II. Стадии выполнения выпускной квалификационной работы

Тема ВКР носит исследовательский характер. Основными стадиями выполнения работы являются:

Первая стадия

• ознакомление с основными требованиями, предъявляемыми к выполнению

выпускных квалификационных работ;

• выбор проблемы и темы исследования;

• обоснование актуальности выбранной темы, практической значимости;

• определение объекта и предмета исследования;

• постановка цели и задач исследования;

• формулировка гипотезы;

• подбор литературы, составление библиографического указателя по теме

работы;

• составление критического обзора литературы и формулировка выводов;

Вторая стадия

• выбор методов проведения исследования;

• разработка методики исследования – описание процесса исследования

(методика, основные стадии);

• непосредственное исследование;

• анализ и оформление материалов экспериментальной части,

формулирование выводов и предложений;

• написание и оформление ВКР, оформление иллюстративного материала;

• подготовка ВКР к защите, составление доклада,

• обсуждение на ЦМК, рецензирование работы;

Третья стадия

• защита выпускной квалификационной (дипломной) работы;

• внедрение полученных результатов в практику.

 

III. Структура выпускной квалификационной работы.

 

Общие рекомендации

Выпускная квалификационная работа студента должна характеризоваться:

- четкой целевой направленностью;

-логической последовательностью изложения материала;

- краткостью и точностью формулировок;

- конкретностью изложения результатов работы; -доказательностью выводов

и обоснованностью рекомендаций;

- грамотным изложением и оформлением.

Выпускная квалификационная работа должна содержать следующие структурные составляющие:

- титульный лист (приложение 1);

- задание на выполнение выпускной квалификационной работы (приложение 2);

- отзыв научного руководителя (приложение 3);

- содержание (или оглавление) работы (приложение 4);

- введение;

- основную часть (разделы, главы, параграфы);

- заключение;- глоссарий (приложение 5);

- список сокращений (если требуется);

- список использованных источников (Приложение 7);

- приложения.

 

Титульный лист и задание на выполнение выпускной квалификационной работы заполняются в соответствии с приложениями 1 и 2. Задание составляется и подписывается научным руководителем, утверждается заместителем директора по учебной работе. Принятие задания к исполнению подтверждается подписью выпускника с указанием даты.

 

В отзыве руководителя дается оценка выполненной студентом выпускной квалификационной работы, указываются ее актуальность, степень проработанности. Форма этого отзыва приведена в приложении 3.

Оглавление (содержание) включает в себя заголовки всех разделов (глав, параграфов и т.д.), содержащихся в выпускной квалификационной работе. Оглавление призвано раскрыть в краткой форме содержание работы путем обозначения основных разделов, частей, глав приложений. Место оглавления в общей структуре работы должно быть в начале ее. Пример оглавления (содержания) приводится в приложении 4.

Объем введения работы составляет 2-4 страницы машинописного текста.

Во введении кратко характеризуется проблема, решению которой посвящена выпускная работа, дается постановка основного вопроса исследования, чтобы подготовить к лучшему усвоению изложенного материала. Также во введении излагается информация об актуальности темы, обоснования ее выбора, современное состояние рассматриваемого вопроса и его практическая значимость, цели, задачи, гипотеза исследования.

Проблема – это теоретический или практический вопрос, ответ на который неизвестен, и на который нужно ответить. Именно на разрешение проблемы (противоречия) направляется работа.

Например:

«Выбор темы исследования не был случаен. Сердечно-сосудистые заболевания занимают ведущее место в структуре неинфекционной патологии взрослых и являются основной причиной ранней инвалидизации и причиной преждевременной смертности в большинстве стран.

Результаты эпидемиологических исследований, проведенных во многих странах, свидетельствуют о том, что основным фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний является артериальная гипертензия. До середины 80-х годов прошлого столетия общепризнанным было мнение, что в детском возрасте высокое артериальное давление является редкостью и регистрируется чаще всего на фоне основных заболеваний

(кардиоваскулярных, почечных, эндокринных).

Исследования по контролю артериального давления у детей установили, что ртериальное давление может дебютировать в детском и подростковом возрасте и носить первичный характер. Поэтому проблема ранней диагностики и первичной профилактики

сердечно-сосудистых заболеваний, начиная с детского и подросткового возраста, является в настоящее время чрезвычайно актуальной, а выявление факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, эффективная диспансеризация этой группы населения являются важным аспектом в работе амбулаторно-поликлинической службы. Определенная роль в этом отводится и фельдшеру общей практики».

Важным при определении проблемы является вопрос об ее актуальности.

Актуальность исследования определяется следующими факторами:

- степенью востребованности, необходимостью решения определенной проблемы (потребностью в новых данных, методах, способах);

- уровнем готовности здравоохранения к разрешению возникших проблем.

Обоснование актуальности включает выделение сути проблемной ситуации и направления ее решения.

 

Объект и предмет исследования:

Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которое автор избрал для исследования. Объект исследования отвечает на вопрос: «Что рассматриваем?».

Например: «Объект исследования – популяционная группа студенческой молодежи в возрасте 16-20 лет».

 

Предмет – это то, что находится в границах объекта. Именно на него и направлено основное внимание, и именно он определяет тему выпускной квалификационной работы. Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятельности. Определение же предмета исследования – это, прежде всего уточнение «места и времени» действия. Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет (аспект) исследования во всех

его взаимосвязях. Проще говоря, это определенная область реальной действительности либо сфера общественной жизни (социально- экономической, политической, организационно-правовой и т.д.). Объект исследования всегда шире, чем его предмет.

Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.

Именно на предмет исследования направлено основное внимание автора, именно предмет определяет тему работы. Для его исследования (предмета) формулируются цель и задачи.

Например: «Предмет исследования – артериальное давление, другие парметры, влияющие на состояние сердечно-сосудистой системы».

 

Цель исследования – это желаемый, конечный результат исследования (это ответы на вопросы что? (хотели исследовать) – как? (планируете это делать: сбор информации, выполнить, обработать) – зачем? (т.е. мотивация, обоснование).

Цели могут быть исследовательские (выявление факторов развития, благоприятствующих условий, разработка технологий, способов управления) и практические (сохранение здоровья, успешное обучение). Достижение исследовательских целей создает условия, позволяет выявить средства достижения практических целей.

Цель напрямую зависит от темы.

Например: «1. Выявление и характеристика факторов риска сердечно- сосудистых заболеваний в возрасной популяции студентов 16-20 лет;

2. Ранняя диагностика отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы;

3. Формирование группы диспансерного учета с отклонениями в деятельности сердечно-сосудистой системы».

Задачи исследования – это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Формулировка задач делается в форме перечислений. Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются изучение сущности явления, выявление условий и факторов их определяющих,

знакомство с методикой работы.

Для достижения цели ставится 3-5 задач:

- первая задача связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта;

- вторая задача – с анализом реального состояния предмета исследования,

динамики внутренних противоречий развития;

-третья – со способами преобразования,моделирования,опытно- экспериментальной проверки;

- четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемого объекта.

Например: «1. изучение структуры сердечно-сосудистой заболеваемости у детей и подростков;

2. работа с алгоритмом ранней диагностики артериальной гипертензии;

3. выявление и анализ факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний;

4. отработка методики измерения артериального давления с диагностической целью».

Гипотеза – предположение о путях, способах, условиях решения поставленных задач и возможных результатах. Различают первоначальную гипотезу и развитую, научную гипотезу. Гипотеза чаще всего имеет структуру: «если… (что-то вести, изменить подход, создать условия, активизировать какие-то факторы), то…» (будет достигнут такой-то

результат), или предположение о том, за счет чего, с помощью каких механизмов будет получен положительный результат: «так как…» или «потому что…».

Например: «Наличие одного (наследственная предрасположенность) или нескольких факторов риска (гиподинамия, интенсивная интеллектуальная нагрузка избыточная масса тела, дефицит сна и отдыха и др.) приводит к изменению артериального давления и является причиной развития сердечно-сосудистых заболеваний в детском и юношеском

возрасте».

Результатами исследования гипотеза может быть либо подтверждена, либо отвергнута, либо доказана частично.

Методы исследования – это способы сбора и обработки информации.

Выбор методов определяется объектом и целями научного исследования.

Основные методы:

- исторический метод включает историко-графическое, архивное изучение литературы, освещающей исследуемый вопрос или проблему;

- метод наблюдения позволяет воспринимать особенности протекания изучаемого явления или процесса и их изменений, включает анализ применения различных методик лабораторных и клинических исследований, приемов обследования пациента;

- экспериментальные методы включают лабораторные опыты, психофизиологические и клинические исследования, проводимые в точно учитываемых условиях;

- социологический метод включает опрос, беседу, анкетирование, тестирование, экспертное оценивание (оценка, получаемая путем выяснения мнений специалистов);

- статистический метод применяется при необходимости получить количественные характеристики изучаемых явлений с последующим анализом;

- логический метод сопутствует любому научному исследованию, включает индукцию, дедукцию, анализ и синтез.

Например:

«Методы исследования:

- скрининг – исследование;

- выкопировка данных из амбулаторных карт;

- интервью;

- измерение артериального давления;

- собственные наблюдения (изучение объекта без вмешательства в процесс со

стороны исследователя);

- анализ и синтез.

 

Практическая значимость (ценность) работы – определяется наличием практических рекомендаций, возможностью внедрения полученных результатов в практику.

Например:

«Считаем, что в ходе нашей работы цели исследования были достигнуты:

- выявлены факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний и их распространенность в возрастной популяции подростков и студенческой молодежи;- проведена нозологическая диагностика сердечно-сосудистых заболеваний в указанной популяции подростков и студенческой молодежи и сформулированы предварительные диагнозы;

- списки студентов, имеющих нестабильное артериальное давление,

переданы в медицинский кабинет колледжа и поставлены на диспансерный учет»;

- оформлены и выпущены в виде буклета рекомендации по коррекции факторов риска с артериальной гипертонией».

 

Основная часть составляет наибольший объем работы, состоит из нескольких глав. и должна соотноситься с поставленными задачами. В зависимости от того, какие задачи стоят перед автором, основная часть делится на 2-3 главы.

Содержанием основной части исследования является теоретическое осмысление проблемы и изложение фактического материала. Последовательность изложения того и другого может быть различной. Первая часть имеет теоретический характер, в нем излагается краткая история поставленной темы на основе литературного обзора с учетом уровня разработанности проблемы в теории и практике, научная гипотеза.

Вторая – практическая часть носит исследовательский характер, в нем дается краткая характеристика базы исследования, материалы, методы исследования, экспериментальные данные, обоснование их применения, обработка и анализ результатов работы, выводы. В тексте следует помещать необходимый графический и иллюстративный материал, однако, не перегружая им основную часть и вынося некоторый материал в приложения.

В конце каждой главы должны быть сформулированы краткие выводы. Между разделами основной части должна быть логическая связь и естественный переход. Третья часть носит проектный характер, в нем формулируются предположения по совершенствованию и перспективам развития, практическому использованию результатов исследования.

Ссылку на иллюстрацию помещают в тексте вслед за упоминанием предмета, ставшего объектом изображения, например, рис.1, табл.1.

Цифровой материал, если есть, представляется в форме, легко доступной обозрению в виде таблиц, диаграмм, графиков. Каждая таблица, включенная в текст, должна иметь номер и наименование (заголовок), например: таблица 1.

Объем основной части выпускной квалификационной работы – 30-40 страниц.

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их

практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний.

Например: «Результаты исследования подтверждают, что острые кишечные инфекции остаются актуальной проблемой инфекционной патологии. Учитывая определенное место в структуре инфекционной заболеваемости, основное направление профилактической работы следует сконцентрировать на группе детей от 3 до 6 лет, что связано с их переводом в детские дошкольные учреждения.Для выяснения истинной причины заболеваемости острыми кишечными инфекциями желательна и показана госпитализация на ранних сроках заболевания. Это позволит окончательно выявить возбудителя

заболевания и наметить пути профилактики».

 

Глоссарий – толковый (объясняющий) словарь понятий и терминов. Используя в тексте выпускных квалификационных работ термины, уместно применяя и правильно раскрывая их содержание, автор демонстрирует профессиональную компетентность и готовность к

профессиональной и научной деятельности. В глоссарий включаются основные профессиональные термины (а также их английские либо латинские аналоги, в необходимых случаях аналоги на других языках), факты, персоналии, важнейшие даты. При подготовке глоссария могут быть использованы словари, энциклопедии,

справочники, документы законодательного характера избранной специальности.

 

Список использованных источников является обязательным атрибутом выпускной квалификационной работы.

Основные требования, предъявляемые к списку литературы:

- соответствие теме работы и полнота отражения всех аспектов ее рассмотрения, наличие опубликованных отечественных и зарубежных документов;

- разнообразие видов изданий (официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, производственно-практические).

- отсутствие морально устаревших документов.

Список источников рекомендуется располагать в алфавитном порядке:

авторских заголовков (фамилия и инициалы авторов) или основных заглавий.

Правила составления списка литературы:

- автор (фамилия, инициалы) – точки после каждого инициала;

- название произведения – без сокращения и без кавычек, двоеточия.

Подзаглавие – также без кавычек, точка. Косая черта / 1-й автор, если есть 2-й автор, 3-й автор,тире.

Выходные данные (место издания, издательство, год издания):

- место издания – с прописной буквы. Москва, Санкт-Петербург, пишутся сокращенно М, СПб, точка, двоеточие; другие города России – полностью (слово город не пишется), двоеточие;

- наименование издательства без кавычек с прописной буквы, запятая;- год издания (слово год не пишется), точка, тире;- том, часть – пишутся с прописной буквы (Т., Ч.), после цифры, тома или

части. Выпуск с прописной буквы, сокращенно (Вып.), арабские цифры пишутся без наращения.

- порядковый номер издания – с прописной буквы, сокращенно, точка,тире.

Цифра с наращением. Например: Изд. 2-е – страницы (количество) - «с».

Упорядоченный список литературы должен быть пронумерован по порядку записей арабскими цифрами с точкой.

В списке использованных источников выпускных квалификационных работ следует привести примерно 20-40 наименований опубликованных источников.

 

Приложения являются обязательным компонентом выпускной квалификационной работы.

В приложениях следует приводить различные вспомогательные материалы (таблицы, схемы, раздаточный материал, графики, диаграммы, иллюстрации, копии постановлений, договоров, инструкции, вспомогательные расчеты и т.п.). С одной стороны, они призваны дополнять и иллюстрировать основной текст, с другой – разгружать его от второстепенной информации. Все материалы, помещенные в приложениях, должны быть связаны с основным текстом, в котором обязательно делаются ссылки на оответствующие приложения.

Правила представления Приложений:

- приложения помещают в конце работы;

- каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;

- приложения нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией.

Номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком приложения после слова «Приложение» (символ «№» не пишется).

Приложения не засчитываются в заданный объем работы.