В СОЦИОЛОГИИ

 

Наблюдение — метод сбора первичных эмпирических данных, кото­рый заключается в непосредственном восприятии (визуальном, слуховом) и регистрации значимых социальных процессов, явлений, событий, под­вергающихся контролю и проверке.

Отличия научного наблюдения от обыденного:

• четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;

• осуществляется по заранее продуманному плану;

• данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной

системе;

• полученная информация подвергаться контролю на обоснованность

и устойчивость.

Главное преимущество наблюдения — позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения. Другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспек­тивных суждениях индивида. Наблюдение дает более достоверные данные о действиях людей в определенных социальных ситуациях. Можно собирать данные независимо от желания членов исследуемой группы говорить.

Три специфические особенности наблюдения:

1) неразрывная связь наблюдателя с объектом наблюдения, наклады­вающая отпечаток на интерпретацию ученым наблюдаемых явлений;

2) восприятие социальных явлений наблюдателем и их интерпретация всегда эмоционально окрашены, что может быть причиной искажений данных наблюдения;

3) сложность повторного наблюдения, так как социальные процессы подвергаются воздействию различных факторов.

Наблюдение может служить достижению различных целей:

• может быть источником построения гипотез;

• служить методом проверки результатов других данных;

• давать дополнительные сведения об изучаемом объекте;

• применяется и в разведывательных, и в аналитических, и в экспе­риментальных исследованиях.

Наблюдение часто бывает не основным, а вспомогательным методом сбора информации. Наблюдение редко носит массовый характер и являет­ся одним из самых дорогостоящих методов сбора данных.

Выделяют объективные и субъективные недостатки метода наблюдения.

Объективные недостатки:

1) не все социальные факты поддаются наблюдению;

2) наблюдаемые факты ограничены во времени.

Субъективные недостатки связаны с личностными, профессиональны­ми особенностями наблюдателя, который может по разному истолковы­вать наблюдаемые явления.

Важнейшим документом наблюдения является программа, которая определяет его этапы:

1. Определение цели и задач исследования.

2. Выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения.

3. Выбор способа наблюдения.

4. Выбор способа регистрации наблюдаемого объекта.

5. Обработка и интерпретация полученной информации.

В программе конкретизируется перечень значимых элементов наблю­дения. К ним относятся:

а) наблюдаемые — отдельные люди в различных ситуациях общения, малые группы, общности;

б) обстановка—место нахождения наблюдаемой ситуации, типичное для этого места социальное поведение;

в) цель деятельности людей;

г) социальное поведение — на кого (на что) направлена деятельность, психологическая атмосфера в группе;

д) частота и продолжительность —уникальность или типичность си­туации.

Наблюдение в социологии классифицируется по различным признакам. По месту проведения наблюдения различают долевое и лабораторное наблюдение. Полевое наблюдение происходит в естественных условиях, а лабораторное проводится в в экспериментальной ситуации (конкурс, игра, соревнование). Поле деятельности лабораторного наблюдения ограниче­но, так как люди знают об эксперименте и могут вести себя неадекватно.

В зависимости от регулярности наблюдения оно носит систематический или случайный характер. Систематическое наблюдение планирует­ся и осуществляется в течение определенного периода, несистематическое проводится без плана, по поводу той или иной конкретной ситуации.

По положению наблюдателя наблюдения подразделяются на включен­ные и невключенные. При включенном наблюдении социолог непосредственно включен в наблюдаемый объект, входит в социальную среду и изнутри характеризует процессы и явления. При “полном включении” со­циолог работает в изучаемом коллективе как его член.

Невключенное наблюдение предполагает изучение социологом объек­та исследования со стороны, не участвуя в деятельности группы и не всту­пая с ее членами в прямые контакты.

Как включенное, так и невключенное наблюдение может проводиться как явно, так и скрыто. В последнем случае остро возникают проблемы

этического характера.

Отечественный социологВ.А. Ядов предлагает пути повышения на­дежности данных наблюдения:

1. Максимально дробно классифицировать элементы событий, подле­жащих наблюдению. Их надежность проверяется в пробных наблюдениях.

2. Если основное наблюдение осуществляется несколькими лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки событий, используя единую технику ведения записи, тем самым повышается устой­чивость данных наблюдения.

3. Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях.

4. Необходимо четко различать и регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики.

5. Важно следить затем, чтобы описание событий не смешивалось с

их интерпретацией.

6. Важно следить за обоснованностью интерпретации данных, стре­мясь к тому, чтобы перепроверить свои впечатления с помощью различ­ных возможных интерпретаций.

7. Полезно прибегнуть к независимому критерию для проверки обо­снованности наблюдения. Данные наблюдений можно проконтролировать с помощью других методов.