Причины, диагностика, коррекция
| Внешние проявления трудностей | Уровни детерминации (причины) | Задания для психодиаг-ностики и коррекции | Рекомендации | ||
| педагогический | психологический | психофизиоло-гиический | |||
| Замена букв согласных, близких по акустическим или артикуляционным признакам (напр., «зуки» вместо «жуки», «шапаги» вместо «сапоги», «панка» вместо «банка») | Недоразвитие фонетико-фонематического анализа | 20, 21, 85, 86 | |||
| Несформированность звукобуквенных ассоциаций | 30, 36 | ||||
| Недостатки в произношении | 23, 24 | Консультация логопеда | |||
| Пропуск букв гласных, согласных, слогов, недописывание слов и предложений (напр., «трва» вместо «трава», «кродил» вместо «крокодил», «жвт» вместо «живет», «сдт» вместо «сидит», «красны» вместо «красный», «набухл» вместо «набухли», «слад» вместо «склад») | Недостаточность звукобуквенного анализа | ||||
| Неустойчивость внимания | |||||
| Снижение работоспособ-ности | Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение «разгрузочного дня») | ||||
| Индивидуально-психологичес-кие особенности темперамента (излишняя торопливость, высокая скорость письма при холерическом темпераменте и стремление «сэкономить» на письме, убыстрить его при флегматическом темпераменте) | Повысить концентрацию внимания, усилить самоконтроль, обеспечить удобный темп работы | ||||
| Перестановка букв и слогов в словах (напр., «звял» вместо «взял», «перерисал» вместо «переписал», «уманя» вместо «умная», «бывор» вместо «выбор», «спетени» вместо «степени») | Недостаточность зрительного анализа | 3-5, 25, 30, 34, 48 | |||
| Недостаточность звукобуквенного анализа | Консультация логопеда (при недостатках произношения) | ||||
| Неустойчивость произвольного внимания | |||||
| Вставка букв гласных (напр., «галака» вместо «галка», «тарава» вместо «трава», «клюкива» вместо «клюква», «кувашин» вместо «кувшин») | Несформированность звукобуквенного анализа | ||||
| Неустойчивость произвольного внимания | |||||
| Недостаточное артикулирова-ние при письме | Четкое прошептыва-ние слова перед его написанием | ||||
| Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных (напр., «васелки» вместо «васильки», «кон» вместо «конь», «смали» вместо «смяли») | Недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа | 20, 21, 85, 86 | |||
| Не развито умение дифференцировать слухоречедвигательные мышечные ощущения разной степени напряжения | 85, 86 | ||||
| Не усвоены правила правописания | Ликвидиро-вать пробелы в знаниях | ||||
| Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова | Несформированность фонетико-фонематического анализа | 20 , 21, 85, 86 | |||
| Недостаточность развития анализа пространственных отношений | 31, 32 | ||||
| Трудности при выделении предложения из текста, слова из предложения | Недостатки в развитии вербального анализа | ||||
| Трудности при определении количества названных слов | Недостатки в развитии вербального анализа | ||||
| Не сформировано понятие числа | 50, 51 | ||||
| Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных (находящихся в сильной позиции) | Недоразвитие фонетико-фонематического анализа | 20, 21, 85, 86 | Консультация логопеда | ||
| Недостатки в развитии звукового анализа | |||||
| Затруднения при определении последовательности звуков в слове | Недостатки в развитии звукового анализа | ||||
| Слабое развитие слуховой памяти | 13, 14 | ||||
| Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б – в, н – п, м – л, ш – т, б – д и др.) | Недостаточность зрительного анализа | 5, 25, 30, 34, 48 | |||
| Несформированность анализа пространственных отношений | 31, 32 | ||||
| Недоговаривание, добавление звуков | Недоразвитие фонетико-фонематического анализа | 20, 21, 85, 86 | |||
| Недостаточность процессов звукового анализа | |||||
| Недостатки в артикуляции | Консультация логопеда | ||||
| При письме сращивание и расщепление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание приставок (напр., «виситнастне», «подорожке», «при летели», «в зела» вместо «взяла», « живет» вместо «живет», «жвлсу» вместо «живет в лесу», «послдаж» вместо «после дождя») | Несформированность вербального анализа | ||||
| Недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза | 3-5, 25, 30, 34, 48 | ||||
| Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | 31, 32 | ||||
| «Зеркальное» написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде | Недостаточность зрительного анализа | 3, 4, 30 | Конструиро-вать букву из ее элементов | ||
| Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | 31, 32 | ||||
| Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами букв | |||||
| Замена букв по пространственному сходству (с – е, б – д, и – п, н – п) | Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | 31, 32 | |||
| Недостаточность зрительного анализа | 3-5, 25, 30, 34, 48 | ||||
| Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки | Слабо развита тонкая моторика руки | ||||
| Не сформированы зрительно-двигательные координации | 8, 87 | ||||
| Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | 31, 32 | ||||
| Не усвоено понятие «рабочая строка» | |||||
| Расположение букв при списывании в обратной последовательности; копия располагается слева от образца | Не сформирована однонаправлен-ность считывания слева направо | ||||
| Недостаточно развит анализ пространственных отношений | 31, 32 | ||||
| Расположение учебного материала на строках страницы снизу вверх (продолжение текста расположено на строчке, находящейся выше его начала; копия располагается на строчке, находящейся выше образца; продолже-ние учебного материала располагается за границей рабочей строки) | Недостаточно развит анализ пространственных отношений | 31, 32 | |||
| Не отработано правило размещения учебного материала в направлении сверху вниз | 6, 7 | ||||
| Затруднения при усвоении правильного начертания букв, затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр | Недостаточность зрительного анализа | 3-5, 25, 30, 34, 48 | |||
| Недоразвитие микромоторики | |||||
| Несформированность зрительно-двигательных координаций | 8, 87 | ||||
| Несформированность дифференцированных зрительных образов букв и цифр | |||||
| Неправильный выбор образца при написании буквы (цифры) | |||||
| Неряшливое письмо, грязь в тетради, неумение правильно «надавливать» на ручку или карандаш | Недоразвитие макро и микромоторики | ||||
| Неумение дифферен-цировать мышечные усилия | 33(9) | ||||
| Несформированность зрительно-двигательных координаций | 8, 87 | ||||
| Не сформированы личностные качества аккуратности и прилежности | Выработка соответствующих качеств | ||||
| Очень медленный темп письма | Несформированность зрительно-двигательных координаций | 8, 87 | |||
| Недостаточное развитие микромоторики | |||||
| Трудности в произвольном управлении движениями | 9, 11 | ||||
| Индивидуально-типологические особенности нервной системы (инертность нервных процессов) | Предоставить возможность работать в доступном темпе; отводить больше времени для выполнения заданий; проводить тренировоч-ные игры на быстроту реакции, работу в заданном темпе и ритме; выполнять задания с ограниче-ниием времени работы; формировать личностные качества (собранность, организованность, умение быстро сосредота-чиваться) | ||||
| Несформированность прочных ассоциативных связей между звуковой и графической формами букв | |||||
| Затруднения в осуществлении звукобуквенного анализа | |||||
| Ошибки при списывании (с доски, из учебника, с карточки и др.) | Несформированность процессов зрительного анализа | 3-5, 25, 30, 34, 48 | |||
| Неустойчивость произвольного внимания | |||||
| Неумение поэлементно воспроизводить образец (плохо копирует образец) | 4, 49 | ||||
| Слабое развитие кратковременной зрительной памяти | |||||
| Недостаточно проговаривает записываемое слово | Четкое прошептыва-ние слова перед его написанием | ||||
| Не умеет копировать образец (воспроизводит образец с ошибками) | Слабая дифференци-рованность восприятия (не замечает мелкие детали) | 1а, 5, 25 | |||
| Несформированность процессов зрительного анализа | 1а, 3-5, 25 | ||||
| Неустойчивость произ-вольного внимания | 2, 5 | ||||
| Низкий уровень непос-редственного зритель-ного запечатления | 34, 35, 38 | ||||
| Не сформирова-но понятие вза-имнооднозначного соответствия | 4, 49 | Формировать умение поэле-ментного вос-произведения | |||
| Искажение почерка (нестабильность графических форм, постоянные колебания наклона и высоты букв) | Недостатки в развитии зрительно-двигатель-ных координаций | 8, 87 | |||
| Недостаточное развитие процессов зрительного анализа | 1, 3-5, 25, 30, 34, 48 | ||||
| Отсутствие прочной связи между зритель-ным и двигательным образами буквы | |||||
| Несформированность анализа простран-ственных отношений | 31, 32 | ||||
| Не сформирован графомоторный компонент письма | |||||
| Затруднения при переводе звука в букву и наоборот | Несформированность звукобуквенного анализа | ||||
| Не выработаны прочные ассоциативные связи между звуковой и графической формами буквы | |||||
| Не усвоены понятия «звук» и «буква» и их соотношение | 20, 30 | ||||
| Дислексия | Занятия с дефектологом | ||||
| Трудности в удержании и воспроизведении элементов речи (звуков, слов, предложений) | Недостатки в развитии непосредственной кратковременной памяти (зрительной, слуховой) | 12-14, 90 | |||
| Поверхностная смысловая обработка материала при запоминании | 16, 18 | ||||
| Недостатки в развитии произвольного внимания | |||||
| Сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот | Недостаточность развития процессов зрительного анализа | 3-5, 25, 30, 34,48 | |||
| Недостаточная отдифференцирован-ность зрительных образов печатных и письменных букв | |||||
| Недостаточное развитие зрительной памяти | |||||
| Замена письменных букв печатными | Недостаточная отдифференцирован-ность зрительных образов печатных и письменных букв | ||||
| Недостаточное развитие зрительной памяти | 12-14 | ||||
| Недостатки в развитии психомоторной сферы (зрительно-двигательных координаций) | 8, 87 | ||||
| Предвосхищение (антиципация) букв («покловок» вместо «попловок») | Недостаточное артикулирова-ние записываемого словесного материала | Четкое прошептыва-ние слова перед его написанием | |||
| Недостатки в развитии звукового анализа | 22, 85 | ||||
| Слишком быстрый темп письма | Замедлить процесс письма, предлагая каждую букву писать два раза | ||||
| Недостаточное развитие процессов зрительного анализа | 1, 3-5, 25, 30, 34, 48 | ||||
| Недостаточность процессов самоконтроля | 9, 10,40 | ||||
| Тремор (дрожание руки) при письме | Трудности в произвольном управлении микромоторикой | ||||
| Неумение дифференцировать мышечные усилия | 33 (9) | ||||
| Недостатки в сформированности зрительно-двигательных координаций | 8, 87 | ||||
| Функциональные нарушения нервно-психической сферы (астения) | Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение «разгрузочного дня») | ||||
| Появление или возрастание ошибок к концу работы | Недостаки в развитии процессов самоконтроля (постепенное ослабление | ||||
| Недостаточный уровень развития процессов саморегуляции | |||||
| Ослабление процессов произвольного внимания | |||||
| Астеническое состояние | Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение «разгрузочного дня») | ||||
| Индивидуально-типологические особенности нервной системы (слабость нервных процессов) | Представлять возможность перерывов в работе для кратковремен-ного отдыха | ||||
| Количественные ошибки (преувеличение или преуменьшение количества букв, слогов и элементов букв; например «бабабушка», «ш» вместо «и», «п» вместо «т») | Недостаточность зрительного анализ | 3-5, 25, 30, 34, 48 | |||
| Несформиро-ванность понятия числа | 50, 51 | ||||
| Индивидуально-типологические особенности нервной системы (преобладание возбудительного процесса в случае преувеличения буквенных элементов и преждевременное затормаживание повторяющихся движений руки при их преуменьшении) | Повысить концентрацию внимания, усилить самоконтроль | ||||
| Смешение графически сходных букв | Недостаточность зрительного анализа | 3-5, 25, 30, 34, 48 | |||
| Недостатки в развитии пространственных представлений | 31, 32 | ||||
| Не усвоены зрительно-двигательные образы соответствующих букв | |||||
| Плохая ориентировка в пространстве листа тетради | Недостаточность развития анализа пространственных отношений (право-лево, верх-низ) | 31, 32 | |||
| Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля | |||||
| Трудности в усвоении алфавита | Недостатки в развитии непосредственной произвольной памяти | 12, | |||
| Недостаточная дифференциация букв, сходных по написанию или близких по звучанию | 20, 30 | ||||
| Несформированность звукобуквенного анализа | |||||
| Затруднения в употреблении заглавной буквы в начале предложения | Недостаточное развитие вербального анализа (невыделение первого слова в предложении) | 26 б | |||
| Недостаточная гибкость мыслительной деятельности | 15, 81, 84 | ||||
| Не усвоено соответствую-щее правило | Ликвидиро-вать пробелы в знаниях | ||||
| Неправильное употребление заглавной буквы в именах собственных (маленький мальчик – саша, большой мальчик – Саша) | Конкретность мышления | ||||
| Не усвоено соответствую-щее правило | Ликвидиро-вать пробелы в знаниях | ||||
| Недостаточная гибкость мыслительной деятельности | 15, 81, 84 | ||||
| Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений | Несформированность вербального анализа (неумение выделить законченную мысль) | 26 б, 27, | |||
| Недостаточное развитие процессов зрительного анализа (синкретичность восприятия) | 1, 5, 27 | ||||
| Трудности при определении слова как части речи (напр., «бег», «пение» называет глаголами, «лежать», «молчать» – не глаголами, т.к. не обозначают действия) | Конкретность мышления (не может отделить слово от обозначаемого содержания) | ||||
| Недостаточность операции абстрагирования | |||||
| Затруднения при подборе родствен-ных слов на осно-ве установления общего смысла корня (напр., часы – часовой, жарко - жаркий, светает - свечка) | Конкретность мышления | Дифференцировать однокоренные слова от синонимов и антонимов | |||
| Недостаточность мыслительной операции обобщения | 17, 19, 89 | ||||
| Несформированность операции сравнения | |||||
| Не умеет применять правило в конкретной ситуации (напр., зная, что «жи-ши» пишется с буквой «и», пишет «сидел на крыши») | Недостаточность операции абстрагирования | Отдифферен-цировать условия, при которых пишется «и», а когда «е» (в дательных и предложных падежах) | |||
| Несформированность операции сравнения | |||||
| Недостатки в развитии мыслительной операции анализа | 3-5, 27 | ||||
| Не усвоено пра-вописание глас-ных после ши-пящих в силь-ной позиции | Ликвидиро-вать пробелы в знаниях | ||||
| Отсутствие «орфографической зоркости» (не умеет найти орфограмму до записи слова и при проверке написанного) | Недостатки в развитии слухового вербального анализа | Отчетливое громкое послоговое проговарива-ние зрительно воспринима-емых слов; отработать зрительно-двигательные образы слов; запоминание фонемно-морфемных блоков (ира, тель, чат, лив) | |||
| Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала | 34, 35, 43-45 | ||||
| Несформированность звукового анализа | 20, 85 | ||||
| Недоразвитие зрительной памяти | 12, 35 | ||||
| Недостаточность звуко-буквенного анализа | |||||
| Недостатки в развитии самоконтроля | |||||
| Несформированность двигательных образов слов | |||||
| Недостаточное артикулирова-ние слов при письме | Четкое прошептыва-ние слова перед его записыванием | ||||
| Не отработана связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой | |||||
| Недостатки в развитии фонематического восприятия | 20, 21, 85, 86 | ||||
| Недостаточность развития процессов произвольного внимания | |||||
| Неправильная постановка точка при письме или ее отсутствие | Недостатки в развитии вербально-смыслового анализа (не умеет выделить законченную мысль) | Учить вычле-нять пред-ложения из текста; сос-тавление пред-ложения из от-дельных слов; составление нескольких предложений; работа с диф-ференцированными пред-ложениями и текстами (со слитно напи-санными сло-вами, с пропу-щенными сло-вами, «расы-панные» пред-ложения); вы-разительное громкое чте-ние; составле-ние плана текста | |||
| Недостаточность развития мышления (не понимает предложений в тексте) | 39-42 | ||||
| Несформированность мыслительной операции синтеза (не умеет найти связи внутри смыслового целого) | 18, 28 | ||||
| Не умеет находить ошибки в собственной работе | Недостаточность процессов самоконтроля (по смыслу и по написанию) | 10, 40 | Учить выде-лять отдель-ные слова и проверять каждое их них на соответ-ствие общему смыслу пред-ложения; делить отдель-ные слова на слоги, прочи-тать их и про-верить, нет ли пропуска, за-мены, переста-новки, удвое-ния букв или слогов; использование приема «ошибающий-ся учитель» | ||
| Недостаточная концентрация внимания | |||||
| Трудности при описании картинки (наглядного пособия, иллюстрации к произведению и др.) | Недостаточность развития мыслительной операции анализ через синтез | 46, 82, 83 | |||
| Недифференцированность восприятия (не замечает мелких деталей) | 3-5, 25, 30, 34, 48 | ||||
| Отсутствие планомерности восприятия (перескакиевает с описания одной части к другой | |||||
| Фрагментарность восприятия | |||||
| Недостатки речевого развития | |||||
| Недостаточность развития мыслительной деятельности (низкий уровень осмысления воспринимаемого) | |||||
| Ошибки при письме по памяти: - смешивание графически сходных букв - пропуск согласных - затруднение с выделением слова из предложения - перестановка букв | Недостаточность зрительного анализа | 1, 3-5, 25, 30, 34, 48 | |||
| Несформированность пространственных представлений | 31, 32 | ||||
| Недостаточное усвоение зрительных образов отдельных букв | |||||
| Недостаочность звуко-буквенного анализа | |||||
| Неустойчивость внимания | |||||
| Недостатки в развитии вербального анализа | |||||
| Недостатки в развитии зрительного анализа | 1, 3-5, 25, 30, 34, 48 | ||||
| Недостатки звуко-буквенного анализа | |||||
| Неустойчивость произвольного внимания | |||||
| Ошибки при письме под диктовку: - смешивание графически сходных букв - затруднение с выделением предложения из текста - затруднение с выделением слова из предложения - пропуск согласных - персеверация (повторение) букв - смешивание твердых и мягких согласных | Недостаточность зрительного анализа | 1, 3-5, 25, 30, 34, 48 | |||
| Несформированность пространственных представлений | 31, 32 | ||||
| Недостаточное усвоение зрительных образов отдельных букв | |||||
| Недостатки в развитии вербального анализа | |||||
| Недостатки в развитии вербального анализа | |||||
| Недостатки звуко-буквенного анализа | |||||
| Неустойчивое внимание | |||||
| Неустойчивость произвольного внимания | |||||
| Индивидуально- типологические особенности нервной системы (преобладание возбудительного процесса) | Повысить концентрацию внимания, усилить самоконтроль | ||||
| Недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа | 20, 21, 85, 86 | ||||
| Не развито умение дифференцировать слухоречедвигательные мышечные ощущения разной степени напряжения | 85, 86 | ||||
| Не усвоены правила правописания | Ликвидировать пробелы в знаниях |
Психодиагностическая таблица 2. Трудности при обучении чтению: