаголами, т.к. не обозначают действия)   Конкретность мышления (не может отделить слово от обозначаемого содержания)      
  Недостаточность операции абстрагирования    
Затруднения при подборе родствен-ных слов на осно-ве установления общего смысла корня (напр., часы – часовой, жарко - жаркий, светает - свечка)   Конкретность мышления     Дифференцировать однокоренные слова от синонимов и антонимов
  Недостаточность мыслительной операции обобщения   17, 19, 89
  Несформированность операции сравнения  
Не умеет применять правило в конкретной ситуации (напр., зная, что «жи-ши» пишется с буквой «и», пишет «сидел на крыши»)   Недостаточность операции абстрагирования   Отдифферен-цировать условия, при которых пишется «и», а когда «е» (в дательных и предложных падежах)
  Несформированность операции сравнения  
  Недостатки в развитии мыслительной операции анализа   3-5, 27
Не усвоено пра-вописание глас-ных после ши-пящих в силь-ной позиции       Ликвидиро-вать пробелы в знаниях
Отсутствие «орфографической зоркости» (не умеет найти орфограмму до записи слова и при проверке написанного)   Недостатки в развитии слухового вербального анализа   Отчетливое громкое послоговое проговарива-ние зрительно воспринима-емых слов; отработать зрительно-двигательные образы слов; запоминание фонемно-морфемных блоков (ира, тель, чат, лив)
  Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала   34, 35, 43-45
  Несформированность звукового анализа   20, 85
  Недоразвитие зрительной памяти   12, 35
  Недостаточность звуко-буквенного анализа  
  Недостатки в развитии самоконтроля  
  Несформированность двигательных образов слов  
Недостаточное артикулирова-ние слов при письме       Четкое прошептыва-ние слова перед его записыванием
  Не отработана связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой    
  Недостатки в развитии фонематического восприятия   20, 21, 85, 86  
  Недостаточность развития процессов произвольного внимания      
Неправильная постановка точка при письме или ее отсутствие   Недостатки в развитии вербально-смыслового анализа (не умеет выделить законченную мысль)   Учить вычле-нять пред-ложения из текста; сос-тавление пред-ложения из от-дельных слов; составление нескольких предложений; работа с диф-ференцированными пред-ложениями и текстами (со слитно напи-санными сло-вами, с пропу-щенными сло-вами, «расы-панные» пред-ложения); вы-разительное громкое чте-ние; составле-ние плана текста  
  Недостаточность развития мышления (не понимает предложений в тексте)   39-42
  Несформированность мыслительной операции синтеза (не умеет найти связи внутри смыслового целого)   18, 28
Не умеет находить ошибки в собственной работе   Недостаточность процессов самоконтроля (по смыслу и по написанию)   10, 40 Учить выде-лять отдель-ные слова и проверять каждое их них на соответ-ствие общему смыслу пред-ложения; делить отдель-ные слова на слоги, прочи-тать их и про-верить, нет ли пропуска, за-мены, переста-новки, удвое-ния букв или слогов; использование приема «ошибающий-ся учитель»
  Недостаточная концентрация внимания    
Трудности при описании картинки (наглядного пособия, иллюстрации к произведению и др.)     Недостаточность развития мыслительной операции анализ через синтез   46, 82, 83  
    Недифференцированность восприятия (не замечает мелких деталей)   3-5, 25, 30, 34, 48  
  Отсутствие планомерности восприятия (перескакиевает с описания одной части к другой    
    Фрагментарность восприятия    
    Недостатки речевого развития    
  Недостаточность развития мыслительной деятельности (низкий уровень осмысления воспринимаемого)    
Ошибки при письме по памяти: - смешивание графически сходных букв   - пропуск согласных     - затруднение с выделением слова из предложения     - перестановка букв         Недостаточность зрительного анализа       1, 3-5, 25, 30, 34, 48  
  Несформированность пространственных представлений   31, 32  
  Недостаточное усвоение зрительных образов отдельных букв    
  Недостаочность звуко-буквенного анализа    
    Неустойчивость внимания    
  Недостатки в развитии вербального анализа    
  Недостатки в развитии зрительного анализа   1, 3-5, 25, 30, 34, 48  
  Недостатки звуко-буквенного анализа    
  Неустойчивость произвольного внимания    
Ошибки при письме под диктовку: - смешивание графически сходных букв     - затруднение с выделением предложения из текста - затруднение с выделением слова из предложения - пропуск согласных   - персеверация (повторение) букв   - смешивание твердых и мягких согласных       Недостаточность зрительного анализа       1, 3-5, 25, 30, 34, 48  
  Несформированность пространственных представлений   31, 32  
  Недостаточное усвоение зрительных образов отдельных букв    
  Недостатки в развитии вербального анализа    
  Недостатки в развитии вербального анализа    
  Недостатки звуко-буквенного анализа      
  Неустойчивое внимание      
  Неустойчивость произвольного внимания      
    Индивидуально- типологические особенности нервной системы (преобладание возбудительного процесса) Повысить концентрацию внимания, усилить самоконтроль
  Недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа   20, 21, 85, 86  
  Не развито умение дифференцировать слухоречедвигательные мышечные ощущения разной степени напряжения   85, 86  
Не усвоены правила правописания       Ликвидировать пробелы в знаниях

Психодиагностическая таблица 2. Трудности при обучении чтению: